Статья:

Качества полноценного чтения. Выразительное чтение

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ермачкова К.С. Качества полноценного чтения. Выразительное чтение // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Качества полноценного чтения. Выразительное чтение

Ермачкова Ксения Сергеевна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, которое предполагает осознание идеи произведения и формирование собственного отношения к читаемому.

В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Психолог Т.Г. Егоров считает чтение - видом деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны, а именно:

  • восприятие буквенных знаков
  • озвучивание
  • осмысление

Таким образом,  без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения включает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.

Навык чтения у младших школьников формируется достаточно долго. Так, Т.Г. Егоров разделяет этот процесс на три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Первый этап – аналитический. Он характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам и проходит в период обучения грамоте.

Второй этап – синтетический. Этот этап предполагает одновременное существование всех трех компонентов: восприятие, произнесение, осмысление.

Начиная с третьего класса чтение младших школьников автоматизируется. С этого момента дети переходят на этап автоматизации.

Во время обучения в начальной школе учащиеся могут пройти все три этапа при условии, что учитель обеспечит правильный режим работы, а именно:

  • ежедневные упражнения в чтении
  • отбор текстов с учетом возрастных и психологических особенностей
  • систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения
  • В методической литературе отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость и выразительность.[1]

Правильное чтение – это плавное чтение с отсутствием ошибок, влияющих на смысл текста.

Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Сознательным считают чтение, при котором младший школьник понимает содержание текста, идею произведения, его образы и роль художественных средств, а также имеет собственное отношение к изображаемому.

Выразительность представляет собой способность передавать главную мысль произведения и свое отношение к нему. Выразительность связана с другими качествами чтения, такими как: правильное озвучивание графических знаков, понимание смысла всего произведения и понимание смысла отдельно взятых единиц текста. Таким образом, правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения.[2]

Выразительность связана с сознательностью чтения. Чтобы прочитать выразительно, обязательно нужно хорошо понять текст. Многие учителя считают, что если ученик читает выразительно, значит он понимает, о чем говорится в произведении. Таким образом, выразительность является показателем сознательности.

По мнению Рыжковой Т.В., выразительное чтение - это вид художественной деятельности. И эта деятельность характеризуется наличием собственной цели, мотивов, потребностей, средств и результатов. Результатом данной деятельности является эстетическая реакция слушателей на произведение и его исполнения.

Выразительным можно считать чтение, при котором, в зависимости от произведения, правильно используются паузы, расставляются логические ударения, применяется нужна интонация и громкость. Под сочетанием слов «выразительность чтения» различаются два понятия. Первое – выразительность как компонент навыка чтения, второе – выразительное чтение как высший тип чтения. [3]

В первом случае можно требовать от ученика выразительности при чтении текста любой жанровой принадлежности: задание в учебнике, орфографическое правило и т.д. В этих случаях учащийся должен осознанно использовать такие средства выразительности, как: темп, интонацию, паузы, логические ударения.

Во втором случае предполагается умение учащегося использовать основные средства выразительности для того, чтобы отразить свое понимание, выразить свою оценку к содержанию и смыслу текста и свое отношение к нему. Это помогает учащемуся донести содержание текста до слушателя с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью, а также сделать понятным для них то намерение, которое читающий пытается раскрыть посредством своего чтения.

В школьных условиях выразительное чтение, как высший тип чтения используется при чтении  художественных произведений, а также имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен и понят учениками.

Перед тем, как требовать от ребенка выразительного чтения, нужно убедиться в том, что учащийся понял главную мысль текста, идею, основное содержание, сумел понять, какие чувства вложил автор в свое произведение. Необходимо, чтобы младший школьник самостоятельно представил эти события, героев, их чувства и понял, что и в каком виде нужно донести до слушателей.

 

Список литературы:
1. Рудыка, Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста / Т.П. Рудыка // Начальная школа. - 2007. - № 11. - С. 28-30
2. Степанова, Н.И. Выразительное чтение / Н.И. Степанова. - Чебоксары: ЧГПУ, 2009. - 117 с.
3. Шпунтов, А.И. Работа над средствами выразительности устной речи на уроках русского языка / А.И. Шпунтов // Начальная школа. - 2009. - № 4.