Статья:

ВОСПИТАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макарова И.К. ВОСПИТАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(188). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(188).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАНИЕ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Макарова Ирина Константиновна
студент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск
Торунова Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Иркутский государственный университет, РФ, г. Иркутск

 

Игра, по мнению многих ученых, является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. И это не удивительно, ведь она отражает модель поведения человека в обществе, его способность «переживать» ту или иную роль, мыслить творчески, находить решение проблемным ситуациям, следовать правилам, сопереживать, взаимодействовать с другими для лучшего результата. В игре ребенок наиболее органично социализируется и усваивает общественные нормы. Чтобы игры всегда с дошкольниками проходили с пользой и эффективно необходимо воспитывать у них игровую культуру. 

Под игровой культурой принято подразумевать «специфическую сферу культуры, содержащую в себе различные аспекты функционирования игры как способа человеческой деятельности, направленного на демонстрацию человеческих качеств, свойств, умений, регламентируемого правилами, разворачиваемого в социокультурной реальности и не предполагающего получение прагматически значимого результата, ценного за пределами игры» [2, с. 88].

К игровой культуре относятся: знания, умения, навыки организации игровой деятельности; игровые традиции; опыт игровой деятельности; правила общения во время игры; владение перечнем игр и умение их использовать для достижения целей, их творческое преобразование и использование; наличие потребности в развитии и расширении игрового пространства.

Игровая культура позволяет активизировать детей дошкольного возраста, поддерживать их интерес, развивать их речь. Наибольшую роль в развитии коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста занимают именно игровые технологии, это связанно с преобладанием у ребёнка эмоциональной сферы над интеллектуальной [5].

Воспитание игровой культуры проходит через саму игру, ведь она предполагает вовлечение в игровой процесс и обязательное наличие правил, которые ведут к определенному результату. Так, во время игры происходит освоение основных правил поведения, сотрудничество с другими детьми во время решений игровых ситуаций. Чем больше дети общаются на тему игры, тем быстрее находят подходящие формы поведения для решения конфликтных ситуаций, учатся подчиняться интересам группы и правилам поведения во время соревновательных игр. Все это благотворно влияет на участие ребенка в играх, ведь ребёнок, который усвоил игровую культуру, быстрее «включается» в игру в будущем.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), для развития ребенка дошкольного возраста важно воспитывать игровую культуру, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6). Игровая деятельность включает в себя сюжетно-ролевую игру, игру с правилами, коммуникативную (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) и другие виды игры [1].

Игровая культура активизирует, приручает детей подчинять свою активность определённой цели и следовать ей, способствует воспитанию целенаправленности. Во время игровой деятельности дошкольник включается в коллектив, развиваются коммуникативные способности, он начинает справедливо оценивать свои поступки и действия себя или своих сверстников. Если дети обладают игровой культурой, то есть больше шансов на то, что с помощью игры педагог сможет достигнуть желаемых результатов и установить положительный контакт с дошкольниками, также привить интерес к занятиям.

В дошкольном образовании для успешного обучения ребенка чтению на английском языке необходимо знать и учитывать возрастные и психофизиологические особенности старших дошкольников. Детей с 6 до 7 лет относят к старшему дошкольному возрасту. Ведущим видом деятельности, в соответствии с теорией отечественного психолога, выделяют игру. Дети такого возраста имеют не точное представление о правах и обязанностях организатора игры, не всегда знают, как правильно играть и взаимодействовать с другими людьми или предметами играючи [6, с. 18].

Под игрой следует подразумевать форму деятельности в созданных искусственно ситуациях, направленную на воссоздание и усвоение общественного опыта, который был зафиксирован в предметных действиях в социуме, культуре и науки. Именно такая деятельность раскрывает познавательные и личностные сферы ребёнка в полной мере. Все это определяется целями и задачами программы дошкольного образования, что отражено в ФГОС ДО.

Анализ психолого-педагогической литературы, в частности, трудов Эльконина Д.Б. и Выготского Л.С. о вопросах, касающихся природы игры и её внутренних механизмах, позволил представить целый ряд её преимуществ для развития, социализации и самореализации детей старшего дошкольного возраста. Так, например, в процессе игровой деятельности у детей развиваются коммуникативные способности, внимание и образная память, речь, воображение как основа творческой деятельности, совершенствуется координация движений и мелкая моторика рук, формируется нестандартное мышление и обогащается кругозор ребенка. Дети с восторгом отмечают свои успехи, учатся строить правильную коммуникацию с другими, переживают радость познания и преодоления некоторых трудностей.

Игра позволяет создать ситуацию, в которой ребёнок не может остаться в стороне и «отмолчаться». Во время игровой деятельности дошкольник включается в коллектив, он начинает справедливо оценивать свои поступки и действия или своих сверстников. Отметим важность тактичного, педагогически целесообразного руководства, ведь именно в таких условиях игра включает в себя правила взаимоотношений и усвоение норм поведения. Именно в игровой деятельности ребенок чаще, чем в реальной жизни делает выбор о том, как поступить самостоятельно.

Для осуществления адекватного педагогического влияния необходимо иметь представление о общеразвивающем значении игр, хорошо знать их специфику и закономерности развития, уровень сформированности игровой культуры у своих воспитанников. В качестве средств диагностики игровой деятельности у старших дошкольников наиболее подходящими считаются следующие тесты:

- наблюдение за игровой деятельностью детей по методике В.М. Астапова.

- диагностика уровня сформированности игровых навыков (Д.Б. Эльконин).

- тест «Устойчивость в подчинении игровому правилу» (Д.Б. Эльконин) [7].

Знание иностранного языка – это неотъемлемая компетенция в современном мире, который имеет тенденцию к глобализации. Целью организации обучения иностранному языку (ИЯ) детей старшего дошкольного возраста является формирование и развитие творческих способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в совершенствовании как физическом, интеллектуальном, так и духовно-нравственном, в формировании культуры, организации досуга дошкольников, адаптации к жизни в обществе и начальную профессиональную ориентацию детей, выявлении и поддержке способных детей.

В дошкольном возрасте происходит активное освоение речи. Дети познают язык через игру со звуками и словами, словотворчество. Произнося слова, они получают власть над языком, а через игру это происходит намного естественно, появляется возможность «попробовать язык на вкус» и добраться до его сути. Этот возраст хорошо подходит для привития чувства языка и подготовки мозга к серьёзному обучению.  

При обучении ИЯ чтение занимает очень важное место и рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности. Но прежде всего дошкольникам необходимо овладеть техникой чтения, которая   тесно и неразрывно связана с фонетическим аспектом речи. Дети, умеющие читать на родном языке, по утверждению психологов, смогут овладеть чтением на ИЯ, ведь у них есть языковая опора. Родной язык формирует речевые привычки говорящего и сказывается на овладении вторым языком, передавая ему свои особенности. Необходимо помнить, что усвоение правил чтения у детей происходит лучше с практическими примерами, а не в виде словесных инструкций [4].

Учитель ИЯ обучает детей организационными приёмами в игре, помогает каждому в решении определённых организаторских задач, таких как: сообща договариваться об игре, справедливость в решении споров, в случаях затруднения не бояться обратиться к педагогу. Если дети обладают игровой культурой, то есть больше шансов на то, что с помощью игры учитель сможет достигнуть желаемых результатов и установить положительный контакт с дошкольниками и привить интерес к занятиям.

Обучение детей старшего дошкольного возраста чтению на английском языке должно иметь последовательный характер, от простого к более сложному. Предлагаем примерный алгоритм.

  1. Начать лучше с фонем. Хорошо подойдут краткие гласные, которые ближе к русскому языку, такие как [i, e, ӕ, ʌ, ɔ, u, ә], благодаря чему дети будут знать простые звуки
  2. Алфавит с транскрипцией (a [ei], b [bi:], c [si:]), который поможет детям распознавать буквы и соотносить с фонемами
  3. Изучение правил фонетики, которые предполагают изучение открытого и закрытого слога (kite [kait], cat [kӕt])
  4. Правила чтения буквосочетаний (see [si:], book [buk])

Для обучения старших дошкольников чтению на английском языке и воспитания у них игровой культуры предлагаем использовать следующие игры.

  1. Игра “Catch a butterfly” (Поймай бабочку)

Цель: закрепить чтение слов со звуком [æ]

Технология проведения игры

Группа делится на 2 команды: A и B. Раскладываются картинки бабочек со словами (rat, fat, hat, cat, sat, mat) на них. Необходимо сообщить, что бабочек будут игрушечным сачком (1 на команду). По 1 ребенку из каждой команды по очереди подходят к бабочкам. Учитель выбирает слово и произносит его (к концу игры должны быть произнесены все слова), а задача детей поймать бабочку с произнесенным словом сачком, прочитать слово. Чья команда справится с заданием быстрее (пройдут все ребята), та и забирает бабочку, то есть получает одно очко в пользу команды. Побеждает команда, у которой больше всего очков.

  1. Игра “Sports reading” (Спортивное чтение)

Цель: закрепить чтение слов со звуком [i]

Технология проведения игры

Группа делится на 2 команды: A и B.  Вначале игрок из команды А берет карточку, где изображён мячик, по центру которого находится заданное слово (big, pig, pin, six, kid, win) и читает слово. Если игрок справился, то он бросает обычный мячик в пластиковую корзину. Если ребенок прочитал и попал в корзину, то команде А насчитывается два очка, если прочитал, но не попал – одно очко. Далее ход переходит игроку из команды В. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки и пока не попробуют свои силы все дети. Игра приобретает еще больший соревновательный дух, если в процессе другие дети будут подбадривать водящего. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Таким образом, для наиболее успешного интеллектуального, нравственного и эмоционального развития старших дошкольников необходимо воспитывать у них игровую культуру. Воспитание игровой культуры происходит в процессе организации и проведении игр, например, по обучению иноязычному чтению. Игра помогает обеспечить естественную мотивацию к обучению, сделать его интересным и осмысленным. Возраст 6-7 лет является наиболее подходящим для обучения чтению на иностранном языке. Обучение чтению на английском языке тесно связано с формированием у обучающихся фонетических навыков, поэтому его необходимо осуществлять неразрывно от фонетики и в игровой форме.

 

Список литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
2. Баннов К.Ю. Игровая культура в пространстве современности: опыт культурологического анализа. дис. канд. культ. наук: 24 00 01: защищена 9.11.2007/ науч. рук. Ю. Б. Тарасова; Ростовский филиал Санкт-Петербургского университета культуры и искусств - Челябинск, 2007. – 184 с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с. 
4. Матвиенко Л.М. Ранее обучение детей иностранному языку: теория и практика / Л.М. Матвиенко // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2018. – №6 (июнь). – С. 346-357
5. Тенякова Е.А. Особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста / Е.А. Тенякова, А.С. Потапова // Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в высшей школе: сб. науч. тр. Выпуск 5. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – С. 426-430.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 144 с.
7. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.