Педагогические возможности игры в развитии личности школьников
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Педагогические возможности игры в развитии личности школьников
Игры являются великим изобретением человека. Для его социального и духовного развития игра имеет значение не меньшее, а может быть, даже и большее, чем огонь и колесо. В ней отображается вся история человечества. В далекие времена существовали игры, отражавшие войны, охоту, земледельческие работы, переживания первобытных людей по поводу гибели раненых товарищей. В педагогической энциклопедии игру и игровую деятельность рассматривают как один из видов деятельности, характерных для животных и человека [3, с. 92].
Понятия «игра», «игрища» встречаются еще в Лаврентьевской летописи. Платон в своем трактате «Государство» этимологически сближал два слова: «воспитание» и «игра». Он утверждал, что обучение какому-либо ремеслу и воинскому искусству нельзя представить без игр. Игры в любую историческую эпоху привлекали к себе внимание многих педагогов. Попытку систематически изучить игры первым предпринял в конце 19-го века немецкий ученый К. Гросс, который считал, что игра – изначальная школа поведения. Смысл игры именно в том, чтоб она стала для учеников школой жизни [2, с. 14].
Позиции К. Гросса придерживался польский педагог и писатель Януш Корчак, который считал, что игра дает о возможность найти себя в обществе, в человечестве, во Вселенной. Также он утверждал, что в играх есть генетика прошлого. А во всей педагогической системе Ф. Фребеля центром является теория игры. По его мнению, детская игра – это «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Она является мостиком от внутреннего мира к природе» [2].
К.Д. Ушинский отделял учение от игр и считал их обязанностью школьника и отмечал, что учение, основанное только на интересе, не дает развитие самообладания и воли ученика, так как не все в учебе интересно и многое придется взять силой воли [6, с. 23].
В.А. Сухомлинский писал: «Для ребенка игра – это самое серьезное дело. В ней раскрывается перед учениками мир, и творческие способности личности. Без игр у ребенка не будет полноценное умственное развитие [5, с. 141].
Ярчайшим образцом отношения к игре педагога представляет нам деятельность ученого и практика А.С. Макаренко. Он считал, что игра – важнейший путь воспитания; в детском коллективе игра должна занимать центральное место; педагоги вместе с детьми должны уметь играть [4, с. 244].
Л.С. Выготский, рассматривал роль игры в психическом развитии ребенка, и отметил, что в связи с его переходом в школу игры не только не исчезают, а наоборот, пропитывают собой всю деятельность учащихся. Он указывал, что в школьном возрасте, игры не умирают, а проникают в отношения действительности. Они продолжаются в школьном обучении и труде. Л.С. Выготский заметил, что у дошкольников и младших школьников появление замысла - это переход к творческой деятельности. В раннем детском возрасте ребенок идет от действия к мысли, у младших школьников уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это выражается во всех видах деятельности, и, прежде всего, в игре. Появление замысла связано с развитием творческих воображений [1, с. 74].
Дидактические игры – это игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Их суть дидактической игры в том, что в ней важен сам процесс, а не итог. Чувства, переживаемые ребенком реальны, хоть и ситуации, проигрываемые им, воображаемые. Игры несут в себе большие возможности, ведь управляя игрой, учитель может программировать определенные положительные чувства учеников. Ученики начальных классов воспринимают вначале школьную жизнь как новую игру, как игру с трудными, но, тем не менее, интересными правилами, например, как ученики поднимают руку, как выходят на перемену, как здороваются с учителями и так далее. Им нравится выполнять роль «настоящих учеников». Такие увлекательные игры длятся несколько месяцев и помогают ученикам освоить социальную роль школьника и социальные нормы школьного поведения.
Игра преследует две цели: игровую и учебную. В ходе дидактических игр происходит: развитие у учеников творческих способностей; познавательного интереса и любознательности; художественно-эстетического вкуса; умения применять полученные знания на практике; воспитание чувства атмосферы сотрудничества. Положительное влияние оказывают игры на учебную деятельность пассивных учеников, на учеников, которые испытывают трудности в обучении. Школьники в игре выполняют такой объем работы, который никогда не смогут выполнить в обычной учебной обстановке. Игры и игровые приемы должны стать в начальной школе обязательным структурным элементом любого урока. Это предоставляет возможности учителям организовать познавательную активность младших школьников.
Исходя из выше изложенного можно сказать, что игра уникальное средство в развитии и воспитании личности, т.к. игра позволит любому ребенку ощутить себя субъектом, проявить себя. Есть основание говорить о воздействии игр на жизненное самоопределение школьников, на развитие коммуникативных качеств личности ребенка, эмоциональную стабильность, способность включаться в роли современного общества.