МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ (ДЕФОРМАЦИЯ) НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПОЗНАНИЯ
Конференция: CLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ (ДЕФОРМАЦИЯ) НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПОЗНАНИЯ
В данной статье приводится фрагмент сценария урока по созданию понятия о физическом явлении (деформация) на теоретическом уровне познания.
Образовательная цель: «получить» учащихся, усвоивших следующие знания:
- Деформация – это физическое явление, состоящее в изменении размеров или формы твердых тел под влиянием внешних воздействий и обусловленное изменением взаимного расположения составляющих твердые тела частиц;
- Взаимодействие – это физическое явление, при котором одно физическое тело действует на другое.
Структура урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Этап актуализации знаний и действий (8 мин).
- Передача новых знаний (5 мин).
- Организация многократного выполнения деятельности (20 мин).
- Контрольный этап (3-5 мин).
Учитель: Добрый день, ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы с вами посвятим урок изучению новой темы, но для начала отметим отсутствующих. Кого сегодня нет?.. Хорошо, теперь приступим к уроку. Сначала повторим пройденный материал. Итак, кто мне ответит, что такое сила в физике?
Ученик 1: Силой называется величина действия одного тела на другое.
Учитель: Верно. Какой буквой обозначается сила и в каких единицах она измеряется в СИ?
Ученик 2: Обозначается латинской буквой F, измеряется в ньютонах.
Учитель: Молодец. Как может измениться скорость тела при воздействии на него силы?
Ученик 3: Тело может изменить свою скорость и по величине, и по направлению.
ИС: Давайте рассмотрим следующую ситуацию - перед нами находится металлическая линейка, которая закреплена с двух концов. Возьмем небольшой груз массой 100 грамм, 500 грамм и положим его на середину линейки.
Учитель: Что при этом происходит с линейкой? Изменится ли состояние линейки при помещении на нее груза? Если да, то как?
Ученик 1: Линейка прогнётся.
ПЗ: Выясним, что это за явление.
ПЗ 1: Только ли с металлической линейкой происходит это явление?
Учитель: Как будем искать ответ на познавательную задачу? Можно построить предположение, чего стоит ожидать? Получим его путем теоретических рассуждений. Запишите план у себя в тетради. На это я вам даю 3 минуты.
План теоретических рассуждений по предсказанию данного явления:
- Построить модель внутреннего строения твердого тела (1).
- Мысленно привести во взаимодействие тела.
- Предположить, какие характеристики модели тела (1) изменились на микроуровне и какие характеристики изменились на макроуровне.
Учитель предлагает одному из учеников выйти и нарисовать ответ на план теоретических рассуждений.
Рисунок 1 Расположение молекул внутри линейки до и после груза
Ответ на план теоретических рассуждений:
1 – модель внутреннего строения тела.
2 – тело после взаимодействия с другим телом.
3 – на микроуровне молекулы изменят расстояние по отношению друг к другу, на макроуровне тело теряет свою прежнюю форму.
Учитель: Какую экспериментальную установку вы можете предложить для реализации этих рассуждений? Зарисуйте схему экспериментальной установки у себя в тетради. На это задание вам 5 минут… Какой можно сделать вывод из этого? Подтвердилось ли наше теоретическое предсказание?
Ответ на ПЗ: При воздействии на тело (1) телом (2) мы можем наблюдать, что тело (1) изменило свою форму.
Учитель: Это явление называется деформация. Составьте и запишите в тетради определение этого явления.
Определение: Деформация - это физическое явление, состоящее в изменении размеров или формы твердых тел под влиянием внешних воздействий и обусловленное изменением взаимного расположения частиц этого твердого тела.