Зарубежная литература в жизни старшеклассников
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Зарубежная литература в жизни старшеклассников
Художественная литература играет особенную роль в жизни каждого человека. На сегодняшний день существует длинный список классиков, русских и зарубежных. Времена меняются: появляются новые литературные жанры, направления, и каждый из них непременно находит своего читателя. Особенно важные произведения преподаются в школьной программе, анализируются учениками в процессе их изучения на уроках литературы. По этой причине возникает ряд вопросов: какие произведения надо включать в школьную программу? Так ли важно изучать в школе преимущественно именно русскую классику и совсем немного времени уделять зарубежной? Какие произведения интересуют современного российского школьника в рамках учебной программы и вне её?
На сегодняшний день вопросом чтения школьников художественной литературы занимаются И.В. Андреева, В.Я. Аскарова, Т.В. Федорова, Н.А. Масленкова, С. Н. Майорова-Щеглова, М.Н. Семенова, О.В. Илюшина, Л.В. Савина и т.д.
На данный момент Россия вошла в тройку самых «читающих» стран мира. Процент граждан, занимающихся ежедневным чтением, составляет 59% от всего населения [1]. Какова была обстановка в России прошлого?
Приведенная статистика, несмотря на очевидный повод для гордости, все же не отменяет факта того, что в последние десятилетия в России наблюдается тенденция к падению уровня читательской культуры населения. По данным, предоставленным электронным ресурсом Bookmate (содержащим в своем каталоге около 523 689 электронных книг по состоянию на конец 2015 года), две трети книг (а именно 385 265) не открывались ни разу за несколько месяцев исследования [3]. Однако подобная ситуация наблюдается не только в России, но и во многих других странах современного мира. Постепенно бумажные книги вытесняются электронными, что позволяет несколько облегчить исследования по вопросу данной темы. В работе Я.Л. Шрайберга «Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века» автор заявляет, что в современном мире наблюдается тенденция к переходу от бумажных носителей к электронным, что обусловлено техническим прогрессом, господствующим в наш информационный век. Автор дает оценку этому явлению, подразумевая, что сам фактор чтения в наши дни все еще актуален, говоря о том, что бумажные книги стоят дорого и занимают много места в пространстве, в то время как электронные занимают разве что некоторый объем памяти на устройстве.
Посмотрев на статистику, можно уже предположить, что с чтением в России возникает бедственная ситуация. В обыденной жизни взрослые люди из-за нехватки времени и общей трудовой загруженности осиливают 1-2 книги в полгода (а то и в год). Современным детям и вовсе бывает трудно, практически невозможно привить любовь к чтению. К сожалению, школьная литература не в полной мере справляется со своей основной задачей по ряду причин. В чем же кроется корень всех зол? Каковы предпочтения того малого процента современных «книжных червей»? Будут ли целесообразны реформы в методике преподавания литературы в школе и становлении зарубежной литературы в один ряд с русской?
При таких условиях любое исследование может столкнуться с рядом проблем и собрать данные, которые не будут должным образом отражать существующую действительность. Многие школьники оказываются незаинтересованными не только во внеклассном чтении, но и в чтении произведений, предоставленных учебной программой. Однако не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Исследования, опросы и жизненные наблюдения показывают, что процент читающих девушек значительно выше, чем процент юношей6. А вот о том, что именно читает этот малый процент людей, нам и предстоит выяснить. Ситуация с каждым годом меняется, и из этого вытекает цель нашего исследования: понять, какое место сейчас занимает зарубежная литература в учебной программе и внеклассной жизни школьников.
Проблема приобщения школьников к чтению существовала всегда и интересовала многих российских и зарубежных педагогов. Известны множество работ о развитии чтения в процессе литературного образования, о читательской социализации, расширения поля читательских социализаций и др. В своей автодиссертации доктор педагогических наук Галактионова Т.Г. приводит в пример таких исследователей как Н.М. Свирина, С.И. Тимина, В.А. Бородина и многих других. В работе доктора наук Нартова К.М. под названием «Взаимосвязь отечественной и зарубежной литературы в системе нравственно-эстетического воспитания школьников» хорошо отражены особенности преподавания отечественной и зарубежной классики в дореволюционный и постреволюционный период.
Для анализа заявленной темы анкетирование было проведено в двух образовательных учреждениях: общеобразовательной школе и лицее. В анкетировании приняли участие 71 человек, из них 21 – мальчики и 50 – девочки.
Среди всех заявленных совсем не читающими оказались 27 человек. Оперируя такими данными, мы уже заранее можем сделать вывод, что по статистике это даже меньше половины, что свидетельствует о том, что актуальность чтения до сих пор находится на высоком уровне, несмотря на наблюдаемую тенденцию падения интереса к литературе в целом.
На основе полученных данных, мы можем константировать, что зарубежная литература среди учеников старшей школы пользуется большей популярностью, чем русская (если брать во внимание внеклассное чтение). Среди всех заявленных ответов зарубежную литературу выбрали 59% опрошенных, в то время как на долю русской литературы выпало всего 23%. Показательно, что в данной статистике лидировали девочки (48%). Однако при ответе на вопрос «Какую литературу вы предпочитаете в школе?» большинство учащихся (46%) выбрало именно русскую литературу. Мы можем объяснить это тем, что в школьной крайне мало времени (5 часов) отводится зарубежной литературе. В некоторых программах её курс вообще не предусмотрен. За такое количество времени невозможно ознакомится с многообразием зарубежной литературы, поэтому обычно обучение состоит из беглого знакомства с Шекспиром, Бальзаком и проч. А, вот, отечественной литературе, соответственно, отводится львиная доля времени (131 час) [6].
В связи с тем, что зарубежную литературу для учащихся представляется возможным только посредством внеклассного чтения, впоследствии мы обратились именно к внеклассному чтению. Для того чтобы иметь представление об актуальности всей литературы в целом в наше время, следует посмотреть, какие жанры зарубежной литературы предпочтительны для опрошенных. Подтверждает нашу гипотезу о том, что чтение до сих пор актуально, тот факт, что превалирующее большинство опрошенных выбрало «роман» (34%) – самый объемный из жанров. Мы не можем таким образом ручаться за частоту и скорость чтения человека, поскольку они сугубо индивидуальны, однако не оставляем без внимания тот факт, что при должном интересе и совпадении с личными предпочтениями учащиеся вполне могут осилить большое произведение, что может являться хорошим показателем их «читабельности».
Наименьшей популярностью среди школьников пользуется поэма.
Далее в ходе исследования мы обнаружили, что современные школьники отдают предпочтение массовой, современной литературе, известной (в большинстве своем) незамысловатыми сюжетами и не несущей практически никакой общественной ценности. В качестве примера приведем подростковые фэнтези и любовные романы. По данным статистики, процент выбора массовой литературы составил 49%, в то время как классическая литература набрала 32% и, соответственно, беллетристическая – 20%. Классикой зарубежной литературы увлечены 28% мальчиков и 33% девочек.
Большинство опрошенных, как ни странно, предпочитают бумажные носители (84%), в то время как на долю электронных пришлось всего 16%. Это служит опровержением тому, что электронные носители в современном мире наиболее популярны, по крайней мере, среди школьников. Скорее всего, молодые люди отдают дань традиции, предпочитая бумажные книги. Также это может быть связано с тем, что в информационный век современная молодежь много времени проводит с гаджетами, которые имеют свойство разряжаться, да и не всегда представляется возможным подобрать более-менее удобную программу-носитель (Reader), которая удовлетворяла бы запросы каждого читающего, в то время как бумажные книги имеют традиционные оформление, хотя и являются более громоздкими, чем те же смартфоны или предназначенные для чтения электронные книги.
Что же читают современные школьники? Результаты нашего анкетирования показали, что среди молодежи особенно популярны такие жанры как научная фантастика и фэнтези. Безусловным «лидером», несмотря на превалирующее количество опрошенных, выбравших в списке зарубежную литературу, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это название звучит едва ли не в каждой пятой анкете. Не обходят стороной читатели и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который упоминается реже, но тем не менее с завидной частотой. Современные подростки интересуются антиутопиями: не единожды были названы произведения Дж. Оруэлла «1984», Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» и Евгения Замятина «Мы». Любители фэнтези часто упоминают трилогию Дж. Р. Толкиена «Властелин Колец», часто в анкетах встречается и небезызвестный «Гарри Поттер». Читающие юноши в большинстве своем предпочитают серию романов «S.T.A.L.K.E.R», что, возможно, связано с их увлечением видеоиграми. Здесь прослежывется тенденция: школьники, выбиравшие в предпочтения классическую литературу, в большинстве своем упоминали именно произведения классической зарубежной литературы, за редким исключением приписывая к ним беллетристику, в то время как любители массовой литературы называли только современные произведения, интересные для них и направленные на их возрастную категорию.
Роль чтения и художественной литературы в целом является неоспоримо важной. Многие исследования показывают, что приверженность к чтению с каждым годом все больше убывает, и возникает вопрос о месте литературы в современном обществе. Наше исследование показывает обратное: всего лишь малый процент учащихся не читает вовсе. Роль зарубежной литературы в России чрезвычайно высока, однако, согласно данным, полученным через опрошенных нами школьников, большая их часть все же считает наиболее важной именно русскую литературу в учебной программе, оставляя зарубежную на внеклассном чтении, но вместе с тем, ответы респондентов свидетельствуют, что роль зарубежной литературы в жизни школьников значительна.