Мультимедийные аутентичные ресурсы и их роль в развитии аудиальных навыков
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Мультимедийные аутентичные ресурсы и их роль в развитии аудиальных навыков
Мультимедийные аутентичные ресурсы являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение подобных ресурсов способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Использование мультимедийных средств на занятиях по французскому языку позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, т.е. активизирует деятельность учащихся, повышает заинтересованность в предмете и даёт возможность организовать самостоятельную работу каждого с учетом его возрастных, психологических особенностей и уровня владения языком; служит и мощным средством обучения иностранному языку, обеспечивая возможность понимать высказывания на языке другого народа. Предоставляется возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Происходит усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры [1, с. 27].
Для развития аудиальных навыков необходимо предлагать ученикам слушать различных людей для сравнения голосовых параметров: голос, тембр, темп, интонация, акцент. При традиционной методике обучения для этого отдаётся предпочтение совместной работе нескольких преподавателей, ведущих занятия.
Существует несколько преимуществ использования мультимедийных аутентичных ресурсов в развитии аудиальных. Во-первых, они помогают предоставить учащимся модели того, как общаться в реальных жизненных ситуациях, предоставляя им примеры, с которыми они, вероятно, столкнутся в повседневной беседе. Во-вторых, аутентичные материалы могут помочь внимательнее сосредоточиться на языковых навыках, которые им действительно необходимы. Мультимедийные аутентичные ресурсы мотивируют учащихся и способствуют овладению языком. Во-первых, аутентичный материал обычно интереснее, чем выдуманный текст. Во-вторых, побуждает учеников обращать внимание на значение, а не только на структуру.
Мультимедиа -технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Благодаря взаимодействию с мультимедиа учащиеся все больше знакомятся с академической лексикой и структурой французского языка.
И. А. Умнова разделяет мудьтимедийные ресурсы только три вида: обучающие, закрепляющие и контролирующие [2, с. 2]. Все три вида направлены на развитие и совершенствование четырех основных вида речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо и чтение.
По мнению Умновой обучающие ресурсы используются на этапе введения новой темы, поэтому рекомендуется начать урок именно с аудио- или видеофрагмента. В современном мире яркий аудио- и видеоряд привычны для учеников. Все это очень привлекает их внимание. Поэтому необходимо доставить им радость от начала изучения новой темы [2, с. 7].
Закрепляющие ресурсы используются на этапе отработки и закрепления уже приобретённых умений. Суть данного этапа заключается в том, что в процессе учащимся приходится усвоенные мыслительные операции применять в других ситуациях. Этот процесс, с одной стороны, облегчает учение, ибо он дает возможность использовать полученные знания, умения и навыки при восприятии получаемого материала, а с другой – представляет собой трудность, так как всякий перенос знаний осуществляется не механически, а требует умственного напряжения.
Контролирующие ресурсы используются на финальном этапе овладения информацией, на этапе контроля и коррекции усвоения учебного материала. В процессе обучения происходят повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний; учащиеся обобщают усвоенную информацию, используют знания и умения в практической деятельности.
При работе с аутентичными мультимедийными ресурсами, в частности с аудиоматериалами происходит развитие способностей учащихся одновременно работать над несколькими речевыми умениями.
Таким образом, исследования показывают, что наибольшую обучающую ценность имеет использование аудиоформата.
Он предполагает включение в процесс развития аудиальных навыков с помощью аутентичных материалов, отражающих повседневную жизнь носителей языка, что создает условия для формирования аутентичных фонетических аудиальных навыков, позволяющие учащимся наглядно представить процессы, сопровождающие производство речи, сравнить собственное произношение с эталонным.