Организация образовательного пространства в детском саду для детей с нарушением зрения
Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Организация образовательного пространства в детском саду для детей с нарушением зрения
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL SPACE IN A KINDERGARTEN FOR CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
Alyona Besedina
Student, North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol
Аннотация. В статье рассматривается подход к организации образовательного пространства в дошкольном образовательном пространстве для детей с нарушением зрения.
Abstract. The article discusses the approach to organizing the educational space in the preschool educational space for children with visual impairment.
Ключевые слова: дошкольное обучение, нарушение зрения, оборудование, образовательное пространство.
Keywords: preschool education, visual impairment, equipment, educational space.
Организация жизнедеятельности воспитанников с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития.
Образовательная среда имеет важное значение для коррекции зрительной депривации и развития дошкольников с нарушением зрения, расширяет возможности для решения коррекционно-компенсаторных и лечебно-восстановительных задач.
Одним из самых важных факторов развития ребёнка является среда, в которой он играет, живёт, занимается и отдыхает. Образовательное пространство для детей с нарушением зрения – это окружение вокруг ребенка, которое соответствует естественному процессу его развития, формирует мотивацию к деятельности, способствует развитию познавательной активности и коррекции имеющихся нарушений.
Важными задачами коррекционной работы являются развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций, пространственной ориентировки, мелкой моторики, развитие представлений об окружающем мире.
С каждым годом число детей с нарушением зрения растет. Проблема обучения детей со зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Педагогам и родителям необходимо понимать, что чем раньше приобретен дефект, тем сильнее выражены вторичные нарушения. С раннего возраста родителям и педагогам необходимо направлять усилия на целенаправленное формирование у детей желания вступать в тесный эмоциональный и речевой контакт с детьми и взрослыми и интереса к происходящему вокруг них. С этой целью посредством игры надо направлять их совместные действия, специально создавать и организовывать ситуации общения, активно участвуя во всех видах деятельности детей. Обязательным условием результативной работы с детьми данной категории является рациональное построение занятий, определение оптимальных зрительных нагрузок, применение корригирующих средств, а также организация коррекционных занятий, направленных на преодоление отклонений в психическом и физическом развитии.
Большое значение для развития детей с нарушением зрения имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками.
В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, образовательное пространство может иметь свою специфику, и призвано обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для всестороннего развития всех видов детской деятельности.
Пространство решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.
Среда включает как известные для ребенка занятия, так и направляет внимание ребенка на новые действия и ситуации, обогащает его информацией и стимулирует к правильному решению проблемы, тем самым удовлетворяет его потребность в общении, самоопределении и самореализации.
Одним из общих правил организации образовательного пространства является критерий ее доступности для ребенка. При создании этой среды необходимо учитывать возраст, зрительный диагноз ребенка, уровень его развития, интересы, способности и склонности всех воспитанников.
В настоящее время в дошкольных организациях компенсирующего вида уделяется значительное внимание оборудованию мест занятий с детьми с нарушением зрения. Во многих случаях используется нестандартное оборудование. Применение ярких, насыщенных по цвету и размеру пособий, а также нестандартного оборудования является одним из главных критериев для их разработки и реализации в процессе коррекционно-восстановительной работы в детском саду с дошкольниками с нарушением зрения.
Организация образовательного пространства создается на основе следующих принципов:
- доступности;
- наглядности;
- открытости – закрытости, что предполагает наличие мест для совместной работы детей и взрослых, оснащение деятельности оборудованием, дидактическим материалом, игрушками, пособиями;
- стабильности – динамичности – изменчивости, что предусматривает гибкое зонирование пространства;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
При нарушениях зрения у детей отмечается уменьшение объема поступающей информации о внешней среде, трудности ее дифференциации и адекватного использования. В связи с этим основой компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей является сенсомоторная деятельность в специально организованной образовательной среде. Для ребенка с нарушением зрения предоставляется тактильная информация. Кабинеты оборудуются дощечками со шрифтом Брайля, игрушки располагаются в доступных местах, позволяющих ребенку свободно подойти, ощупать и играть с ними. При необходимости предметы прикрепляются к опоре, чтобы с ними было удобно и безопасно действовать.
Создание образовательной коррекционно-развивающей среды, соответствующей потребностям детей с нарушением зрения, способствует обогащению их социо-культурного опыта, целенаправленной организации обучения и воспитания, позволяет оптимизировать процесс взаимодействия и взаимовлияния в системе «ребенок—среда».