ВОСПИТАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВОСПИТАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра, по мнению многих ученых, является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. И это не удивительно, ведь она отражает модель поведения человека в обществе, его способность «переживать» ту или иную роль, мыслить творчески, находить решение проблемным ситуациям, следовать правилам, сопереживать, взаимодействовать с другими для лучшего результата. В игре ребенок наиболее органично социализируется и усваивает общественные нормы. Чтобы игры всегда с дошкольниками проходили с пользой и эффективно необходимо воспитывать у них игровую культуру.
Под игровой культурой принято подразумевать «специфическую сферу культуры, содержащую в себе различные аспекты функционирования игры как способа человеческой деятельности, направленного на демонстрацию человеческих качеств, свойств, умений, регламентируемого правилами, разворачиваемого в социокультурной реальности и не предполагающего получение прагматически значимого результата, ценного за пределами игры» [2, с. 88].
К игровой культуре относятся: знания, умения, навыки организации игровой деятельности; игровые традиции; опыт игровой деятельности; правила общения во время игры; владение перечнем игр и умение их использовать для достижения целей, их творческое преобразование и использование; наличие потребности в развитии и расширении игрового пространства.
Игровая культура позволяет активизировать детей дошкольного возраста, поддерживать их интерес, развивать их речь. Наибольшую роль в развитии коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста занимают именно игровые технологии, это связанно с преобладанием у ребёнка эмоциональной сферы над интеллектуальной [5].
Воспитание игровой культуры проходит через саму игру, ведь она предполагает вовлечение в игровой процесс и обязательное наличие правил, которые ведут к определенному результату. Так, во время игры происходит освоение основных правил поведения, сотрудничество с другими детьми во время решений игровых ситуаций. Чем больше дети общаются на тему игры, тем быстрее находят подходящие формы поведения для решения конфликтных ситуаций, учатся подчиняться интересам группы и правилам поведения во время соревновательных игр. Все это благотворно влияет на участие ребенка в играх, ведь ребёнок, который усвоил игровую культуру, быстрее «включается» в игру в будущем.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), для развития ребенка дошкольного возраста важно воспитывать игровую культуру, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6). Игровая деятельность включает в себя сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) и другие виды игры [1].
Игровая культура активизирует, приручает детей подчинять свою активность определённой цели и следовать ей, способствует воспитанию целенаправленности. Во время игровой деятельности дошкольник включается в коллектив, развиваются коммуникативные способности, он начинает справедливо оценивать свои поступки и действия себя или своих сверстников. Если дети обладают игровой культурой, то есть больше шансов на то, что с помощью игры педагог сможет достигнуть желаемых результатов и установить положительный контакт с дошкольниками, также привить интерес к занятиям.
В дошкольном образовании для успешного обучения ребенка чтению на английском языке необходимо знать и учитывать возрастные и психофизиологические особенности старших дошкольников. Детей с 6 до 7 лет относят к старшему дошкольному возрасту. Ведущим видом деятельности, в соответствии с теорией отечественного психолога, выделяют игру. Дети такого возраста имеют не точное представление о правах и обязанностях организатора игры, не всегда знают, как правильно играть и взаимодействовать с другими людьми или предметами играючи [6, с. 18].
Под игрой следует подразумевать форму деятельности в созданных искусственно ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, который был зафиксирован в предметных действиях в социуме, культуре и науки. Именно такая деятельность раскрывает познавательные и личностные сферы ребёнка в полной мере. Все это определяется целями и задачами программы дошкольного образования, что отражено в ФГОС ДО.
Анализ психолого-педагогической литературы, в частности, трудов Эльконина Д.Б. и Выготского Л.С. о вопросах, касающихся природы игры и её внутренних механизмах, позволил представить целый ряд её преимуществ для развития, социализации и самореализации детей старшего дошкольного возраста. Так, например, в процессе игровой деятельности у детей развиваются коммуникативные способности, внимание и образная память, речь, воображение как основа творческой деятельности, совершенствуется координация движений и мелкая моторика рук, формируется нестандартное мышление и обогащается кругозор ребенка. Дети с восторгом отмечают свои успехи, учатся строить правильную коммуникацию с другими, переживают радость познания и преодоления некоторых трудностей.
Игра позволяет создать ситуацию, в которой ребёнок не может остаться в стороне и «отмолчаться». Во время игровой деятельности дошкольник включается в коллектив, он начинает справедливо оценивать свои поступки и действия или своих сверстников. Отметим важность тактичного, педагогически целесообразного руководства, ведь именно в таких условиях игра включает в себя правила взаимоотношений и усвоение норм поведения. Именно в игровой деятельности ребенок чаще, чем в реальной жизни делает выбор о том, как поступить самостоятельно.
Для осуществления адекватного педагогического влияния необходимо иметь представление о общеразвивающем значении игр, хорошо знать их специфику и закономерности развития, уровень сформированности игровой культуры у своих воспитанников. В качестве средств диагностики игровой деятельности у старших дошкольников наиболее подходящими считаются следующие тесты:
- наблюдение за игровой деятельностью детей по методике В.М. Астапова.
- диагностика уровня сформированности игровых навыков (Д.Б. Эльконин).
- тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу» (Д.Б. Эльконин) [7].
Знание иностранного языка – это неотъемлемая компетенция в современном мире, который имеет тенденцию к глобализации. Целью организации обучения иностранному языку (ИЯ) детей старшего дошкольного возраста является формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в совершенствовании как физическом, интеллектуальном, так и духовно-нравственном, в формировании культуры, организации досуга дошкольников, адаптации к жизни в обществе и начальную профессиональную ориентацию детей, выявлении и поддержке способных детей.
В дошкольном возрасте происходит активное освоение речи. Дети познают язык через игру со звуками и словами, словотворчество. Произнося слова, они получают власть над языком, а через игру это происходит намного естественно, появляется возможность «попробовать язык на вкус» и добраться до его сути. Этот возраст хорошо подходит для привития чувства языка и подготовки мозга к серьёзному обучению.
При обучении ИЯ чтение занимает очень важное место и рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Но прежде всего дошкольникам необходимо овладеть техникой чтения, которая тесно и неразрывно связана с фонетическим аспектом речи. Дети, умеющие читать на родном языке, по утверждению психологов, смогут овладеть чтением на ИЯ, ведь у них есть языковая опора. Родной язык формирует речевые привычки говорящего и сказывается на овладении вторым языком, передавая ему свои особенности. Необходимо помнить, что усвоение правил чтения у детей происходит лучше с практическими примерами, а не в виде словесных инструкций [4].
Учитель ИЯ обучает детей организационными приёмами в игре, помогает каждому в решении определённых организаторских задач, таких как: сообща договариваться об игре, справедливость в решении споров, в случаях затруднения не бояться обратиться к педагогу. Если дети обладают игровой культурой, то есть больше шансов на то, что с помощью игры учитель сможет достигнуть желаемых результатов и установить положительный контакт с дошкольниками и привить интерес к занятиям.
Обучение детей старшего дошкольного возраста чтению на английском языке должно иметь последовательный характер, от простого к более сложному. Предлагаем примерный алгоритм.
- Начать лучше с фонем. Хорошо подойдут краткие гласные, которые ближе к русскому языку, такие как [i, e, ӕ, ʌ, ɔ, u, ә], благодаря чему дети будут знать простые звуки
- Алфавит с транскрипцией (a [ei], b [bi:], c [si:]), который поможет детям распознавать буквы и соотносить с фонемами
- Изучение правил фонетики, которые предполагают изучение открытого и закрытого слога (kite [kait], cat [kӕt])
- Правила чтения буквосочетаний (see [si:], book [buk])
Для обучения старших дошкольников чтению на английском языке и воспитания у них игровой культуры предлагаем использовать следующие игры.
- Игра “Catch a butterfly” (Поймай бабочку)
Цель: закрепить чтение слов со звуком [æ]
Технология проведения игры
Группа делится на 2 команды: A и B. Раскладываются картинки бабочек со словами (rat, fat, hat, cat, sat, mat) на них. Необходимо сообщить, что бабочек будут игрушечным сачком (1 на команду). По 1 ребенку из каждой команды по очереди подходят к бабочкам. Учитель выбирает слово и произносит его (к концу игры должны быть произнесены все слова), а задача детей поймать бабочку с произнесенным словом сачком, прочитать слово. Чья команда справится с заданием быстрее (пройдут все ребята), та и забирает бабочку, то есть получает одно очко в пользу команды. Побеждает команда, у которой больше всего очков.
- Игра “Sports reading” (Спортивное чтение)
Цель: закрепить чтение слов со звуком [i]
Технология проведения игры
Группа делится на 2 команды: A и B. Вначале игрок из команды А берет карточку, где изображён мячик, по центру которого находится заданное слово (big, pig, pin, six, kid, win) и читает слово. Если игрок справился, то он бросает обычный мячик в пластиковую корзину. Если ребенок прочитал и попал в корзину, то команде А насчитывается два очка, если прочитал, но не попал – одно очко. Далее ход переходит игроку из команды В. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки и пока не попробуют свои силы все дети. Игра приобретает еще больший соревновательный дух, если в процессе другие дети будут подбадривать водящего. Выигрывает команда, набравшая больше очков.
Таким образом, для наиболее успешного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития старших дошкольников необходимо воспитывать у них игровую культуру. Воспитание игровой культуры происходит в процессе организации и проведении игр, например, по обучению иноязычному чтению. Игра помогает обеспечить естественную мотивацию к обучению, сделать его интересным и осмысленным. Возраст 6-7 лет является наиболее подходящим для обучения чтению на иностранном языке. Обучение чтению на английском языке тесно связано с формированием у обучающихся фонетических навыков, поэтому его необходимо осуществлять неразрывно от фонетики и в игровой форме.