Статья:

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Каледин М.С. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 4 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Каледин Михаил Сергеевич
студент, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
Муратбаева Гульнар Абылкасымовна
научный руководитель, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы финансовой грамотности у студентов. Используются теоретические уставные определения. Приводятся примеры рассмотрения данной тематики на основе нескольких научных работ, основанных на смежной тематике. По мимо финансовой грамотности в работе рассматривается человеческий капитал, в особенности педагога, включая его профессиональные навыки.

Финановая грамотность в образовательном процессе.

 

Ключевые слова: финансовая грамотность, формирование финансовой грамотности, финансовая грамотность студентов.

 

Актуальность. «Подготовка квалифицированных кадров в десяти ведущих колледжах и вузах Казахстана для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны». [1] Обращаясь к программе «Духовное возрождение» или «Рухани жаңғыру», ориентированная на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвана повысить конкурентоспособность Казахстана в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан. Эти качества должны стать основными ориентирами современного казахстанца.». [2]

Задачи системы подготовки педагогов претерпели существенную корректировку в период внедрения обновленного содержания среднего образования. В этот период стали очевидными существенные пробелы в подготовке педагогов в вопросах содержания среднего образования, методики преподавания школьных дисциплин, предметного содержания дисциплин, ИКТ-компетенций. Несмотря на принимаемые государственные меры поддержки педагогов педагогическое образование требует особого внимания и тесного взаимодействия с системой повышения квалификации.» (подготовка педагога)[3]

Вместе с тем, в повышении статуса педагогов требуют решения следующие проблемы:

- недостаточный уровень профессиональных компетенций и профессионального развития педагогов;

- недостаточный уровень квалификации педагогов по развитию IT-компетенций, эмоционального интеллекта, по исследованию уроков, исследования в действии, критического мышления, тайм-менеджмента, по работе с детьми ООП;

- дефицит психологов, социальных педагогов в школах, в связи с чем есть необходимость пересмотра норматива штатных единиц психологов, социальных педагогов;

- отсутствие кадрового резерва первых руководителей организаций образования;

- отсутствие базы данных высокопрофессиональных педагогов.[4]

В связи с текущими обстоятельствами, было принято решение проведения исследовательской работы по педагогическому смотру навыков студентов «педагогики и психологии» на предмет образованности в сфере финансовой грамотности. После проведения данного исследования, проявилась необходимость в разработке элективного курса под название «формирование финансовой грамотности у студентов специальности «педагогика и психология»». Финансовая грамотность в экономике - это способность понимать и эффективно использовать различные финансовые навыки, включая управление личными финансами, составление бюджета и инвестирование. Когда вы финансово грамотны, у вас есть основа отношений с деньгами, и это путь обучения на протяжении всей жизни. Чем раньше вы начнете, тем лучше для вас будет, потому что образование - это ключ к успеху, когда речь заходит о деньгах. [5]

Финансовая грамотность в педагогике – это теоретическая и практическая образованность в сфере обращения денежных средств, базовых экономических изменений. Данный вид грамотности является одним из неотъемлемых рабочих механизмов, которые мы используем повседневно. При отсутствии базовых знаний и навыков, у нас не получится эффективно оперировать имеющимися у нас ресурсами и основными средствами, что в свою очередь может привести к серьезной проблеме, связанной с финансами в будущем. В особенности необходимость применения финансовой грамотности в нашей повседневной жизни, основывается на освоении экономического понимания и финансового развития.  Финансовая грамотность в политике помогает повысить уверенность человека в себе, его настроение и может помочь ему принимать более правильные решения. Однако финансовая грамотность сама по себе не гарантирует финансовой безопасности. Таким образом она фокусируется на всех аспектах финансового состояния человека: грамотности, настроениях, поведении, системах и планировании. [6]

Постановка проблематики финансовой грамотности базируется на отсутствии понимания студентами самых базовых финансовых знаний, в частности навыков сбережения своих денежных средств. Если рассматривать сбережение со стороны экономических определений, то его можно называть «финансовой подушкой». Данный вид финансовых сбережений в большинстве случаев связан только с теми финансами, которые присутствуют у вас в денежном эквиваленте, не считая ваши активы или пассивы. Финансовая подушка – это определенное количество денежных средств, которые вы сберегаете на так называемый «черный день».

 Как я рассматривал ранее, финансовая грамотность требует определенных навыков. Можно разделить необходимые навыки на несколько групп, таких как:

Первая группа – экономические знания и экономическая образованность. Эта группа может включать в себя, как и базовые экономические знания, которые включают в себя понимания микроэкономики, например активов и пассивов, налогообложения, кризисных ситуаций, либо крепких знаний макроэкономики и политологии, для наблюдения с представления текущих ситуаций, как бы со стороны.

Вторая группа – навыки финансового планирования. В основе, тренировка создания финансовых сбережений на долгосрочной перспективе.

Третья группа – основы юридической грамотности, прав потребителей финансовых услуг, знания организационных законодательных вопросов, которые просто необходимы для сохранения безопасности собственных сбережений.

Таким образом необходимость в эрудированности и образованности финансовой грамотности преобладает в современном мировом сообществе, в особенности в Казахстане. В связи с глобальной цифровизацией и электронно-экономической адаптации всех сфер жизнедеятельности, а также спрос в создании и организации специализированных образовательных методик и программ вышла на совершенно новый уровень.

Влияние человеческого капитала на образовательный процесс.

Отрасли образования сталкиваются с уникальными проблемами в управлении своей рабочей силой, поскольку многие административные решения находятся вне их контроля. Например, государственное финансирование большинства школ за последнее десятилетие резко сократилось, в результате чего многим школам не хватает ресурсов.

Несмотря на эти проблемы, есть много способов, с помощью которых учителя могут создать отличное рабочее место для своих сотрудников. Вот шесть распространенных вопросов управления персоналом в образовании, о которых следует помнить каждому школьному округу и университету.

Проблема 1: Отбор и наем квалифицированных учителей

В каждой школе работают самые квалифицированные преподаватели на рынке. К сожалению, когда речь идет о самых способных учителях, их часто не хватает. Вербовка и вербовка могут быть сложной задачей. Причины включают:

  1. Постоянная нехватка учителей.
  2. Трудности прогнозирования потребности в обучении.
  3. Отношение учителей и педагогов к своим обязанностям.

В то время как в других отраслях можно нанимать в любое время года, в большинстве школ сезон найма короткий. Хотя это зависит от типа школы, набор обычно начинается в апреле или мае и заканчивается в августе.

Для примера, США уже почти десять лет испытывают нехватку учителей. Спрос на учителей продолжает расти, так как каждый год в школы поступает все больше учеников, а учителей не хватает, чтобы удовлетворить спрос.

Чтобы решить эту проблему, некоторые школьные округа прибегли к найму неквалифицированных учителей — людей с высшим образованием, но без формального педагогического образования. Хотя этот подход может привлечь учителей в классы, он имеет свою цену.

Неквалифицированные учителя создают нестабильность персонала, поскольку они часто уходят преждевременно или после года обучения. Студенты также испытывают негативные последствия, так как высокая текучесть кадров влияет на качество их образования.

Для наглядного примера, я воспользуюсь схемой, которая достаточно точно показывает на какие типы делится человеческий капитал.

Таблица 1.

Схема

Управление финансовой грамотностью

Капитал образования

Капитал культуры

Капитал здоровья

Общие и специальные знания

Общепрофессиональные умения и навыки

Профессиональный опыт и стаж работы

Предпринимательские и организаторские способности

Общая культура

Мотивация

Принципы и стереотипы поведения в рамках правил, традиций, морали

Потенциал социального взаимодействия

Естественно-физическая составляющая (наследственная, включающая физический и психологический потенциал)

Общее состояние здоровья

Интеграция преемственности

Инструментарий

Техники и принципы

Направленность

Практичность использования

Новые подходы

Распознавание финансового мошенничества

Психологическая

Определение всех способов финансового обмана и всяческое избегание оного

Активируйте блокировщик всплывающих окон[6] ФИНАНСОВЫЕ МОШЕННИЧЕСТВА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Шамрина Светлана Юрьевна1 , канд. экон. наук, доц. Ломакина Анна Николаевна2 , канд. экон. наук, доц. Фролов Александр Витальевич1 , канд. экон. наук, доц. 1 Ставропольский государственный аграрный университет

Сохранения стабильности в жизни без работы

Прагматическая

Формирование сдержанности и структуризации

Активная дивидендация финансов

Постоянный поиск дополнительного дохода

Аналитическая

Активный поиск актуальной информации в сфере финансов

Постоянный просмотр актуальных новостей

 

Если отталкиваться от данной таблицы, которая использовалась в научной работе Г.В. Леонидова[4], то мы можем рассматривать человеческий капитал с 3-х сторон:

  1. Капитал образования
  2. Капитал культуры
  3. Капитал здоровья

Разделение на данные понятия особенно благоприятно складывает итоговое понимание смысла и влияния человеческого капитала на образовательный процесс и образовательную среду в целом. В особенности выделяются общепрофессиональные умения и навыки, которые непосредственно имеют отношения к квалификационному специалисту. Для большинства работников образовательной системы, к сожалению, профессиональные умения и навыки не имеют такого значения, которое они имели в прошлом. Так как школьная программа базируется на получении оптимальных знаний для структурирования и стимулирования человеческого разума, в большинстве случаев не приносит достаточной результативность как педагогов, так и учеников. По личному опыту, могу сказать, что педагогическая деятельность требует не только крепких профессиональных навыков и личностных качеств, присущих учителям, но и весь остальной спектр навыков, указанных в рисунке №1.

Так же можно рассмотреть работу Т.В. Никитиной, под названием «Финансовая грамотность и ее детерминанты», в которой рассматривается финансовая грамотность населения в целом и причины низкого уровня образованности. Рассмотрение финансовой грамотности в сфере глобального экономического агрегата, позволило составить общую картину всей ситуации. На основе этого можно сделать выводы, что финансовая грамотность присутствует также в высокоразвитых странах и она не зависит он качества жизни в стране[8].

Теперь мы можем точно поставить необходимые вопросы для изучения данной проблематики, в особенности финансовой образованности студентов. Для точности можно поставить следующие вопросы:

Какое влияние оказывает образовательный процесс на финансовую образованность студентов?

Каким образом высшее образование помогает студентам понимать финансовые аспекты?

Какие основные навыки являются необходимыми для повышения финансовой образованности?

Одной из причин повышенного интереса к вопросу финансового образования, или изучения финансов является финансовый потенциал и личный долг перед самим собой. Единственный возможный способ искоренить эту безграмотную и легкомысленную позицию по отношению к собственным денежным средствам, это повысить финансовую осведомленность через образование.

Например, в Казахстане необходимо предпринять попытки интеграции специализированных методологических курсов, благодаря которым появится возможность повышения, как и образованности, так и финансового обогащения молодого населения в целом.

Интеграция финансовых возможностей в программы образованности высшей школы представляется возможной только при наличии полноценной и спланированной стратегии. Способ предотвратить нездоровую долговую нагрузку, а также использовать и создавать бюджетные резервы, заключается как раз к привлечению студентов к повышению своей собственной финансовой грамотности. Включение в учебные программы высшей школы, вне зависимости от направленности специальностей и факультетов, является огромным шагом вперед, поскольку профилактика представляется наиболее действенной мерой. Придется пройти сложный путь, от начала создания и внедрения методологических основ и элективных курсов в образовательный процесс, но это вложение точно оправдает, возложенные на нее ожидания.

Как мы видим, педагоги-психологи должны получить навыки финансовой грамотности, в связи с актуализацией.

Проведение анкетирования.

Во время проведения практической деятельности, было проведено анкетирование среди студентов 3 курса КазНУ им. Аль-Фараби, специальности «педагогика и психология», в размере 5 человек. В последствии анализирования результатов, стало ясно, что студенты образованы на базовом уровне и их навыки не позволяют характерно понимать свое экономическое положение.

 

Список литературы:
1. План нации – 100 конкретных шагов (77 пункт).
2. Программа «Рухани жаңғыру» (23 пункт).
3. Концепция развития высшего образования и науки в Республике Казахстан на 2023 – 2029 (Раздел 2, Глава 1).
4. Г. В. Леонидова, М. А. Головчин, Т. С. Соловьева, Е. А. Чекмарева, К. А. Устинова, А. В. Попов, А. М. Панов «Проблемы эффективности государственного управления. Человеческий капитал территорий: проблемы формирования и использования», ©ИСЭРТ РАН, 2013.
5. Jason Fernando «Financial literacy: What it is, and why it is important» 30.01.2023.
6. Т.В. Никитина, В.С. Дембинскайте, М.П.Скалабан «Финансовая грамотность и ее детерминанты», научный журнал «Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета» 2020 год (с 2). 
7. Yang Zhou, Manfang Yang, Xu Gan «Education and financial literacy: Evidence from compulsory schooling law in China», journal «The Quartely review of economics and finance» 29.09.2022 (с 3).
8. A. Opletalova «Financial Education and Financial Literacy in the Czech Education System», journal «Procedia – social and behavioral sciences» (с 4)16.10.2015.