Статья:

Отношение обучающихся к дистанционному обучению в период угрозы коронавирусной инфекции

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Квакова А.А. Отношение обучающихся к дистанционному обучению в период угрозы коронавирусной инфекции // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(34).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Отношение обучающихся к дистанционному обучению в период угрозы коронавирусной инфекции

Квакова Анастасия Алексеевна
студент, Елабужский институт К(П)ФУ, РФ, г. Елабуга

 

В данный момент системы образования всего мира принимают меры по организации образования в условиях пандемии коронавируса (COVID-19). Человечеству пришлось столкнуться с неожиданными трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Закрытие учебных заведений и экстренный переход на дистанционное обучение связаны с угрозой распространения инфекции в ситуации массового скопления людей. В рамках организации дистанционного образования образовательные учреждения столкнулись с проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением, слабой подготовкой педагогов и обучающихся к новым условиям взаимодействия. Такие проблемы, как отсутствие компьютерной техники, слабый Интернет-канал, нагрузки на здоровье учителей и учеников, а также некомпетентность в выборе инструментов обучения заставили многих педагогов скептично отнестись к дистанционному образованию. Однако, необходимо отметить, что дистанционного образование имеет ряд преимуществ и предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательного процесса.

Как любой учебный процесс, дистанционное обучение имеет целью вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность, направленную на достижение каждым учащимся определенных учебных целей – овладения определенной системой знаний и умений.

Для осуществления дистанционного обучения преподаватель должен не только владеть активными методами обучения, но и помогать студентам формировать собственные стили обучения в онлайн-режиме, преодолевать трудности и барьеры электронного общения, овладевать возможностями платформы онлайн-обучения и необходимым программным обеспечением. Для эффективного управления онлайн-курсом преподавателям необходимо использовать инструменты, которые будут стимулировать обучающихся к освоению курса, вырабатывать у них дисциплину, а также навыки соблюдения сроков выполнения заданий, осуществлять своевременную оценку студенческих работ и предоставлять оперативную обратную связь.

Эффективность дистанционного обучения в большей степени определяется формой организации обратной связи между каждым учащимся и преподавателем. Таким образом, основное «общение» преподавателя и обучающегося в дистанционном обучении происходит в виде обмена электронными письмами. При организации образовательного процесса в дистанционном режиме, также большую роль играет положительное отношение самих обучающихся к предложенной форме обучения, наличие мотивации к овладению учебным материалом, умение грамотно организовать процесс самоподготовки, правильное использование Интернет-ресурсов и источников.

Для изучения отношения обучающихся к дистанционному обучению в период угрозы коронавирусной инфекции, мы провели исследование 76 школьников из двух городов республики Татарстан (г. Елабуга и г. Альметьевск), респондентами исследования стали обучающиеся 7-8 классов, которым был предложен опросник, направленный на выявление преимуществ и недостатков дистанционного обучения.

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Среди преимуществ дистанционного образования 71,1% обучающихся отметили уменьшение риска заражения инфекцией, 21,1% - дополнительный объем материала по предмету, 31,6% - индивидуальный темп обучения, 52,6% - использование современных технологий, 18, 4% - повышение качества обучения, 53,9% - возможность повторно посмотреть видеозапись лекционного материала, 35,5% - возможность скачать материл лекционного материала.

В качестве инструментов, использованных в процессе обучения, использовались различные мессенджеры и онлайн-платформы. 78, 9% обучающихся выбрало WatsApp самой удобной формой для дистанционного обучения, 69,7% - Zoom, 48,7% назвали электронную почту, 27,6% - Вконтакте, 25% - электронные учебные материалы, 23,7% - Google класс, 2,6% - Microsoft teams, 1,3% - электронные библиотеки.

Отдельного внимания на наш взгляд заслуживает изучение вопроса сложности обучения школьников в дистанционном режиме. Ответы разделись следующим образом: 44,7% обучающимся было удобно обучаться, 28,9% ответили: «удобно, но сложно», 17,1% - «не удобно и очень трудно», 7,9% - затруднились дать ответ, 1,3% - не удобно и слишком легко (рис.1). 35,5% обучающихся отметили, что учебная нагрузка в период карантина в целом увеличилась, потому что объем задаваемых учебных материалов и практических задач на самостоятельное изучение увеличилась.

 

Рисунок 1. Результаты. Изучение вопроса сложности обучения школьников в дистанционном режиме

 

В целом, к переходу на дистанционное обучение 48,7 % обучающихся отнеслись положительно, 27, 6 % респондентов отнеслись удовлетворительно, 21,1% - плохо, 1,3% - никак, остальные школьники воздержались от оценки. 64,5% опрошенных на их взгляд приобрели новый опыт в обучении, 18,4% отметили, что имели опыт дистанционного обучения на платформах дополнительного образования в рамках саморазвития.

Перейдем к анализу недостатков. Недостатки дистанционного обучения, которые выделили для себя обучающиеся были связаны с техническими проблемами. У 25% обучающихся возникли проблемы с доступом к интернету, 14,5% - отметили у себя недостаточное развитие навыков работы на ПК, у 17,1% обучающихся не отображались некоторые лекции, что очень сильно затормаживало процесс обучения, 30, 3% - признались, что у них возникли проблемы с интерпретацией инструкций учителя, 15,8% не могли скачать себе лекции на компьютер, у 38,2% обучающихся не было проблем во время дистанционного обучения (рис.2).

 

Рисунок 2. Анализ

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Резюмируя, полученные в ходе исследования результаты, можно назвать широкий ряд преимуществ, с которым у обучающихся ассоциируется дистанционное обучение: индивидуальный темп обучения; работа с современными технологиями; доступ к учебному материалу, в любое удобное для ученика время; возможность повторного просмотра урока. 

Среди недостатков обучения в дистанционном формате обучающиеся выделили у себя недостаточность цифровых компетенций, однако проблемы, обусловившие негативное отношение, могут быть решены посредством создания условий для овладения цифровой грамотностью, например, консультациями педагога, в рамках которого будет организован детальный разбор возникших затруднений и предложены пути их решения.

 

Список литературы: 
1. Давлатов С.С., Курбаниязов З.Б., Рахманов К.Э. Инновационные технологии в практике обучения на хирургической кафедре // Сборник тезисов IV Общероссийской конференции с международным участием «Медицинское образование-2013» (4-5 апреля 2013 г.) г. Москва. С. 141-143.
2. Михайлова С.А Использование дистанционного обучения при изучении информатики в школе // Официальный сайт ООО «Инфоурок». [Электронный ресурс], 2020. Режим доступа: https://ds05.infourok.ru/uploads/doc/0aea/0007e6a1-8cff7a80.docx/ (дата обращения: 24.04.2020).
3. Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.t-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html