Статья:

Актуализация методов и приёмов логопедической работы по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Веселова С.С. Актуализация методов и приёмов логопедической работы по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(63). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(63).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуализация методов и приёмов логопедической работы по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста

Веселова Светлана Сергеевна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск
Козырева Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук. доцент, Красноярский государственный педагогический университет, РФ, г. Красноярск

 

В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования.

Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, подготовки его к обучению в школе и дальнейшему освоению школьной программы, а также социальной адаптации ребенка в целом.

В настоящий момент фиксируется повышение требований к начальному образованию, актуальным становится целый ряд психолого-педагогических проблем, которые связаны с подготовкой детей, дальнейшего обучения в школе.

Успешность школьного обучения ребенка во многом определена особенностями его овладения письмом.

Ежегодно учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают увеличение число обучающихся, испытывающих трудности в овладении письмом [2; 6].

Дисграфия является частичным нарушением процесса письма, проявляющимся в стойких специфических ошибках (не связанных с применением правил орфографии), причина которой-несформированность высших психических функций, задействованных в процессе письма. Исследуемая тема актуализирована тем, что нарушения письма (какую бы их классификацию не использовал в своей работе логопед) оказывают непосредственное влияние на успеваемость обучающегося. Снижение которой по основным предметам программы начальной школы приводит к снижению социализации обучающегося [3; 4; 5].

Рассмотрим основные принципы, цели, задачи и возможное содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению специфических нарушений письма на начальном этапе.

Цель коррекционной работы по преодолению дисграфии, обусловленной регуля­торными трудностями, состоит в развитии и коррекции функций программирования, регуляции и контроля деятельности.

Основными задачами являются: развитие и коррекция серийной организации движений; развитие и коррекция функций программирования, регуляции и контроля деятельности.

В соответствии с целью и задачами коррекция дисграфии, обусловленной ре­гуляторными нарушениями, включает развитие серийной организации движений рук и артикуляционных движений; развитие синтаксической стороны речи; развитие связной речи; развитие программирования, регуляции и контроля акта письма.

Целью логопедической работы по преодолению дисграфии, обусловленной гно­стическими трудностями, является развитие и коррекция у школьников функций приема переработки и хранения информации. В задачи коррекционной работы входит развитие и коррекция функций приема, переработки и хранения слуховой, кине­стетической, зрительной и зрительно-пространственной информации.

Содержание коррекционно-педагогической работы определяются типом гно­стических нарушений учащихся (по левополушарпому или правополушарному типу).

Так, коррекция дисграфии, обусловленной гностическими левополушарными на­рушениями, включает развитие языкового анализа и синтеза; фонематического восприятия; кинестетического анализа; коррекцию произносительной стороны речи; развитие слухоречевой памяти; развитие грамматического строя речи, словарного запаса и практического умения пользоваться им; развитие слухомоторных координа­ции.

Коррекция дисграфии, обусловленной гностическими правополушарными нарушениями, подразумевает развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительно-пространственных функций, зрительно-моторных координаций; развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза; развитие слухоречевой памяти; развитие практического умения пользоваться словарем; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи.

В дальнейшем, при отсутствии коррекционной работы, выявленное нарушение письма перерастает в дизорфографию - стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии, которые в большей степени проявляются у обучающихся 3- 4 классов.

Несомненно, это сильно снижает успеваемость обучающегося по основным предметам школьной программы.

Изучая опыт Азовой О.И. [1] и беря его за основу для своего экспериментального исследования, мы будем выстраивать логопедическую работу, направленную на коррекцию нарушений письма учащихся начальных классов, по следующим направлениям: совершенствование фонетико-фонематической стороны речи; развитие связной устной и письменной речи; грамматического строя речи; дифференциация категориального значения различных частей речи; формирование синтаксического компонента; орфографической зоркости.

Таким образом, устранение специфических ошибок письма осуществляется приёмами, направленными на развитие всех высших психических функций.

При коррекции дисграфических ошибок, имеющих стойкий характер, большое внимание уделяется максимальному использованию различных анализаторов.

Дальнейшая коррекционно-логопедическая работа выстраивается с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с дисграфией и степени выраженности нарушения письма.

 

Список литературы:
1. Азова О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием. /Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М., 2007.
2. Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: моногр. М.: АПК и ППРО, 2009. - 120 с. 
3. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // «Вестник ТГПУ». №1.2014. - С.112 -115.
4. Козырева О.А. Инклюзивное образование: от теоретической модели к практике реализации// «Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева». №2(40). 2015. - С. 10-16.
5. Никуленков В.В., Козырева О.А., Бабина О.И., Тукалова М.А. Медиативные технологии в реализации инклюзивной образовательной среды современной школы// Стандарты и мониторинг. Т.6. №1. 2018. – С.20-26.
6. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. СПб.: Детствопресс, 2006. - 128 с.