Статья:

Агрессивное поведение подростков: осмысление проблемы

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Грекова Д.М. Агрессивное поведение подростков: осмысление проблемы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(34).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Агрессивное поведение подростков: осмысление проблемы

Грекова Дарья Михайловна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Кувырталова Марина Александровна
научный руководитель, кан. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Проявление агрессии, неравенство социальной власти и физической силы,  в межличностных отношениях  учеников образовательных учреждений, в особенности среди подростков, явление не новое.

С каждым годом случаи подростковой агрессии учащаются, обуславливая тем самым необходимость изучения данного явления, а также поиски возможных способов урегулирования.

Различные психологические направления затрагивают некоторые проблемы изучения жестокого поведения, и каждое выделяет свои причины возникновения, свои методы исследования и диагностики.

 

1. Психоаналитический подход.

Насилие и агрессия ничто иное как конфликт между сознательным и бессознательным. З. Фрейд под  агрессией понимает реакцию на блокирование или разрушение либидных импульсов.

Он полагает, что агрессивное поведение следует рассматривать как один из инстинктов, и так же отмечает, что насилие человек совершает как по отношению к себе самому, так  и по отношению к другим.

Для Э. Фромма агрессия – есть мазохистское влечение к смерти или страданию. К. Юнг считает, что к агрессии привлд воздействие бессознательного на сознание человека. [2, с. 99].

2. Поведенческий подход.

Рассматривает агрессивное поведение как ситуативное.

Согласно Долларду, агрессия – это реакция на фрустрацию: то есть некая тентатива справиться с препятствием на пути к удовлетворению  и угождению своих потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия [3, с. 265]. С. Розецвейг выделил три типа факторов, вызывающих фрустрацию: 1. для достижения цели или удовлетворения потребности. Выделяют «внутренние лишения» – когда фрустратор находится в самом человеке и «внешние лишения» – когда фрустратор находится вне самого человека; 2. Потери (deprivation) утрата предметов или объектов, ранее удовлетворяющих потребности. 3. Конфликт – одновременное существование двух несовместимых друг с другом побуждений, амбивалентных чувств или отношений.

3. Гуманистический подход.

Рассматривает агрессию как ответ на ограничение свободы и действий человека. Агрессия здесь понимается как разновидность психологической защиты,  вынужденное ответное действие на ограничение свободы [2, с. 100].

Многоплановое исследование этой проблемы в отечественной психологии рассматривает агрессивное поведение как многоуровневое, детерминируемое различными факторами [2, с. 3]. Т. Н. Курбатова выделяет три уровня в основе агрессивного поведения: – индивидный –защита себя, потомства, имущества и т. д.; – субъектно‐ деятельностный – стремление к достижению цели и реакций на угрозу, проявляется в привычном стиле поведения; – личностный – связан с мотивационной сферой, предпочтение насильственных средств для реализации целей. О. Ю. Михайлова делает новый подход к определению агрессивного поведения, где агрессия выступает реакцией разрешения неблагоприятной ситуации для человека, формирующаяся на основе поисковой активности.

Эта реакция появляется как самостоятельная форма поведения, включает в себя элементы поисковой активности, сохраняя при этом признаки своего происхождения [1, с. 4].

Желание самоутверждения за счет других – признак неуверенной и слабой личности.

Эта причина социально - педагогического характера [1, с. 296]. Современный образовательный процесс не должен рассматривать травлю как нормальное явление.

Решение проблемы буллинга в образовательном учреждении  возможно лишь в случае сотрудничества всего школьного сообщества: разработка диагностических материалов психологами; составление характеристик (отражающих межличностные отношения в классе) учителями - предметникам и классными руководителями; создание школьного комитета; проведение мероприятий, ориентированных на анализ и устранение данной проблемы; индивидуальная работа с родителями; так же возможно осуществление практики кураторства (для учащегося, жертвы травли).  

Школа занимает одну из ключевых позиций в жизни ребенка, и главное ее задача состоит не только в формировании базовых знаний, но и в создании комфортной среды, где каждый учащийся сможет полностью реализовать свои возможности.

 

Список литературы:
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. – СПб.: Питер, 2003. 
2. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Рос. гос. пед. ун‐та им. А. И. Герцена. – СПб., 2009. – № 105. – С. 159–165. 
3. Доллард, Д. Фрустрация и агрессия / Д. Доллард. – М.: Просвещение, 1939. 
4. Козлова, С. А. Анализ причин проявления агрессивности у современных дошкольников / С. А. Козлова // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 1. – С. 62–64.