Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ (ДЕФОРМАЦИЯ) НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПОЗНАНИЯ

Конференция: CLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Варламова К.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ (ДЕФОРМАЦИЯ) НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПОЗНАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(157). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(157).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ПОНЯТИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЯВЛЕНИИ (ДЕФОРМАЦИЯ) НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ПОЗНАНИЯ

Варламова Ксения Сергеевна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

В данной статье приводится фрагмент сценария урока по созданию понятия о физическом явлении (деформация) на теоретическом уровне познания.

 

Образовательная цель: «получить» учащихся, усвоивших следующие знания:

  • Деформация – это физическое явление, состоящее в изменении размеров или формы твердых тел под влиянием внешних воздействий и обусловленное изменением взаимного расположения составляющих твердые тела частиц;
  • Взаимодействие – это физическое явление, при котором одно физическое тело действует на другое.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Этап актуализации знаний и действий (8 мин).
  3. Передача новых знаний (5 мин).
  4. Организация многократного выполнения деятельности (20 мин).
  5. Контрольный этап (3-5 мин).

Учитель: Добрый день, ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы с вами посвятим урок изучению новой темы, но для начала отметим отсутствующих. Кого сегодня нет?.. Хорошо, теперь приступим к уроку. Сначала повторим пройденный материал. Итак, кто мне ответит, что такое сила в физике?

Ученик 1: Силой называется величина действия одного тела на другое.

Учитель: Верно. Какой буквой обозначается сила и в каких единицах она измеряется в СИ?

Ученик 2: Обозначается латинской буквой F, измеряется в ньютонах.

Учитель: Молодец. Как может измениться скорость тела при воздействии на него силы?

Ученик 3: Тело может изменить свою скорость и по величине, и по направлению.

ИС: Давайте рассмотрим следующую ситуацию - перед нами находится металлическая линейка, которая закреплена с двух концов. Возьмем небольшой груз массой 100 грамм, 500 грамм и положим его на середину линейки.

Учитель: Что при этом происходит с линейкой? Изменится ли состояние линейки при помещении на нее груза? Если да, то как?

Ученик 1: Линейка прогнётся.

ПЗ: Выясним, что это за явление.

ПЗ 1: Только ли с металлической линейкой происходит это явление?

Учитель: Как будем искать ответ на познавательную задачу? Можно построить предположение, чего стоит ожидать? Получим его путем теоретических рассуждений. Запишите план у себя в тетради. На это я вам даю 3 минуты.

План теоретических рассуждений по предсказанию данного явления:

  1. Построить модель внутреннего строения твердого тела (1).
  2. Мысленно привести во взаимодействие тела.
  3. Предположить, какие характеристики модели тела (1) изменились на микроуровне и какие характеристики изменились на макроуровне.

Учитель предлагает одному из учеников выйти и нарисовать ответ на план теоретических рассуждений.

Рисунок 1 Расположение молекул внутри линейки до и после груза

 

Ответ на план теоретических рассуждений:

1 – модель внутреннего строения тела.

2 – тело после взаимодействия с другим телом.

3 – на микроуровне молекулы изменят расстояние по отношению друг к другу, на макроуровне тело теряет свою прежнюю форму.

Учитель: Какую экспериментальную установку вы можете предложить для реализации этих рассуждений? Зарисуйте схему экспериментальной установки у себя в тетради. На это задание вам 5 минут… Какой можно сделать вывод из этого? Подтвердилось ли наше теоретическое предсказание?

Ответ на ПЗ: При воздействии на тело (1) телом (2) мы можем наблюдать, что тело (1) изменило свою форму.

Учитель: Это явление называется деформация. Составьте и запишите в тетради определение этого явления.

Определение: Деформация - это физическое явление, состоящее в изменении размеров или формы твердых тел под влиянием внешних воздействий и обусловленное изменением взаимного расположения частиц этого твердого тела.

 

Список литературы:
1. Анофрикова С.В. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков. – М.: МПГУ, 2001. – 236 с.