Статья:

Условия формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ульчугашева М.Л. Условия формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Ульчугашева Марина Львовна
магистрант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
Гончарова Ирина Ивановна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, ХГУ им. Н.Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. В момент поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике,  большое внимание уделяется развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе. На самом деле уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, и в целом он далек от желаемого. Это и является побуждающим фактором разработчиков нового проекта Государственного стандарта общего образования считать эту сторону развития одной из приоритетных.

В настоящее время не малый процент детей, которые приходят в школу, замечают несомненные индивидуалистические тенденции,  склонность работать, пренебрегая вниманием партнера. Что делает весьма животрепещущей задачу подготовки детей к началу школьного обучения с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а также задачу соответствующей подготовки в дошкольном образовательном учреждении.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

По мнению ряда ученых таких как М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский значение сформированности коммуникативных умений становится наиболее видимым в период когда ребенок переходит к обучению в школе,  когда отсутствие элементарных умений препятствует общению ребенка со сверстниками и взрослыми, влекут к возрастанию тревожности, нарушают процесс обучения в целом [2]. Первенствующим основанием для обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием является как раз таки  развитие коммуникативности, а также существенным условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

Становится очевидным и востребованным развитие коммуникативных умений у всех людей.  Особенную роль играет этот процесс у детей дошкольного возраста, так как сформированные коммуникативные умения дают возможность детям активно общаться со взрослыми и сверстниками, в том числе быть готовым к предстоящей учебной деятельности в школе. 

Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе недостаточно разработаны условия формирования коммуникативных умений у детей.

Цель нашего исследования: изучить и исследовать уровень сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада.

В целях исследования коммуникативных учебных действий детей старшего дошкольного возраста использовалась «Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности для детей 3-7 лет» М.И. Лисиной и  методика № 2. Братья и сестры (Ж.Пиаже).

Как показывают результаты обследования детей, уровень развития коммуникативных учебных действий у  большинства детей экспериментальной группы и у детей контрольной группы, находится на среднем уровне. 

Ведущей формой общения  у большинства детей с высоким уровнем развития коммуникативной деятельности является внеситуативно- личностная форма общения. У детей со средним уровнем – внеситуативно-личностная и внеситуативно – познавательная формы общения.  А у детей с низким уровнем преобладает ситуативно-деловая форма общения.

Дети, показавшие низкий уровень развития с трудом вступали во взаимодействие со взрослым. Ребята предпочитали одиночные игры без речевого сопровождения. Использовали отдельные речевые высказывания – односложные ответы на вопросы взрослого. Во время взаимодействия чувствовали себя скованно, напряженно. Основным объектом внимания в первую минуту исследования  являлись игрушки. Активность детей ограничивалась беглым взглядом на объект внимания. В ходе взаимодействия за помощью к взрослому обращались мало. Длительность взаимодействия с детьми этого уровня  − до 10 минут.

Дети среднего уровня развития при передаче содержания какого-либо события, рассказывали самостоятельно, но без подробностей. В рассказах о поведении, переживаниях, рассказывали путем ответа на вопросы. Совместное планирование действий в речевом общении на низком уровне – либо элементарное планирование, либо ориентируются на планирование другого. При пересказе способны пересказать и выделить общий смысл, но не в состоянии дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить. Предпочтение отдавали рассматриванию различных предметов (книг, игрушек) и взаимодействию с ними.

По результатам методики № 2. Братья и сестры (Ж.Пиаже) выявлено, что у детей экспериментальной группы  высокий уровень получили 2 ребенка (20%), средний уровень – 5 детей (50 %), низкий уровень – 3 ребенка (30%). У детей же контрольной группы  высокий уровень получили 3 ребенка (30%), средний уровень – 5 детей (50%), низкий уровень – 2 ребенка(20%).

Таблица 1.

Показатели уровня сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития

ЭГ

КГ

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Методика № 1

Высокий

3

30

3

30

Средний

6

60

5

50

Низкий

1

10

2

20

 

Методика № 2

Высокий

2

20

3

30

Средний

5

50

5

50

Низкий

3

30

2

20

 

Результаты эксперимента показали, что уровень сформированности предпосылок коммуникативных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста отстает от нормы и по количественным и по качественным показателям. 

Итак, проведенное исследование позволило выявить и сопоставить сформированность коммуникативных учебных действий у детей экспериментальной  и контрольной групп. Дети были мало общительными, инструкцию взрослого воспринимали с трудом, требовалась помощь взрослого, затруднялись подводить итог мысли собеседника и дать оценку.

Однако, можно прогнозировать, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста будет осуществлено в том случае, если в образовательном процессе будет использоваться система дидактических игр, направленных на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.

 

Список литературы:
1. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. – 231 с.
2. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников / под ред. Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной. –М.: Просвещение, 2000. –169 с.
3. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. – М.: «НКЦ», 2016.