Статья:

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Конференция: CCXCVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Шишкова К.А. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(297). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(297).pdf (дата обращения: 22.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Шишкова Каролина Александровна
студент, Колледж педагогического образования, информатики и права ИНПО, ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан
Кочемаскина Лариса Николаевна
научный руководитель, Колледж педагогического образования, информатики и права ИНПО, ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Аннотация. Несмотря на то, что проблема формирования коммуникативных навыков младших школьников освещена в научной литературе, она все равно остается актуальной. Учебная деятельность школьника зависит от того, насколько легко ребенок будет общаться с окружающими людьми, налаживать контакт. В данный период ребенок учится брать на себя ответственность за свои действия и поступки, устанавливает отношения с окружающими людьми и организовывает свое общение.

 

Ключевые слова: коммуникативные навыки, навык.

 

Проблема общения в отечественной психологии рассматривалась многими учеными, например, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, А.А. Леонтьевым и другими. Также особенности общения детей младшего школьного возраста освещены в работах Г.М. Андреевой, А.В. Мудрик, Е.Е. Кравцовой, И.А. Зимней. На уроках ученик может столкнуться с проблемами в общении, например, на уроке математики. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков младших школьников и отсутствием комплекса заданий на уроках математики по их формированию. Это послужило выбором темы нашего исследования. Целью исследования: теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных навыков у младших школьников и опытно-практическим путем подтвердить влияние использования математических заданий на данный процесс на уроках математики.

Мы выдвинули гипотезу, что математические задания будут являться средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся 3 класса на уроках математики, если учитель: 1) использует разные формы работы (групповая, парная); 2) предлагает их разных видов («Найди и назови», нестандартные задачи, математический диктант, расшифровка) на различных этапах урока. При изучении проблемы исследования использовались теоретические положения требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к метапредметным результатам (коммуникативным УУД); теоретические положения А.Г. Асмолова о формировании коммуникативных навыков в процессе обучения; теоретические положения Л.С. Выготского о проблемах формирования коммуникативных навыков. Для подтверждения гипотезы и достижения цели исследования была проведена опытно-практическая работа на базе МБОУ г. Абакана «СОШ №24» в 3А классе, количество обучающихся 28 человек.

На констатирующем этапе были проведены две диагностики: методика «Ваза с яблоками» (модифицированная проба Ж. Пиаже; Флейвелл); методика Г. А. Цукерман «Кто прав?» (опросник).

По результатам диагностик было выявлено преобладание среднего и низкого уровней действий, направленных на учет позиций собеседника (партнера) и средний уровень сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника.

Суть математических заданий для развития коммуникативных навыков у младших школьников, по мнению А.Г. Асмолова, может заключаться в следующем [1]:

  1. Математические задания в парах или группах. Задания, требующие взаимодействия между учениками, помогают им научиться сотрудничать, распределять обязанности и координировать свои действия.
  2. Обсуждение решений и методов. После выполнения задания ученики могут делиться своими решениями и объяснять друг другу методы, которые они использовали. Это способствует обмену опытом и развитию умения объяснять свои мысли.
  3. Работа с задачами на сравнение и анализ. Задания, требующие сравнения различных подходов к решению или анализа разных способов решения одной задачи, могут стимулировать обсуждение и аргументацию своей позиции.

Поэтому на формирующем этапе проводились уроки математики, на каждом из которых использовались разные формы работы и разные виды заданий. Например, на уроке по теме «Доли» на этапе закрепления детям нужно было выполнить математический диктант. Дети записывали дроби: 1/4, 1/2, 1/9, 1/8. Сначала записывал один ученик, а второй проверял. Потом дети менялись ролями. На уроке по теме «Окружность. Круг», на этапе целеполагания я предложила детям поделиться на группы и решить примеры, расставив ответ в порядке возрастания, для того чтобы узнать название темы урока. По теме «Сутки», на этапе закрепления дети получили задание в виде математической эстафеты. Обучающиеся составляли задание для другой группы детей по теме урока. На контрольном этапе работы мы провели те же диагностики, что и на констатирующем. Анализ результатов исследования показал хоть и незначительные, но улучшения показателей от предыдущих. Обучающие стали лучше взаимодействовать, слушать, вести диалог и работать в группе. Поэтому можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Проведение разных видов заданий на уроке математики в начальных классах, способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся в начальных классах.

 

Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.