Агрессивное поведение подростков: осмысление проблемы
Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Агрессивное поведение подростков: осмысление проблемы
Проявление агрессии, неравенство социальной власти и физической силы, в межличностных отношениях учеников образовательных учреждений, в особенности среди подростков, явление не новое.
С каждым годом случаи подростковой агрессии учащаются, обуславливая тем самым необходимость изучения данного явления, а также поиски возможных способов урегулирования.
Различные психологические направления затрагивают некоторые проблемы изучения жестокого поведения, и каждое выделяет свои причины возникновения, свои методы исследования и диагностики.
1. Психоаналитический подход.
Насилие и агрессия ничто иное как конфликт между сознательным и бессознательным. З. Фрейд под агрессией понимает реакцию на блокирование или разрушение либидных импульсов.
Он полагает, что агрессивное поведение следует рассматривать как один из инстинктов, и так же отмечает, что насилие человек совершает как по отношению к себе самому, так и по отношению к другим.
Для Э. Фромма агрессия – есть мазохистское влечение к смерти или страданию. К. Юнг считает, что к агрессии привлд воздействие бессознательного на сознание человека. [2, с. 99].
2. Поведенческий подход.
Рассматривает агрессивное поведение как ситуативное.
Согласно Долларду, агрессия – это реакция на фрустрацию: то есть некая тентатива справиться с препятствием на пути к удовлетворению и угождению своих потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия [3, с. 265]. С. Розецвейг выделил три типа факторов, вызывающих фрустрацию: 1. для достижения цели или удовлетворения потребности. Выделяют «внутренние лишения» – когда фрустратор находится в самом человеке и «внешние лишения» – когда фрустратор находится вне самого человека; 2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности. 3. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.
3. Гуманистический подход.
Рассматривает агрессию как ответ на ограничение свободы и действий человека. Агрессия здесь понимается как разновидность психологической защиты, вынужденное ответное действие на ограничение свободы [2, с. 100].
Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии рассматривает агрессивное поведение как многоуровневое, детерминируемое различными факторами [2, с. 3]. Т. Н. Курбатова выделяет три уровня в основе агрессивного поведения: – индивидный –защита себя, потомства, имущества и т. д.; – субъектно‐ деятельностный – стремление к достижению цели и реакций на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения; – личностный – связан с мотивационной сферой, предпочтение насильственных средств для реализации целей. О. Ю. Михайлова делает новый подход к определению агрессивного поведения, где агрессия выступает реакцией разрешения неблагоприятной ситуации для человека, формирующаяся на основе поисковой активности.
Эта реакция появляется как самостоятельная форма поведения, включает в себя элементы поисковой активности, сохраняя при этом признаки своего происхождения [1, с. 4].
Желание самоутверждения за счет других – признак неуверенной и слабой личности.
Эта причина социально - педагогического характера [1, с. 296]. Современный образовательный процесс не должен рассматривать травлю как нормальное явление.
Решение проблемы буллинга в образовательном учреждении возможно лишь в случае сотрудничества всего школьного сообщества: разработка диагностических материалов психологами; составление характеристик (отражающих межличностные отношения в классе) учителями - предметникам и классными руководителями; создание школьного комитета; проведение мероприятий, ориентированных на анализ и устранение данной проблемы; индивидуальная работа с родителями; так же возможно осуществление практики кураторства (для учащегося, жертвы травли).
Школа занимает одну из ключевых позиций в жизни ребенка, и главное ее задача состоит не только в формировании базовых знаний, но и в создании комфортной среды, где каждый учащийся сможет полностью реализовать свои возможности.