Статья:

Мультимедийные технологии в современном профессиональном образовании: дидактическая характеристика

Конференция: CXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Калбаева А.Д. Мультимедийные технологии в современном профессиональном образовании: дидактическая характеристика // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(112). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(112).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мультимедийные технологии в современном профессиональном образовании: дидактическая характеристика

Калбаева Алина Дамировна
студент, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал ТюмГУ), РФ, г. Тобольск

 

Новым уровнем качества в профессиональном образовании являются мультимедийные технологии. В учреждения среднего профессионального образования введение мультимедиа технологий в учебный процесс является важным моментом информатизации образования. Попробуем разобраться, что имеется в виду под термином «мультимедиа». «Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийные технологии позволяют одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является её интерактивность, то есть то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль».

Специфику средств мультимедийных технологий невозможно понять без видов, типов информации и способов её предоставления. Всю информацию по видам восприятия можно разделить на следующие 3 группы:

1. Информация, воспринимаемая зрением человека, так называемая зрительная или визуальная информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы.

2. Информация, воспринимаемая слуховым аппаратом человека, так называемая звуковая информация, включающая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь.

3. Информация, воспринимаемая сенсорной системой человека, так называемая сенсорная или тактильная информация, при работе с помощью специальных технических средств.

В современном профессиональном образовании тенденция развития обучения с каждым днем стремительно растет. Это непосредственно связано с внедрением в процесс обучения различных форм, методов и средств активного обучения.

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе профессионального образования открывает новые возможности преподавания и развития творческих способностей у обучающихся. Для эффективной работы с мультимедийными технологиями необходимо оснащение компьютерной и проекторной техникой. Но компьютерной оснащенности будет недостаточно, поэтому педагогу будет необходима методическая и информационная база для работы с активными методами и средствами обучения. Всё это в совокупности повышает подготовку будущих профессиональных специалистов для условий рынка труда, где довольно часто увеличиваются требования для них.

На данный момент мультимедийные технологии всё чаще используются в современном профессиональном образовании. Так как мультимедиа является эффективной образовательной технологией. Это связано с такими признаками, как гибкость, интерактивность, объединение разных типов учебной информации. Ещё учитываются индивидуальные способности каждого студента и повышается мотивация к учебной деятельности. Именно поэтому мультимедийные технологии могут использоваться как основа педагогической деятельности по информатизации образования.

Увеличение производительности компьютера сделало возможным широкое использование мультимедийных технологий в обучении. Образовательный процесс в среднем профессиональном образовании, который имеет обширный изобразительный ряд и интенсивное включение образного мышления помогает студенту воспринимать предложенный материал целостным образом. Благодаря этому, у преподавателя имеется возможность сочетания торической информации с демонстрационным материалом.

Мультимедийные технологии предлагают такой способ представления информации, при котором человек воспринимает ее с нескольких точек зрения одновременно, а не последовательно, как в случае с обычным обучением. При совокупном воздействии на студента через зрение и слух и их участие в активных действиях процент учебных материалов может составлять 75%. Мультимедиа используются для фронтальных, групповых и индивидуальных занятий в аудитории, а также для самостоятельной работы на дому. Они предлагают обучающемуся множество вариантов индивидуальной работы: студент осваивает учебный материал, определяет скорость обучения, объем материала и уровень сложности.

Ряд положительных моментов использования мультимедийной технологии в современном профессиональном образовании:

- Студент намного лучше и глубже усваивает учебный материал;

- Мотивация студента к контакту в новой области знаний;

- Экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;

- Полученные знания остаются в памяти надолго, а потом их легче восстановить после короткого повторения.

Рассмотрим виды мультимедийных технологий в профессиональном образовании. Мультимедийные технологии бывают двух видов:

1. Мультимедийные средства обучения (педагогические инструменты)

- компьютер

- интерактивная доска

- мультимедийный проектор

- видео, аудио материалы

2. Мультимедийные образовательные продукты

- электронные обучающие программы

- электронные энциклопедии, справочники, тренажеры

- электронные библиотеки.

Обычно при изучении нового материала педагогом мультимедийные средства обучения используются комплексно. Мультимедиа обеспечивают значимую и гармоничную интеграцию многих видов информации. Это позволяет использовать компьютер для представления информации несколькими способами, такими как:

- изображения, в том числе отсканированные фотографии, таблицы, рисунки, тексты, графики, технологические схемы, изготовление структурных конструкций и карт с использованием технических и художественных слайдов, фрагментов документальных и учебных фильмов.

- звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

- видео, сложные видеоэффекты;

- анимации и анимационное имитирование.

А мультимедийные образовательные продукты чаще всего подходят для самостоятельной или домашней работы студентов. Простого сообщения знаний педагогом - студентам уже неинтересно. Поэтому делается упор на самостоятельную работу студентов по поиску, усвоению и обработке новых знаний. Так как современные студенты большую часть своего времени проводят в социальных сетях, то наилучшим вариантом самостоятельного усвоения новых знаний в правовом обучении, будет использование каких-либо образовательных каналов, аккаунтов или сайтов. Популярным образовательным каналом на YouTube является «Khan Academy» - на данном канале в увлекательной форме рассказывают сложные правовые темы и вопросы. Так же можно отнести сайт «УниверTV» - здесь собраны множество лекций по разным дисциплинам для студентов высшего или среднего образования. В правовом обучении также важны различные электронные библиотеки, энциклопедии и образовательные платформы. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» и «Гарант» чаще всего используются студентами, так как здесь собрана вся нормативно-правовая база РФ. Еще следует обратить внимание на образовательную платформу «ЮРАЙТ». В данной платформе огромное количество книг и учебных пособий. По учебнику можно самостоятельно изучать любую тему, затем проверить себя с помощью теста, если не понятна тема можно посмотреть видео-лекцию. Данная платформа хорошо подходит для подготовки к зачетам и экзаменам.

Использование высококачественных мультимедийных технологий позволяет студентам стать активными участниками образовательного процесса, который, в свою очередь, становится гибким в отношении социальных и культурных различий между студентами, их индивидуальными стилями и темпами обучения, их интересами.

Если студент активно пользуется мультимедийными технологиями, то как правило, он проявляет высокий уровень самообразования, навык выделения основной информации из огромного потока и умение делать выводы. Но стоит учитывать, что работа преподавателя не упрощается, а усложняется. Потому что информация должна быть учебной, специально обработанной и только потом предоставленной студенту. Педагог должен уметь выбирать и применять образовательные технологии, которые соответствуют содержанию и целям урока. При правильном выборе образовательных технологий педагог поспособствует гармоничному развитию студентов, с учетом индивидуальных особенностей.

 

Список литературы:
1. Четверова Елена Алексеевна, Лапшова Анастасия Андреевна, Салмин Алексей Александрович Перспективные мультимедийные технологии в образовании // Наука и образование сегодня. 2016. №4 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivnye-multimediynye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 17.01.2021).
2. Сидорова Лидия Владимировна, Афанасьева Нина Александровна Мультимедийные технологии в образовании и обучение студентов педагогических направлений // Концепт. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-tehnologii-v-obrazovanii-i-obuchenie-studentov-pedagogicheskih-napravleniy (дата обращения: 17.01.2021).