Статья:

Тенденции становления и развития коррекционной работы в зарубежной и отечественной педагогике

Конференция: XXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Котенёва Д.С., Зубкова Н.С. Тенденции становления и развития коррекционной работы в зарубежной и отечественной педагогике // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 29(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/29(30).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Тенденции становления и развития коррекционной работы в зарубежной и отечественной педагогике

Котенёва Дарья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Зубкова Наталья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Егизарьянц Марина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Систему педагогической науки можно рассматривать по различным критериям и признакам. Сегодня перечень педагогических наук содержит  большое количество направлений и разделов. Например, доктор педагогических наук, профессор Иван Павлович Подласый выделяет следующие разделы: история педагогики, общая педагогика, школьная педагогика, социальная и специальная педагогика. Павел Иванович Пидкасистый включает в этот перечень такие разделы, как исправительно-трудовая педагогика, педагогика специального образования и др. Эти авторы выделяют частные методики, предметные методики и отрасли (психопедагогика, педагогическая психология и т.д.), но никто не выделяет коррекционную педагогику как отдельную отрасль, которая появилась на основе специальной педагогики, общей педагогики, психологии и дефектологии. В.В. Краевский считает, что появление множества новых направлений ведёт к потере смысла самого понятия «педагогика». Поэтому необходимо рассмотреть коррекционную педагогику, как систему включения  детей с ОВЗ в нормальный образовательный и воспитательный процесс [7, с. 113].

Понятие «коррекция» и коррекционная работа не часто использовался в теории и практике общеобразовательных учреждений. Эта деятельность была свойственна исключительно специальной педагогике и некоторым её направлениям. Долгий период времени это понятие соотносилось лишь со взаимодействием умственно-отсталых детей с педагогом. Появление термина «коррекция» относится к концу XIX – началу XX вв. и связано с работами О. Декроли и М. Монтессори. Монтессори проводила систему мер по формированию интереса к познанию, комплексное сенсорное развитие ребенка, тем  самым добивалась успехов в работе по формированию его социальной самостоятельности и навыков самообслуживания.

На втором этапе эволюции термина «коррекция» происходит его внедрение в область специальной педагогики и развитие направлений коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми и детьми, имеющими аномалии в развитии. Истории известны первые попытки обучения детей с нарушениями развития. В конце XVIII в., в Париже были приняты попытки обучения слепых детей. В дальнейшем эта практика распространилась в Великобритании, Германии и США. В Испании обучали детей с нарушениями слуха. Во Франции к середине XIX в. появилась целостная медико-педагогическая система по обучению и воспитанию умственно-отсталых детей. Эти меры способствовали активному становлению дефектологии и пониманию термина «коррекция» в рамках этой науки. Под коррекцией теперь понималось исправление недостатков физического и психического развития у аномальных детей с помощью системы специальных приемов [3, с. 31].

В отечественной дефектологии аномальными считались те дети, которые имели физические и психические отклонения, приводящие к нарушению общего развития. Для таких детей было необходимо специальное воспитание и обучение. Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах, но наличие того или иного дефекта ещё не определяет аномального развития [8, с.111]. Всё чаще термины дефект и «аномалия» используются как равноценные. Многие специалисты психологии и педагогики, такие как, Л.С. Выготский, Г.И.Россолимо, В.Н. Мясищев и др. придерживались такой терминологии. За рубежом вместо понятия «коррекция» используется термин «интервенция». В широком смысле она понимается как систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, улучшив потенциал развития ребенка. «Психологическое значение интервенции уточняется в гуманистически ориентированном подходе, где в центре внимания оказываются отношения «ребенок-взрослый». Здесь интервенция рассматривается как вмешательство в «естественную» ситуацию развития ребенка…» [4, с.15]. В отечественной педагогике термин «интервенция» не употреблялся.

Огромное значение для развития отечественной коррекционной педагогики имела деятельность В.П. Кащенко, российского ученого и педагога. В 1909 г. он призывал объединить усилия педагогов и медиков в области педагогической коррекции: «Надо создать общественное течение в пользу несчастных детей в интересах школьной гигиены и педагогики…», говорил о «… необходимости организации государством школ и медико-педагогических заведений для умственно отсталых и других дефективных детей» [6, с.185]. Кащенко стремился решить эту проблему на практическом уровне, в следствии чего появилась новая отрасль  педагогической науки – коррекционная педагогика, объектом которой стали проблемные дети.

Четкую грань нормальным и трудным характером провести очень сложно. Кащенко говорил о том, что основное различие между нормальными и аномальными детьми состоит в следующем: «психические» черты у нормального являются случайным признаком, от которого он может легко отделаться, а исключительные дети, напротив, не могут этого сделать из-за недостатка волевого усилия. Всеволод Петрович считал, что нормальные дети поддаются обычному воспитанию, а «исключительные» дети требуют применения специальных методов, приемов в воспитании и обучении.

При написании книги «Педагогическая коррекция» Кащенко рассматривал ряд вопросов: в каких школах могли проводиться коррективные действия, и какие специалисты могли этим заниматься? По его мнению, в то время главенствующим принципом в общей педагогике становился принцип педоцентризма. Как только начали обращать внимание на ребунка и его индивидуальные особенности, неизбежно начинает возникать коррекционная педагогика. «Всюду и везде она стремится исходить из индивидуальных интересов ребенка…» [5, с.142].  В.П. Кащенко выделил группы специалистов, для которых знакомство с коррекционной педагогики считал необходимым: врачи-педиатры, педагоги-дефектологи и, конечно же, родители. Таким образом, в момент возникновения «коррективная педагогика» рассматривалась Кащенко не как раздел специальной педагогики, а как область знаний, направленная на детей.

В 20-е-30-е годы XX в. больших успехов в развитии коррекционной работы в психологии и педагогике достигает педология. Её известными представителями были советские психологи А.Р. Лурия и Л.С. Выготский, подвергавшие резкой критике немецкую систему воспитания аномальных детей. Они хотели создать «…такую систему,  которой удалось бы органически увязать специальную педагогику с педагогикой нормального детства» [1, с.50].  Изолированное воспитание, по Выготскому, не позволяет исправить «социальные вывихи» в жизни ребенка, а дефект препятствует , тормозя приобретение знаний и умений. По мнению Льва Семёновича, коррекция должна начинаться как можно скоро, т.к. трудности в обучении создают педагогическую запущенность и отрицательное отношение к школе. Однако не все его современники поддерживали его мысль о том, что не существует никакой разницы между воспитанием дефективного и нормального ребенка. Например, А.Н. Граборов утверждал, что дефективный в классе – очаг психической заразы в школе [2, с. 124].  И, исходя из примера немецкой системы, такие дети должны были изолироваться в специальные школы и интернаты. Сейчас, когда экологическое и психологическое напряжение современного мира в числе наиболее значимых социально-экономических проблем выдвигает проблему экологии детства, среди новорожденных детей процент патологии значительно выше, чем ранее, однако к моменту поступлению в школу этот процент снижается, т.е. начинает работать механизм коррекции за счет внутренних резервов организма, за счёт влияния семьи, лечебных и воспитательных учреждений и др.

Таким образом, коррекционная педагогика как область знаний, изучающая качественные характеристики состояний и ситуаций риска в развитии личности, разрабатывающая психолого-педагогический инструментарий диагностики, профилактики и коррекции в настоящее время имеет большое значение.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С Принципы воспитания физически дефективных детей / Собр. соч. в 6-ти томах. Т.5. – М.: Просвещение, 1983. – 368 с.
2. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. – М., 1925. – 368 с.
3. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. – 80 с.
4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 190 с.
5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
6. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. Материал Всероссийской научно-практической конференции. Новгород, 1994. – М., 1995. – 243 с.
7. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 113-118.
8. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.