Статья:

Педагогические возможности игры в развитии личности школьников

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ишмухаметова А.Р., Сафарова Г.М., Стешина Н.А. Педагогические возможности игры в развитии личности школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Педагогические возможности игры в развитии личности школьников

Ишмухаметова Адиля Ришатовна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Сафарова Гульнара Марселевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Стешина Наталья Александровна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак

 

Игры являются великим изобретением человека. Для его социального и духовного развития игра имеет значение не меньшее, а может быть, даже и большее, чем огонь и колесо. В ней отображается вся история человечества. В далекие времена существовали игры, отражавшие войны, охоту, земледельческие работы, переживания первобытных людей по поводу гибели раненых товарищей. В педагогической энциклопедии игру и игровую деятельность рассматривают как один из видов деятельности, характерных для животных и человека [3, с. 92].

Понятия «игра», «игрища» встречаются еще в Лаврентьевской летописи. Платон в своем трактате «Государство» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он утверждал, что обучение какому-либо ремеслу и воинскому искусству нельзя представить без игр. Игры в любую историческую эпоху привлекали к себе внимание многих педагогов. Попытку систематически изучить игры первым предпринял в конце 19-го века немецкий ученый К. Гросс, который считал, что игра – изначальная школа поведения. Смысл игры именно в том, чтоб она стала для учеников школой жизни [2, с. 14].

Позиции К. Гросса придерживался польский педагог и писатель Януш Корчак, который считал, что игра дает о возможность найти себя в обществе, в человечестве, во Вселенной. Также он утверждал, что в играх есть генетика прошлого. А во всей педагогической системе Ф. Фребеля центром является теория игры. По его мнению, детская игра – это «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Она является мостиком от внутреннего мира к природе» [2].

К.Д. Ушинский отделял учение от игр и считал их обязанностью школьника и отмечал, что учение, основанное только на интересе, не дает развитие самообладания и воли ученика, так как не все в учебе интересно и многое придется взять силой воли [6, с. 23].

В.А. Сухомлинский писал: «Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В ней раскрывается перед учениками мир, и творческие способности личности. Без игр у ребенка не будет полноценное умственное развитие [5, с. 141].

Ярчайшим образцом отношения к игре педагога представляет нам деятельность ученого и практика А.С. Макаренко. Он считал, что игра – важнейший путь воспитания; в детском коллективе игра должна занимать центральное место; педагоги вместе с детьми должны уметь играть [4, с. 244].

Л.С. Выготский, рассматривал роль игры в психическом развитии ребенка, и отметил, что в связи с его переходом в школу игры не только не исчезают, а наоборот, пропитывают собой всю деятельность учащихся. Он указывал, что в школьном возрасте, игры не умирают, а проникают в отношения действительности. Они продолжаются в школьном обучении и труде. Л.С. Выготский заметил, что у дошкольников и младших школьников появление замысла - это переход к творческой деятельности. В раннем детском возрасте ребенок идет от действия к мысли, у младших школьников уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это выражается во всех видах деятельности, и, прежде всего, в игре. Появление замысла связано с развитием творческих воображений [1, с. 74].

Дидактические игры – это игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Их суть дидактической игры в том, что в ней важен сам процесс, а не итог. Чувства, переживаемые ребенком реальны, хоть и ситуации, проигрываемые им, воображаемые. Игры несут в себе большие возможности, ведь управляя игрой, учитель может программировать определенные положительные чувства учеников. Ученики начальных классов воспринимают вначале школьную жизнь как новую игру, как игру с трудными, но, тем не менее, интересными правилами, например, как ученики поднимают руку, как выходят на перемену, как здороваются с учителями и так далее. Им нравится выполнять роль «настоящих учеников». Такие увлекательные игры длятся несколько месяцев и помогают ученикам освоить социальную роль школьника и социальные нормы школьного поведения.

Игра преследует две цели: игровую и учебную. В ходе дидактических игр происходит: развитие у учеников творческих способностей; познавательного интереса и любознательности; художественно-эстетического вкуса; умения применять полученные знания на практике; воспитание чувства атмосферы сотрудничества. Положительное влияние оказывают игры на учебную деятельность пассивных учеников, на учеников, которые испытывают трудности в обучении. Школьники в игре выполняют такой объем работы, который никогда не смогут выполнить в обычной учебной обстановке. Игры и игровые приемы должны стать в начальной школе обязательным структурным элементом любого урока. Это предоставляет возможности учителям организовать познавательную активность младших школьников.

Исходя из выше изложенного можно сказать, что игра уникальное средство в развитии и воспитании личности, т.к. игра позволит любому ребенку ощутить себя субъектом, проявить себя. Есть основание говорить о воздействии игр на жизненное самоопределение школьников, на развитие коммуникативных качеств личности ребенка, эмоциональную стабильность, способность включаться в роли современного общества.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76. 
2. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007. – 186 с.
3. Кукушкин В.С. Педагогика начального образования. – М.: МарТ, 2005. – 592 с.
4. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с.
5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1974. – 520 с.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 416 с.