Статья:

Готовность будущих педагогов к организации ученического самоуправления

Конференция: CXXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Якимкина И.И. Готовность будущих педагогов к организации ученического самоуправления // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(135). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(135).pdf (дата обращения: 07.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Готовность будущих педагогов к организации ученического самоуправления

Якимкина Ирина Игоревна
магистрант, Мордовский государственный педагогический университет, РФ, г. Саранск
Кижаева Дарья Валерьевна
научный руководитель,

 

READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR THE ORGANIZATION OF STUDENT SELF-GOVERNMENT

 

Irina Yakimkina

master's student of Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk

 

Аннотация. В статье рассказывается о возрастающей роли учителя современной школы в организации ученического самоуправления. С этих позиций осуществляется характеристика соответствующей педагогической системы.

Abstract. The article describes the increasing role of the teacher of the modern school in the organization of student self-government. From these positions, the characteristic of the corresponding pedagogical system is carried out.

 

Ключевые слова: самоуправление, педагогика, организация самоуправления, будущие педагоги, взаимодействие с учащимися.

Keywords: self-government, pedagogy, organization of self-government, future teachers, interaction with students.

 

Сегодня общеобразовательной школе необходим учитель, ориентированный на гуманное взаимодействие с учениками, готовый создать условия для самореализации учеников, организовать их полноценную социально-ориентированную деятельность по различным ее направлениям. Одним из таких направлений является педагогическая деятельность по организации студенческого самоуправления.

В контексте реализации государственного управления образованием одним из ключевых аспектов является оказание помощи учащимся в формировании и развитии системы ученического самоуправления в школе.

В структуре профессионально значимых компетенций учителя важное место занимает его умение создавать условия для самореализации личности учащихся, организовывать их полноценную социально ориентированную деятельность по различным ее направлениям. Одной из самых популярных с точки зрения практики обучения по таким направлениям является работа по организации студенческого самоуправления. Следует отметить, что приоритетность этого аспекта педагогической деятельности обусловлена принятой в нашей стране парадигмой государственного и общественного управления образованием, выдвинутой в качестве одного из принципов государственной политики в области образования [4, c. 17].

Очевидно, что эффективность студенческого самоуправления во многом зависит от деятельности учителя. Поэтому современное общество предъявляет новые требования к учителю, который должен не только обладать педагогическими способностями, но и быть склонным к саморазвитию и творческому сотрудничеству с учениками. Это подтверждается нормативными актами, принятыми в последние десятилетия.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что в современном мире общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности, что создает условия для творческого роста, обучения и своевременной переподготовки учителей. В Концепции модернизации российского образования на период до 2021 г. указывается на необходимость повышения социального статуса и профессионализма педагогов, усиления их государственной и общественной поддержки [1, с. 12].

Готовность к деятельности разные авторы трактуют как структуру или систему, основанную на разных компонентах. К примеру, Л. С. Нерсесян предложили следующую структуру в виде компонентов готовности к профессиональной деятельности: первый - психическая направленность личности, второй - интегральный психофизиологический компонент, а третий компонент реализуется как структура действия [5, с. 84].

Ю.М. Забродин в своем творчестве выделяет типы готовности будущих педагогов к организации ученического самоуправления, которые направлены на взаимодействие друг с другом. И это операционный тип, который объясняется как организация и развитие сфер профессиональной деятельности, сформированных психологической системой. Мотивационный тип предполагает формирование, которое благодаря приобретенным личностным ценностям и предпочтениям трансформируется в систему профессиональных интересов и склонностей. Функциональный взгляд - это обобщенное сложное состояние человека с целью развития психических функций [4, с.109].

Калиги И. пишет, что для формирования готовности будущего педагога-воспитателя к организации самоуправления школьников в образовательном процессе необходимо[3, c. 22]:

1) практическая направленность занятий, способствующая формированию процессуальных знаний в области управления развитием образовательной системы школы;

2) наличие диалога на занятиях, развивающее умение к диалогу в профессиональной деятельности и управлении;

3) использование технологий коллективного СПОСОБА обучения, развивающих умение работать в команде, мотивировать, убеждать, умение разрешать конфликты;

4) использование методов анализа проблемных ситуаций, которые способствуют развитию умения анализировать, оценивать реальную управленческую ситуацию и принимать на ее основе эффективные решения, способность проявлять инициативу, гибкость в работе;

Будущему учителю необходим набор знаний о педагогической деятельности, сознании и личности учителя, о законах и нормах педагогической деятельности, о профессиональном поведении, о профессионально важных качествах учителя. Педагог должен владеть методикой и технологией проектирования профессиональной деятельности, уметь создавать оригинальные приемы своей работы.

Очевидно, что достижение задач перехода на более высокие уровни готовности студента к организации ученического самоуправления невозможно без активного участия педагогов в процессе целеполагания. Цели методической работы должны осознаваться и восприниматься каждым студентом.

В коллективе студентов можно использовать различные интерактивные приемы для снятия напряжения студентов, создания обстановки диалога и благоприятного психологического микроклимата.

Таким образом, анализ теоретических исследований и состояния образовательной практики показывает, что роль школьных педагогов в организации ученического самоуправления значительно возрастает.

Это основные характеристики педагогической системы развития готовности учителей к организации студенческого самоуправления. Кроме того, данная система характеристик функционирует и саморазвивается, поэтому предоставляет разнообразный выбор форм, методов и инструментов, используемых для достижения целей. Особенностью данной системы является ее направленность на максимальное использование возможностей методической работы по развитию готовности учителей к организации студенческого самоуправления.

Приступая к созданию системы ученического самоуправления, педагоги должны ясно представлять, на каком уровне развития находится коллектив учащихся, какие органы управления им следует создавать, какие полномочия и функции им давать. Хорошо, если педагогический коллектив проведет самостоятельную экспертизу уровня ученического самоуправления, обсудит ее результаты на педагогическом совете, определит для себя приоритетные направления по развитию ученического самоуправления, выработает схему педагогического руководства и предложит учащимся несколько проектов, моделей развития ученического самоуправления в школе, классах, творческих объединениях и общественных организациях. (С одной стороны выбрать всегда легче, а с другой - право выбора составляет суть человеческой свободы).

Таким образом, современные педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, связанной с организацией ученического самоуправления, решение которой связано с формированием у учащихся соответствующего опыта самоуправления. При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.

 

Список литературы:
1. Сверла, К.С. Направленность методической работы в школе на индивидуализацию обучения учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Константин СергеевичСверла - Магнитогорск, 2004. - 223 с.
2. Ворошилов, В.П. Формирование педагогического мастерства учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук /ВладимирПетровичВорошилов. - Курган, 1996. - 118 с.
3. Калиги, И. Типичные ошибки студенческого самоуправления / Игорь Калиги –М., 2003. – 541 c.
4. Катлярова, И.В. Теоретические основы личностно-ориентированной подготовки педагогов: автореф. дис. ... докт.пед. наук / ИннаВладимировнаКатлярова. - Челябинск, 1999. - 21 с.
5. Астанина,М.В. Развитие готовности учителя к дифференцированному подходу в профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мария ВладимировнаАстанина. - Челябинск, 2002. - 23 с.