Статья:

Психолого-педагогические условия развития компетенций учителей на основе использования технологии смешанного обучения

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сухова И.С. Психолого-педагогические условия развития компетенций учителей на основе использования технологии смешанного обучения // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/7(30).pdf (дата обращения: 28.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические условия развития компетенций учителей на основе использования технологии смешанного обучения

Сухова Инна Сергеевна
магистрант Волгоградского социально-педагогического университета, учитель МКОУ «Преображенская СШ», РФ, г. Волгоград
Соловцова Ирина Афанасьевна
научный руководитель, Волгоградский социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В статье анализируются компетенции учителей необходимые для использования смешанного обучения на уроках в школе. Обсуждается опыт зарубежных экспертов в области инновационных технологий и адаптации к условиям их к российской школьной системе.

 

Ключевые слова: смешанное обучение, компетентность учителя, роль учителя в смешанном обучении.

 

Психолого-педагогическая компетентность – составной компонент в общей структуре профессиональной компетентности учителя, куда также входят коммуникативная компетентность (культура общения и педагогический такт), риторическая компетентность (профессиональная культура речи), когнитивная компетентность (профессиональная эрудиция), профессионально-техническая компетентность (умение применять современные методики и технологии, в том числе информационно-коммуникативные технологии), профессионально-информационная компетентность (способность осуществлять мониторинг и диагностику)[4].

Проанализируем зарубежных экспертов, что они понимают под компетенциями учителей. Какие знания и навыки нужно иметь учителю, чтобы эффективно применять смешанное обучение. Вот что думает по этому поводу Хизер Стейкер, эксперт смешанного обучения, научный сотрудник Института подрывных инноваций Клейтона Кристенсена в США.

Технология смешанного обучения сравнительно с США новы для российских школ. Поэтому точный список компетенций, которые важны в применении технологии, их значимость и роль пока неизвестны. К тому же, учитывая разнообразие моделей и индивидуальных особенностей учеников, мы никогда не сможем с абсолютной точностью сказать, какие компетенции важны в каждом конкретном случае[4]. Проанализируем результаты американских исследователей, которые провели опыты по выявлению компетенций учителей в применении технологии смешанного обучения.

Значимыми считаются интеллектуальные компетенции учителя, не только в традиционном обучении, но и в смешанном. Они включают в себя основные ценности или убеждения. Интеллектуальные компетенции всегда направлены и на цель обучения.  Другими словами, они должны соответствовать то, чему учитель должен научить ребенка. Эти компетенции определяют мышление, поведение и действия человека. Зарубежные исследователи провели онлайн-опрос и организовали четыре небольшие фокус-группы. Целью было выявить важные направления для учителей. По результату оказалось, что гибкое, творческое мышление, стремление к постоянному развитию, умение работать над идеей в коллективе, собрали наибольшее число голосов. После участники опроса сделали интересный вывод: наиболее важным атрибутом успеха является переход от обучения, ориентированного на учителя, к обучению, ориентированному на учащихся. Переход на смешанное обучение с каждым годом кажется не такой незыблемой идеей как раньше, цифровизация дает свои результаты. На основе исследований, можно сделать вывод что компетентность, представляет собой определенный образ мышления. Он отражает «переход от преподавания под руководством преподавателя к обучению, ориентированному на учащихся, для удовлетворения индивидуальных потребностей и содействия вовлечению и мотивации».  Следующее исследование компетенций привели к важности роли учителя в смешанном обучении, так же, как и в традиционном.

Опрос респондентов фокус-групп определили группу компетенций, которые относятся к роли учителя в смешанной среде. Самое главное это:

— подготовка среды для проведения смешанного обучения;

— поощрение самостоятельности учащихся;

— поощрение ученических объединений в группы, малые группы, гибкие группы;

— обеспечение индивидуального подхода и обратной связи с каждым учащимся;

— выстраивание доверительных отношений[2];

Интересно заметить, что набор компетентностей, представленных выше соответствуют не только смешанному обучению, но и всем нам привычному – традиционному.

Рассмотрим следующий блок компетенций. Смешанное обучение требует определенных компетенций, которые сильно отличаются от традиционных.

Что должны уметь учителя:

—Планирование и организация уроков, в том числе с использованием электронно-образовательных ресурсов. Важно учитывать модель, которую будет использовать учитель (ротация станций, перевернутый класс и т.д.).

— Умение планировать свою деятельность.

— Поддержка каждого учащегося, для этого можно использовать онлайн консультации. Оценивание.

Нельзя забывать, что перемены проведенные в системе образования, обусловливают поиск новых подходов и форм в контексте подготовки педагогов к разрешению множества актуальных вопросов. В этой связи особое значение отводится курсам повышения квалификации педагогов, позволяющих осуществлять непрерывное повышение профессиональной компетентности учителей, формирование их способности и готовности к результативной деятельности[2].

По мнению Долговой Т.В. в смешанном обучении важна практика разработки и обмена цифровыми образовательными ресурсами. При этом применение технологии смешанного обучения предъявляет высокие требования к педагогам, а именно:

- высокая ИКТ-компетентность, владение разнообразным электронным инструментарием, в том числе сервисами коммуникации, совместной онлайн-работы, социальными инструментами, системами управления обучения и т.д.

- умение создавать собственное учебное содержание, т.к. существующие информационные ресурсы не всегда обладают тем уровнем избыточность учебной информации, который необходим для организации смешанного обучения;

- умение дифференцировать образовательный процесс с учётом особенностей каждого ученика[1].

Внедрение смешанного обучения требует от учителя гораздо больших затрат сил и времени, чем привычная, веками отработанная фронтальная форма работы. Оно также однозначно затрудняется отсутствием психологической готовности учителя изменить свою роль в процессе обучения, превративших из ментора, в помощника. Внедрение смешанного обучения как инновации приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора знаний к роли наставника, помощника, и главным инструментом педагога становится учебная среда, в которой стираются границы между средой классной комнаты и онлайн-средой[5].

Собрать, проанализировать, систематизировать список компетенций для учителей, работающих в смешанном обучении — труд, заслуживающий значительных усилий в предстоящие годы. Важно избегать одинаковых требований для разных моделей, разных школ и разных учеников. Взять лучшее из традиционных и онлайн практик — важнейшая задача. А каждая компетенция, которую обозначают исследователи, должна быть проверена на адекватность и соответствие учебным целям и задачам [3].

Готовность учителя к сетевому взаимодействию — сложная компетенция, для освоения которой нужно понимание того, из чего она складывается. Есть и другие условия, которые влияют на успешность внедрения смешанного обучения в школе.

 

Список литературы:
1. Долгова Т.В. «смешанное обучение — инновация xxi века» URL - http://interactiv.su/2017/12/31/смешанное-обучение-инновация-xxi-века/(дата обращения: 03.07.2019)
2. Компетенции учителей в смешанном обучении [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://blendedlearning.pro/new-school/teachers/05-2/  Дата обращения (15.06.2020)
3. Краснова Т. И. Смешанное обучение: опыт, проблемы, перспективы // В мире научных открытий. 2014. № 11. с. 10–26.
4. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811. — URL https://moluch.ru/archive/87/16877/ (дата обращения: 26.03.2019).
5. Скрыпникова Н. Н. Технология смешанного обучения: актуальность и проблематика // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 3. — С. 74–78.