Статья:

Причины лишения родительских прав и порядок реализации данного положения

Конференция: XXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Татьяна В.К. Причины лишения родительских прав и порядок реализации данного положения // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(33).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Причины лишения родительских прав и порядок реализации данного положения

Татьяна Владимировна Кирносова
студент Оренбургского Государсвенного Уничерситета, РФ, г. Оренбург
Терентьева Ирина Александровна
научный руководитель,

 

REASONS FOR DEPRIVATION OF PARENTAL RIGHTS AND PROCEDURE FOR IMPLEMENTATION OF THIS REGULATION

 

Tatyana Kirnosova

student of the Orenburg State University, Russia, Orenburg

 

Аннотация. Особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. В статье рассматриваются причины лешения родительских прав и порядок реализации данного пложениия.

Abstract. The peculiarity of the child's position, both in the family and outside it, stems from its vulnerability caused by complete or partial physical, mental and social immaturity. The article discusses the reasons for the deprivation of parental rights and the procedure for the implementation of this plozhenii.

 

Дети- это цветы жизни, дети-это отрада, дети-это пламя свечи в черной, непроглядной тьме. Виктор Гюго сказал однажды: «Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье». Дети-это ангелы, которые сошли к нам с небес, чтобы отдать нам крылья… крылья счастья. Дети-это непорочные, неиспорченные души греховного мира. Они честны и не умеют лгать, они уязвимы и беззащитны. Они искренне дарят свои эмоции и плачут, когда им плохо. Родители в жизни — ребенка-это опора, поддержка, любовь, ласка, забота. Семья оказывает сильнейшее воздействие на развитие еще не сформатировавшейся личности. Родители направляют ребенка на жизненный путь, объясняя ему, что есть хорошо, а что плохо. С самого раннего детства родители воспитывают в своем чаде высоморальные качества. Родители учат преодолевать трудности, не останавливаться на достигнутом.

Но не у каждого ребенка бывает счастливое детство. Бывает так, что дети рождаются незапланированно, нежеланно. Такое случается, когда осознание того, что многие ваши проблемы будут решены появлением ребёнка в семье. Но важно понимать, что ребенок-это личность, это живое существо, а не инструмент и не прибор для решения проблем. Чаще всего в таких семьях ребенок становится обузой. Особенность положения ребенка в семье проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Самой природой родителям предначертано защищать своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой «обес печение, защита прав и и нтересов детей возлагается на их родителей». Что же понимается под интересами детей? А это, прежде всего надлежащее семейное воспитание, тот смый стержень, на котором основывается формирование здоровой во всех отношениях личности. В понятие «надлежащее семейное воспитание» вкладывается сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, передача ему своего жизненного опыта, знаний навыков, создание нормальных матер иально-быто вых услови й его жизн и.

На данном этапе развития общества и государства в целом, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию и защите своих детей. Также предоставляются родительские права не только для удовлетворения личных родительских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средствам осуществления данных прав происходит развитие полноценной, самостоятельной личности. Но главное, осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной деятельности, заботы родителей.

Права детей в Российской Федерации и их законодательное регулирование:

Права несовершеннолетних граждан установле ны и регулируются на законодател ьном уровне. В перечень национальных нормативно-правовых документов, действующих в России, входят:

  • Конституция РФ;
  • Закон от 27.07.1 998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Закон от 2 9.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Семейный кодекс РФ (С К РФ);
  • Уголовный кодекс РФ (У К РФ);
  • региональные нормативные акты.

Основные права детей указаны в гл. 11 СК РФ. К ним относятся:

  1. Проживание и воспитание в семье (ст. 54 С К РФ). Каждый ребенок вправе проживать со своими родителями, получать от них должное внимание, заботу, а также возможность всестороннеразвиваться. Если родители по какой-то причине отсутст вуют, то эти обязател ьства берет н а себя орган опекии попечительства.
  2. Поддержание отношений с родителями и с другими родственниками (ст. 55С К РФ). Даже в с лучае развода родителей ребенок может общатьс я и с отцом, и с матерью, а также с другими родственниками по обеим линиям родства.
  3. Защита сво их прав и интересов (ст. 56 С К РФ). Обязанность защищать интересы несовершеннолетних ложится на родителей, а также другие государственные органы (орган опеки, прокуратура, суд). Ребенок может претендовать на защиту, если сами родители злоупотребляют своими полномочиями по отношению к несовершеннолет нему.
  4. Изъявление собственного мнения (ст. 57 С К РФ). Ребенок, как и взрослый, является отдельной личностью, а поэтому имеет собственное мнение, которое должно учитываться, особенно при решении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетнего.
  5. Получение несовершеннолетним лицом Ф ИО (ст. 58 С К РФ). При рождении малыша родители самостоятельно выбирают ему имя, фамилия переходит от родителей, а отчество, как правило, присваивается по имени отца.
  6. Смена имени или фамилии (ст. 5 9 СК РФ). Орган опеки и попечительства может дать разрешение на смену имен или фамилии ребенка, если об это м поступила просьба от родителей.
  7. Имущественные права несовершеннолетнего лица (ст. 60 С К РФ). Каждый ребенок должен получать соответствующее содержание от своих родителей. Ребенок является собственником того имущества, которое было ему подарено или перешло по наследству.

Чаще всего дети страдают в неблагополучных семьях, по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским права или ис пользовани ю их не по назначению. В результате этого сформировывается ущербная, искалеченная, замкнутая личность, которая в будущем представляет собой угрозу для всего общества. Ведь именно семья способствует формированию гормональной личности. Именно семья оказывает воздействие на духовный мир, на социальную на правленность, мотивы поведения личности. Семья- это микромодель общества, которая вырабатывает систему моральных установок и формирует жизненные планы ребенка.

Все чаще мы слышим термин «неблагополучная семья». Что же понимается под семейным неблагополучием? Семейное неблагополучие выражается чаще всего в сочетании таких факторов, как деформация семейных связейи отношений; низкий культурный, общеобразовательный и профессиональный уровень родителей; примитивный круг интересов; искаженные нравственные и правовые воззрения. Самое ужасное, что с каждым годом чисто таких семей не идет на спад, а растет из года в год. Ребенок, находясь в таких условиях, не способен вырасти здоровой личностью. Чаще всего дети из такой семьи имеют антиобщественный или аморальный тип ориентации, становятся н а путь правонарушений, представляют собой угрозу для общества. Самое ужасное в том, что ребенок не получает от родителей удовлетворения в своих естественных потребностей: пищи, крове, еде, тепле, безопасности, о нвынужден удовлетворять себя самостоятельно, вставая на путь бродяжничества, попрошайничества, преступности. В чем же причина этого явления, принимающий массовый характер? Прежде всего виновника этого являются сами родители, которые не оказали должного внимания своим детям. На родителях лежит обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

Многие родители не чувствуют ответственности за судьбу с воих детей, Одни пытаются уклониться от ответственности, что проявляется в нежелании забот иться о потребностях своего ребенка, другая категория отказывается от своих детей, оставляя на произвол судьбы в детских домах, домах малютки, а третьи при осуществлении родительских прав причиняю вред психическому, физическому здоровью, нравственному развитию.

Все это не случайно. Сейчас, на данном этапе развития социально-экономических условий, с особой остротой проявляются негативные ухудшения материального положения российских семей, бедность, безработица, жилищные проблемы, аморальный образ жизни. Все эти социальные явления являются причиной неблагополучия в семейных отношениях.

Неужели ребенок, родившийся в неблагополучной семье, обречен? Имеет ли он право н а защиту от злоупотребления со стороны родителей, каким образом осуществляется эта защита. Все эти вопросы бу дут рассмотрены в данной работе.

Основания лишения родительских прав перечислены в ст. 69 Семейногокодекса РФ. К ним относятся:

  • уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
  • отказ без уважительны х причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;
  • злоупотребление родительским и правами;
  • жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
  • родитель является больным хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • родитель совершил умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Порядок лишения родительских прав Источник:

Вынести решение о лишении правможет только суд, на основании искового заявления и предоставленных доказательств. Важно знать, что соседи, друзья семьи или учителя ребенка не вправе самостоятельно подавать иск. Данная категория лиц может лишь связаться с органами опеки и сообщить о нарушении прав ребенка и ненадлежащем обращении с ним.

Согласно законодательству обратиться в суд с иском о лишении гражданина прав могут:

  • прокурор;
  • один из родителей;
  • опекун или иное лицо, по закону замещающее ребенку родителя;
  • представитель органа, занимающегося охраной прав детей (органы опеки, учреждения, предназначенные для содержания детей, оставшихся без попечения).

 

Список литературы:
1. Аничков Я.М. Семейное право России: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Антокольская М.В. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Азарова Е.Г. Право на пособие. Виды и размеры выплат. Комментарий законодательства.,-М.,1997.
4. Волкова Н. Насилие над детьми требует ужесточения наказания за содеянное: Комментарий специалиста // Человек и закон.-1996. -№7.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ. –М., 1997.
6. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96// Собрание законодательства РФ.-1996.-№3.-Ст150.
7. Закон РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.95//Собрание законодательства РФ. -1995. -№21. -Ст.1929.
8. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., Юристъ, 2005.
9. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. -№45. -Ст.955.
10. Конституция РФ.- М., 1994.
11. Комментарий к Кодексу о браке и семье. -М., 1971. Комментарий к Уголовному кодексу РФ.-М., 1996.
12. Семейный Кодекс РФ // Собрание Законодательства. 1996. №1. Ст. 16.
13. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. М., СПАРК, 1996.