Составляющие этапы формирования композиционного мышления на уроках изобразительного искусства в ДШИ
Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Составляющие этапы формирования композиционного мышления на уроках изобразительного искусства в ДШИ
The components of the stages of formation of compositional thinking in the lessons of fine arts in DSHI
Tat'yana Ovchinnikova
student, Udmurt state University, Russia, Izhevsk
Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотрения эффективности взаимосвязей этапов мыслительной, теоретической и практической деятельности при формировании композиционного мышления на уроках изобразительного искусства в ДШИ. Композиция рассматривается не как составляющая основных предметов, живописи и рисунка, а как исток познавательной учебной дисциплины, как процесс работы над произведением с осмыслением каждого этапа работы.
Abstract. This article aims to consider the effectiveness of the interrelations between the stages of mental, theoretical and practical activities in the formation of compositional thinking in the lessons of fine arts in DSHI. Composition is considered not as a component of the main subjects, painting and drawing, but as a source of cognitive discipline, as a process of work on the product with the understanding of each stage of work.
Ключевые слова: композиция; мышление; композиционное мышление; метапредмет; метапредметное обучение.
Keyword: composition; thinking; compositional thinking; MetaTrader; interdisciplinary training.
В настоящее время существует множество определений композиции, непосредственно связанных с изобразительным искусством. Чаще всего в литературе встречается определение Н. Н. Волкова: «Композиция произведения изобразительного искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла» [1]. Исходя из этого определения, есть возможность сделать вывод, что композицию можно рассматривать как познавательную учебную дисциплину, как процесс работы над произведением.
Композиция, как учебный предмет, тесно связана с мышлением, его развитием на каждом этапе создания работы. Мышление - это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщённым способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея)[2]. Следовательно, композиционное мышление можно определить как процесс поэтапного создания художественной работы, с осознанием каждой ее ступени. Несомненно, композиционное мышление помогает избежать слепого копирования действительности - оно развивает способность изображать не только конкретные мысленные компоненты, но и образы, отсутствующие в полной мере в сознании. Чаще всего мыслительный процесс выступает, как необходимая предпосылка к любому другому виду деятельности и неразрывно связана с ней по своему происхождению и методам функционирования. Например, теоретической, которая определяет последовательность и практической деятельности позволяющей применить полученные знания в работе. Эволюционируя и развиваясь, мышление порождает новые формы умственной работы – процессы развития, воображение, воспитание. Так же в определенном возрасте формируются навыки, которые являются основой формирования интеллекта ребенка, впоследствии готового к решению более сложных задач.
Также стоит отметить, что композиционное мышление развивает как рациональную "рацио", так и эмоциональную "эмоцио" мыслительную деятельность, способствуя избежать одностороннего развития ребенка. Так знание законов композиции и строгое следование им не гарантирует отсутствие неудачи. При этом композиция - это и не хаос. Здесь рождается третье звено - интуиция, которую необходимо пробуждать и раскрепощать, поощряя её проявления в ученике. Тем самым форма передачи смыслов зависит не только от следования законам построений, но и от пробуждения бессознательной интуиции.
Так Максимильян Анатольевич Пресняков в книге «Композиционное мышление, художественный образ и познание» 2010 года издания рассуждает о рисунках и фигурках древних людей, в которых угадываются образы современных самолетов, ракет, скафандров. Так же и художники, работающие в жанре фантастики, по его представлениям, способны среди своих странноватых идей «срисовать» то, что будет создано, открыто или исследовано только по прошествии времени. "Приписывать искусству возможность изображения или вернее примитивного копирования только лишь чувственно и физиологически ощущаемого означает не понимать существа художественного мышления, образного мышления и композиционного мышления в частности", - полагает автор книги [3].
Большая часть исследователей подходит к изучению композиции, через структуру произведения искусства, познание композиции, как предмета связано и с рисунком, с живописью и ДПИ. Стоит заметить, что изучение композиции через призму других предметов не дает полного развития композиционного мышления. Стандартная схема изучения теории и применения ее на практике не позволяет в полной мере научиться выражать свои мысли и эмоции. Для создания полноценного произведения ученику потребуется не только знание этапов теоретической и практической части, но и осознание важности мыслительного процесса в ходе проделанной работы.
Для того, что бы полноценно развивать художественно - образное мышление, композицию стоит рассматривать, как метапредмет. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их. Так же метапредметность можно определить как, обращение к истокам предметов, что ведет к целостному восприятию мира. При формировании композиционного мышления именно смыслы, а не сами знаки играют главную роль. Следовательно для того, что бы создать произведение искусства, а не проста красивую картинку, нужно вложить в нее некий смысл.
Для подтверждения данной теории был проведен эксперимент среди учащихся 4 класса ДШИ. Для изучения были сформированы две группы, одна занималась по стандартной системе обучения (программа О. А. Гильмутдиновой), вторая изучала те же темы, но без лекций, а с помощью погружения в тему.
Погружение в искусство – это формирование определенной среды для творчества. Создание условий, в которых учащийся будет максимально приближен к изучаемой теме.
Для этого используется свет, музыка, рассказы, стихи.
Первая группа детей выполняла все задания, но работы были одинаковые, пустые, не все законы композиции были соблюдены, несмотря на долгое изучение теоретической части. Работы второй группы отличались оригинальностью и необычным подходом, в ходе работы были выбраны различные материалы.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что метапредметное обучение, при формировании композиционного мышления, может сыграть ключевую роль. Благодаря данной методике учащийся научится видеть и понимать не только законы, приемы и средства композиции, но так же сможет, применять их на практике осознано, и в любом из направлений творчества. Ведь композиция существует не только в картине, музыке или литературе, она существует в нашей жизни.