Статья:

НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

Конференция: CCLXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Федотова Е.А. НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(273). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(273).pdf (дата обращения: 31.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 25 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НУЖНА ЛИ КАЛЛИГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

Федотова Екатерина Алексеевна
студент, Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Макарова Ольга Васильевна
научный руководитель, Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Можно ли представить современную жизнь без общения? Еще в глубокой древности у людей появилась потребность в общении. Однако речь слышна только на небольшом расстоянии. Такую ограниченность в современном мире компенсируют телефонная, видеосвязь и другие средства коммуникация (например, умная колонка «Алиса», «Маруся»). Вот только телефоны и колонки могут разрядиться, многое не работает без Интернета, да и сотовая связь есть далеко не везде. Кроме этого, техника, хоть и обладает искусственным интеллектом, далека ещё от когнитивного и эмоционального совершенства. Поэтому людям пришлось научиться преодолевать такие трудности путем записи речи в различных системах письма.

Письму не мешают ни время, ни расстояние, ни связь. Это мост между людьми, находящимися в километрах, часах, годах, веках друг от друга. Какое обилие чувств вызывает написанная дорогим человеком записочка, открытка… Как соблазнительны мемуары, домашняя переписка... Нас до сих пор восхищает красота и изящество писем, написанных нашими бабушками и дедушками (рис. 1). Они передавали не только информацию, но и эмоции, индивидуальность автора.

От гусиных перьев и чернильниц, шариковых авторучек и печатных машинок человечество шагнуло к новым средствам передачи информации. Вступив в век компьютеров и информационных технологий, мы легко отказались от каллиграфического письма – оцифрованный текст получить намного легче, да и выглядеть внешне он будет идеально. А благодаря Стиву Джобсу мир имеет сегодня достаточно большое число самых разнообразных шрифтов – пользуйся!

Сегодня многие школьники с подачи учителей и родителей предпочитают набирать текст на клавиатуре, оставив ручку и бумагу в стороне. Оправдан ли такой переход? Мнения разнятся: одни говорят, что умение красиво писать – это не только про эстетику, но и про совершенство некоторых качеств личности. Другие, напротив, уверены, что подчерк не важен, он никак не влияет на индивида (рис. 2). А пока почерк многих детей, оканчивающих начальную школу, похож на тот, что представлен на третьем рисунке. И красивое письмо в ученических тетрадках сегодня скорее исключение, чем правило. На наш взгляд, очевидно, что изучение данной проблемы становится актуальным.

 

Рисунок 2. Работы, демонстрирующее каллиграфические навыки прошлого

 

Для начала разберемся с самим понятием «каллиграфия».

 

Рисунок 3. Каллиграфические навыки настоящего

 

Теоретический анализ научных и публицистических источников показал, что впервые слово «каллиграфия» начали использовать в Древней Греции.  И состояло оно  всего из двух слов, которые при переводе на русский звучали как «красота» и «пишу» [3, с. 13]. В XVI веке в Европе стало цениться красивое и безупречное изображение слов. Такой вид письма получил современное звучание – каллиграфический [4]. В научной литературе мы обнаружили достаточно свидетельств тому, что каллиграфия играет важную роль в развитии письменной речи и личности ученика [2]. Исследование, проведенные учеными стран, указывают на то, что каллиграфия способствует улучшению моторных навыков, повышению концентрации внимания и развитию творческого мышления. Они отмечают, что процесс написания становится не только способом передачи информации, но и формой самовыражения, позволяющей учащимся осознанно относиться к собственным мыслям и идеям, и миру в целом [6]. Данную точку зрения мы разделяем, так как уверены, что каллиграфия не только обогащает письменную речь, но и формирует положительные качества, такие как усидчивость, стремление довести начатое дело до завершения, внимание к деталям, что является важным в личностном развитии каждого ученика. М.М. Безруких в книге «Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей» подчеркнула, что нервная регуляция движений детей 6-7 лет пока несовершенна, этим объясняются «недостаточная точность и быстрота движений, трудность их завершения по сигналу. При выполнении движений контроль… принадлежит зрению, причем в процессе движений не просто фиксируется поле деятельности, а прослеживается всё движение от начала до конца». Этим учёный объясняет не только физиологические, но и психологические особенности развития ребёнка – тщательность и старание детей выведения букв при письме при затруднениях определения величины букв, их размещении в узкой строке и сильном мышечном напряжении ведущей руки. В то же время при выполнении специальных упражнений зрительно-моторные координации («глаз-рука») совершенствуются, движения становятся управляемыми [1, с. 7], всё это способствует тому, что предложенные учителем эталоны написания букв перенимаются как единственно правильные.

Обучение каллиграфическим умениям способствует, на наш взгляд, развитию универсальных учебных действий младшего школьника: коммуникативных, познавательных и регулятивных. Ученик, медленно выводя буквы, не только совершенствует графические навыки (соблюдение пропорций, стилизации написания букв), он размышляет над тем, что пишет, а значит, рассуждает и допускает меньше ошибок. При этом он сам регулирует темп, движения руки, глаз. Учитель во время письма не может влиять на действия ребёнка, поскольку он сосредоточен на них: мысленно моделирует и объективирует на бумаге образ буквы, состоящий из определённых элементов. А если учитель использует комментированное письмо, то ученик вспоминает и проговаривает элементы букв, постепенно запоминая их, тренируя руку и память. Исподволь у ученика увеличивается скорость письма, попутно ускоряются мыслительные действия. Желание написать красиво целое предложение побуждает ученика сначала его сформулировать, проговорить, осмыслить ошибкоопасные места и только потом, испытывая уверенность в своих знаниях, перевести их в умения посредством записи с проговариванием. Таким образом, очевидно, что каллиграфия требует от ученика высокой концентрации внимания, сосредоточенности на том, что делают одновременно мозг, глаз и рука. По сути, ученик работает над тем, чтобы «подружить» эти органы между собой, сделать их помощниками в деле учения. Так, благодаря медленному выведению букв на бумаге ученик развивает интеллектуальную сферу. Добавим, что качество рукописного материала влияет на внешнее восприятие текста и понимание его смысла. Сами посудите: когда лучше усваивается содержание – при первом же прочтении красиво написанного или при повторном, вынуждающем читателя снова и снова перечитывать материал, разбираться в том, что написано ввиду непонимания и домысливания того, что изображено. Добавим, что красивое и понятное письмо являет собой способ выразить уважение к читателю и родному языку как ценности.

Кроме этого каллиграфическое письмо рассматривается специалистами как особый вид искусства. Художественное выражение буквы притягивает взгляд читателя, невольно вынуждая рассматривать орнамент из элементов. То есть рассматривание каллиграфических надписей вызывает у ученика-читателя эстетическое наслаждение не только слогом и смыслом текста, но и красотой букв и слов. Таким образом, считаем правомерным утверждение о том, что каллиграфия положительно влияет на формирование личностных качеств ученика и результатов его обучения. Следующий этап нашего исследования касался обоснования тезиса о том, когда же нужно формировать каллиграфические навыки. Общепринято, что обучение письму занимает три четверти первого года обучения в школе. Оправдано ли это в век всеобщей компьютеризации? Может быть, логично современных детей научить сначала скоростному набору текста на клавиатуре, а каллиграфию перенести на следующие года обучения?

Наши размышления и теоретический анализ литературы позволил сформулировать следующие суждения. В первый год обучения интеллект ребёнка активно наращивает свои возможности за счёт многих факторов: целенаправленного формирования целого ряда новых универсальных умений, поддержки мотивации и осознанности познавательной деятельности, воспитания ценностного отношения ко всему – к изучаемым феноменам, своим действиям и результатам, к объектам, имеющим культурную ценность и т.п. Кроме того, каллиграфические навыки помогают детям лучше взаимодействовать с окружающими, укрепляя их уверенность в собственных способностях и прививая уважение к творческому процессу. Всё перечисленное даёт нас основание считать, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования каллиграфических навыков. Заметим, что важную роль играют примеры, которые подают взрослые, и, в первую очередь, родители и учителя. Мало помочь ребёнку сформировать у себя каллиграфические навыки, ему жизненно необходимо понимать их востребованность. Задача взрослых – показать, где и как применяется письмо рукой, дать насладиться любованием различных техник и стилей, вдохновлять собственным примером. В ходе подготовки материалов для статьи нам было интересно – в каком состоянии находятся каллиграфические навыки у выпускников школ. На рисунке 4 слева запись, сделанная учителем - молодым специалистом (более 10 лет назад). В центре результат выполнения студентами каллиграфического задания – написать красиво. Справа – сделать эту же запись обычным почерком. Очевидно, что происходит отрицательная трансформация – будущими учителями (студенты третьего курса, профиля «Начальное образование») не соблюдаются высота, наклон, ширина букв даже при выполнении каллиграфического задания. Можно ли ожидать, что у младших школьников будет сформирован красивый почерк, если образец учителя столь далёк от совершенства?

 

Рисунок 4. Трансформация каллиграфических навыков на примере написания слова «Молодец»

 

От родителей также требуется поддержка: будет ли ребёнок работать над каллиграфическими навыками или будет считать это утратившим смысл умением и перейдёт на «медицинский» почерк. Будет ли ученик использовать нечёткое написание букв как средство замаскировать отсутствие некоторых знаний (мы же знаем, что ученики умеют хитрить, например, оспаривая написание букв «о» и «а» в словах с орфограммами). Экскурс в историю каллиграфии, анализ научной литературы о её значении для развития ученика позволил нам сделать вывод. Формирование каллиграфических навыков непростая, но очень важная задача, которая видится нам как мощный инструмент формирования и развития кругозора, интеллектуальной сферы и воспитания личности ребенка.   Мы убеждены, что каждому ребенку интересно познавать устройство и моделирование букв, путешествовать по миру каллиграфии. И нам хочется выразить надежду, что каллиграфия как обязательная дисциплина вернётся в вузы, как отдельный урок или часть другого урока станет системным явлением в школе.

 

Список литературы:
1. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей [Текст] / М.М. Безруких. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 127 с.
2. Бырдина, Ю.С., Роль каллиграфии в начальной школе / Ю.С. Бырдина, А.А. Голубь, А.А. Куртова [Электронный источник] // Скиф. 2022. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kalligrafii-v-nachalnoy-shkole-1 (дата обращения: 01.11.2024).
3. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13
4. История каллиграфии [Электронный источник]. – URL: https://russianclassicalschool.ru/bibl/kalligrafiya-i-chistopisanie/item/1795-istoriya-kalligrafii.html
5. Отыншинова М.Б., Роль каллиграфии в начальной школе [Электронный источник] / М.Б. Отыншинова, Д.А. Усольцева, Н.В. Лукина, Я.И. Прокопова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. №2-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kalligrafii-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 01.11.2024).
6. Штепенко, В.В. Введение каллиграфии в образовательную программу как формирование и развитие психологической и эстетической подготовки к школе [Электронный источник] / В.В. Штепенко // Проблемы педагогики. 2021. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvedenie-kalligrafii-v-obrazovatelnuyu-programmu-kak-formirovanie-i-razvitie-psihologicheskoy-i-esteticheskoy-podgotovki-k-shkole  (дата обращения: 08.11.2024).