Статья:

Развитие технических способностей у студентов техникума

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Авдеев Н.С., Шевцов Н.А. Развитие технических способностей у студентов техникума // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие технических способностей у студентов техникума

Авдеев Никита Сергеевич
студент, Самарский техникум промышленных технологий, РФ, г. Самара
Шевцов Николай Александрович
студент, Самарский техникум промышленных технологий, РФ, г. Самара
Попова Светлана Владимировна
научный руководитель, преподаватель, Самарский техникум промышленных технологий, РФ, г. Самара
Климова Татьяна Николаевна
научный руководитель, преподаватель, Самарский техникум промышленных технологий, РФ, г. Самара

 

Технические способности – это личностные качества, проявляющиеся в понимании технологических проблем, умение обращаться с техникой, изготавливать технические изделия, осуществлять диагностику, проводить ремонтные работы и иметь склонность к изобретательству.

Технические способности проявляются при работе и ремонте любых машин, электрического или электромеханического оборудования.

При решении поставленной технической задачи примерный план может быть следующим:

  • поставить конкретную цель и стремиться получить теоретический ответ для ее достижения;
  • проанализировать условия труда и все остальные исходные данные, которые позволяют достигнуть установленную цель;
  • выбрать из всех предположений решения задачи наиболее удобное и соответствующее имеющимися условиям.

Развитие технических способностей у студентов техникума происходит во время освоения таких специальных дисциплин, как «Устройство автомобилей», «Техническая механика», «Электротехника», «Автомотизация производства», «Электрические аппараты» и д.р.

Формирование технических способностей у студента начинаются с самых первых занятий, когда он начинает осваивать специальные дисциплины, связанные с выбранной профессией.

Во время учебного занятия у студентов происходит развитие:

- творческое и научное мышление;

- зрительная и механическая память, грамотная техническая речь;

- чувства самореализации в профессии;

- дисциплинированности;

- умение работать в команде.

Специальные технические способности складываются из ряда умений и навыков, сформированных под влиянием «технического склада ума» или «технического мышления». При развитии технического мышления очень важно перед студентами постоянно ставить поисковые проблемы. Например, во время занятий по дисциплине «Материаловедение» при изучении темы «Поршни и поршневые пальцы», можно перед обучающимися поставить техническую задачу: определить из какого именно материала лучше изготавливать поршни из чугуна или алюминиевого сплава?

Какие при первом и втором варианте возникнут недостатки?

После рассуждений и анализа технической литературы, студенты придут к выводу, что поршень из алюминиевого сплава легче и меньше создает инерционной силы.

Развитие технического мышления происходит также при выполнении небольших докладов. Студенты сами проводят свое короткое учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и обосновывают сделанные выводы, которые потом обсуждаются одногруппниками под руководством преподавателя.

На занятиях по ремонту оборудования или во время прохождения производственной практики студент часто сталкивается с задачей, в сюжете которой присутствует конкретная аварийная ситуация и даны условия, в которых ее нужно устранить.

Такие задачи особенно интересны, так как они позволяют оценить себя на практике, так сказать «в деле».

Процесс выполнения разборочно-сборочных работ является самым трудным, но в то же время самым увлекательным.

Студент учится вести себя в стандартных и нестандартных ситуациях, принимать решения и нести за них ответственность. На основе знаний, полученных при изучении теории, есть возможность в реальности применить свои умения и проявить свое мастерство, самостоятельно посмотреть принцип работы того или иного узла. При этом чтобы понять принцип действия механизма, зачастую приходится использовать справочную литературу, техническую документацию,  учебные плакаты, схемы, инструкционно-технологические карты, интернет.

При сформированном техническом мышлении, выпускник будет конкурентоспособным на рынке труда, будет стремиться к саморазвитию и самообучению, при необходимости будет приобретать новые знания, осознанно планировать повышение квалификации и возможно, поступить в высшее учебное заведение  и задумается о карьерном росте или создании  своего собственного бизнеса.

 

Список литературы:
1. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство. 2001. 272 с.
2. Васильев А.А., Горин Л.Н. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования // Вестник НГИЭИ. Научный журнал. №8(39) август 2014 г. С. 11-18.