Обучение иностранному языку в старших классах с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий
Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Обучение иностранному языку в старших классах с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса практики использования новых информационно-коммуникационных интернет технологий на уроках иностранного языка. Нужно сказать, что глобальный обмен информацией определяет большую важность знания иностранного языка как средства коммуникации, поскольку общение с внешним миром является условием получения информации [1].
Для продуктивной работы с информацией на иностранном языке необходимо сформировать информационную компетентность. В нашей статье мы будем придерживаться определения, данного в статье Е. В. Корсаковой. «Иноязычная информационная компетенция» – это определенный набор информационных навыков, которые позволяют субъекту качественно взаимодействовать с информационными потоками, проводить независимый поиск, анализ, выбор, преобразование, передачу необходимой информации в соответствии с конкретными коммуникативными ситуациями. [5]
Умения работать с различными информационными ресурсами, информационная грамотность [2], является фактором, определяющим успех информационно-компетентностной личности. Печатные тексты, аудиотексты, видеоклипы, глобальная сеть Интернет действуют как образовательные инструменты, которые предоставляют информацию для обработки, для создания навыков в области владения иностранным языком.
Отбор учебного материала производится с опорой на следующие критерии:
1. информационная насыщенность учебных материалов;
2. культурологическая маркировка учебного материала;
3. коммуникативная ценность учебного материала;
4. прагматическая ценность учебного материала;
5. актуальность учебного материала;
6. аутентичность учебного материала;
7. вариативность и разнотипность учебного материала.
Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации обучения ИЯ и повышению уровня знаний обучающихся старших классов. ИКТ нацелены на совершенствование форм и методов учебного процесса. Современный период развития общества характеризует процесс информатизации.
Использование информационных и компьютерных технологий открывает новые возможности в преподавании иностранного языка, поскольку с использованием ИКТ на занятиях английского языка учителя сталкиваются с новыми формами и методами обучения, а также с поиском новых подходов и стилей для процесса обучения.
Развитие лексических навыков для их последующего включения в речевую деятельность обучающихся старших классов является основной задачей освоения словарного запаса. Использование компьютерных технологий в формировании лексических навыков значительно повышает эффективность этого процесса.[3]
ИКТ дают возможность проработать различные аспекты языка:
обучение грамматической стороне речи;
обучение фонетике и чтению;
при обучении аудированию;
при обучении говорению;
при обучении переводу.
К примеру, при обучении аудированию мы можем не только включать аудио из различных УМК, но также использовать фрагменты из сериалов, фильмов, которые имеют популярность у подростков. Это поможет вызвать интерес к обучению иностранного языка.
Также ИКТ можно использовать при изучении новой темы, либо при подведении итогов. ИКТ позволяет более эффективно использовать тесты на уроке и экономить время урока. Обучающиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка, расширять кругозор школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся старших классов способствуют повышению мотивации обучающихся к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого обучающегося, сопровождаемой высоким уровнем познавательной активности обучающегося.