Условия формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Условия формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. В момент поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике, большое внимание уделяется развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе. На самом деле уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, и в целом он далек от желаемого. Это и является побуждающим фактором разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.
В настоящее время не малый процент детей, которые приходят в школу, замечают несомненные индивидуалистические тенденции, склонность работать, пренебрегая вниманием партнера. Что делает весьма животрепещущей задачу подготовки детей к началу школьного обучения с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей подготовки в дошкольном образовательном учреждении.
В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.
По мнению ряда ученых таких как М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский значение сформированности коммуникативных умений становится наиболее видимым в период когда ребенок переходит к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений препятствует общению ребенка со сверстниками и взрослыми, влекут к возрастанию тревожности, нарушают процесс обучения в целом [2]. Первенствующим основанием для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием является как раз таки развитие коммуникативности, а также существенным условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
Становится очевидным и востребованным развитие коммуникативных умений у всех людей. Особенную роль играет этот процесс у детей дошкольного возраста, так как сформированные коммуникативные умения дают возможность детям активно общаться со взрослыми и сверстниками, в том числе быть готовым к предстоящей учебной деятельности в школе.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно разработаны условия формирования коммуникативных умений у детей.
Цель нашего исследования: изучить и исследовать уровень сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.
В целях исследования коммуникативных учебных действий детей старшего дошкольного возраста использовалась «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной и методика № 2. Братья и сестры (Ж.Пиаже).
Как показывают результаты обследования детей, уровень развития коммуникативных учебных действий у большинства детей экспериментальной группы и у детей контрольной группы, находится на среднем уровне.
Ведущей формой общения у большинства детей с высоким уровнем развития коммуникативной деятельности является внеситуативно- личностная форма общения. У детей со средним уровнем – внеситуативно-личностная и внеситуативно – познавательная формы общения. А у детей с низким уровнем преобладает ситуативно-деловая форма общения.
Дети, показавшие низкий уровень развития с трудом вступали во взаимодействие со взрослым. Ребята предпочитали одиночные игры без речевого сопровождения. Использовали отдельные речевые высказывания – односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствовали себя скованно, напряженно. Основным объектом внимания в первую минуту исследования являлись игрушки. Активность детей ограничивалась беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия за помощью к взрослому обращались мало. Длительность взаимодействия с детьми этого уровня − до 10 минут.
Дети среднего уровня развития при передаче содержания какого-либо события, рассказывали самостоятельно, но без подробностей. В рассказах о поведении, переживаниях, рассказывали путем ответа на вопросы. Совместное планирование действий в речевом общении на низком уровне – либо элементарное планирование, либо ориентируются на планирование другого. При пересказе способны пересказать и выделить общий смысл, но не в состоянии дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить. Предпочтение отдавали рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними.
По результатам методики № 2. Братья и сестры (Ж.Пиаже) выявлено, что у детей экспериментальной группы высокий уровень получили 2 ребенка (20%), средний уровень – 5 детей (50 %), низкий уровень – 3 ребенка (30%). У детей же контрольной группы высокий уровень получили 3 ребенка (30%), средний уровень – 5 детей (50%), низкий уровень – 2 ребенка(20%).
Таблица 1.
Показатели уровня сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
Уровни развития |
ЭГ |
КГ |
||
Кол-во детей |
% |
Кол-во детей |
% |
|
Методика № 1 |
||||
Высокий |
3 |
30 |
3 |
30 |
Средний |
6 |
60 |
5 |
50 |
Низкий |
1 |
10 |
2 |
20 |
|
Методика № 2 |
|||
Высокий |
2 |
20 |
3 |
30 |
Средний |
5 |
50 |
5 |
50 |
Низкий |
3 |
30 |
2 |
20 |
Результаты эксперимента показали, что уровень сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста отстает от нормы и по количественным и по качественным показателям.
Итак, проведенное исследование позволило выявить и сопоставить сформированность коммуникативных учебных действий у детей экспериментальной и контрольной групп. Дети были мало общительными, инструкцию взрослого воспринимали с трудом, требовалась помощь взрослого, затруднялись подводить итог мысли собеседника и дать оценку.
Однако, можно прогнозировать, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста будет осуществлено в том случае, если в образовательном процессе будет использоваться система дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.