Качества полноценного чтения. Выразительное чтение
Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Качества полноценного чтения. Выразительное чтение
Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, которое предполагает осознание идеи произведения и формирование собственного отношения к читаемому.
В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Психолог Т.Г. Егоров считает чтение - видом деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны, а именно:
- восприятие буквенных знаков
- озвучивание
- осмысление
Таким образом, без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения включает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание.
Навык чтения у младших школьников формируется достаточно долго. Так, Т.Г. Егоров разделяет этот процесс на три этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Первый этап – аналитический. Он характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам и проходит в период обучения грамоте.
Второй этап – синтетический. Этот этап предполагает одновременное существование всех трех компонентов: восприятие, произнесение, осмысление.
Начиная с третьего класса чтение младших школьников автоматизируется. С этого момента дети переходят на этап автоматизации.
Во время обучения в начальной школе учащиеся могут пройти все три этапа при условии, что учитель обеспечит правильный режим работы, а именно:
- ежедневные упражнения в чтении
- отбор текстов с учетом возрастных и психологических особенностей
- систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения
- В методической литературе отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость и выразительность.[1]
Правильное чтение – это плавное чтение с отсутствием ошибок, влияющих на смысл текста.
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.
Сознательным считают чтение, при котором младший школьник понимает содержание текста, идею произведения, его образы и роль художественных средств, а также имеет собственное отношение к изображаемому.
Выразительность представляет собой способность передавать главную мысль произведения и свое отношение к нему. Выразительность связана с другими качествами чтения, такими как: правильное озвучивание графических знаков, понимание смысла всего произведения и понимание смысла отдельно взятых единиц текста. Таким образом, правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения.[2]
Выразительность связана с сознательностью чтения. Чтобы прочитать выразительно, обязательно нужно хорошо понять текст. Многие учителя считают, что если ученик читает выразительно, значит он понимает, о чем говорится в произведении. Таким образом, выразительность является показателем сознательности.
По мнению Рыжковой Т.В., выразительное чтение - это вид художественной деятельности. И эта деятельность характеризуется наличием собственной цели, мотивов, потребностей, средств и результатов. Результатом данной деятельности является эстетическая реакция слушателей на произведение и его исполнения.
Выразительным можно считать чтение, при котором, в зависимости от произведения, правильно используются паузы, расставляются логические ударения, применяется нужна интонация и громкость. Под сочетанием слов «выразительность чтения» различаются два понятия. Первое – выразительность как компонент навыка чтения, второе – выразительное чтение как высший тип чтения. [3]
В первом случае можно требовать от ученика выразительности при чтении текста любой жанровой принадлежности: задание в учебнике, орфографическое правило и т.д. В этих случаях учащийся должен осознанно использовать такие средства выразительности, как: темп, интонацию, паузы, логические ударения.
Во втором случае предполагается умение учащегося использовать основные средства выразительности для того, чтобы отразить свое понимание, выразить свою оценку к содержанию и смыслу текста и свое отношение к нему. Это помогает учащемуся донести содержание текста до слушателя с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью, а также сделать понятным для них то намерение, которое читающий пытается раскрыть посредством своего чтения.
В школьных условиях выразительное чтение, как высший тип чтения используется при чтении художественных произведений, а также имеет место на заключительных, итоговых этапах работы над текстом, когда последний всесторонне рассмотрен и понят учениками.
Перед тем, как требовать от ребенка выразительного чтения, нужно убедиться в том, что учащийся понял главную мысль текста, идею, основное содержание, сумел понять, какие чувства вложил автор в свое произведение. Необходимо, чтобы младший школьник самостоятельно представил эти события, героев, их чувства и понял, что и в каком виде нужно донести до слушателей.