Статья:

Диагностика раннего детского аутизма

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Диагностика раннего детского аутизма // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(39) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(39).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Диагностика раннего детского аутизма

Доронина Вероника Сергеевна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Мальтинская Наталия Александровна
научный руководитель, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

В настоящее время проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных. Актуальность и повышенный интерес к данному вопросу объясняется тенденцией к активному увеличению числа детей с ранним детским аутизмом.

Вопросом изучения раннего детского аутизма занималось множество ученых, среди которых: К.С. Лебединская [1], О.С. Никольская [3], Л.Г. Нуриева [4], Е.А. Янушко [5] и другие. Не смотря на это, данный вопрос не теряет своей значимость в настоящий момент, это связано с возникновением трудностей своевременной и качественной диагностики раннего детского аутизма.

Часто, в связи с тем, что данная проблема недостаточно освящена, родители не обращают внимания на проявления раннего детского аутизма, а значит, упускают момент своевременного коррекционного вмешательства. Исходя из этого, важным становится зависимость между диагностикой раннего детского аутизма и составлением коррекционного маршрута ребенка.

Отсутствие достаточной информации о выявлении раннего детского аутизма заставляет родителей не замечать проявлений данной проблемы. При этом следует отметить, что признаки раннего детского аутизма могут проявляться даже в младенческом возрасте. Так, родители отмечают, что ребенок с аутизмом в первый год жизни не ловит взгляда матери, не рассматривает игрушки. Часто родители ребенка с аутизмом характеризуют его, как серьезного и сосредоточенного, отмечая отсутствие улыбки и смеха. Также родители говорят об отсутствие какой-либо реакции на собственное имя. Большинство родителей отмечают отказ ребенка от грудного вскармливания. В младенчестве дети с аутизмом могут проявлять чрезмерную активность: постоянные двигательные акты, нервозность, крики, плач или чрезмерную пассивность: взгляд, обращенный в одну точку, безразличность к окружающему миру. Многие родители говорят об особенностях сна, в первый год жизни у детей с аутизмом отмечается длительный период, в котором дети «путают» день и ночь, бодрствуя при этом ночью и постоянно засыпая днем. Родители интересно описывают момент, когда они берут ребенка на руки: «Такое ощущение, что он не готов к тому, что его взяли. Складывается впечатление, что берешь в руки мешок с мукой, ведь даже если ребенку дискомфортно, он не проявляет недовольства». Многие родители говорят о тревожности у ребенка на смену обстановки в комнате, на изменение запаха парфюма.

В раннем возрасте проявления аутизма становятся более выраженными. К трем годам явным становится проблема речевого развития, у детей с ранним детским аутизмом проявляется отсутствие или недоразвитие речи. Часто родители отмечают, что гуление, лепет и первые слова у ребенка появились своевременно, а ближе к полутора годам были утеряны все речевые навыки и ребенок «перешел» на вокализации. Все родители говорят об отсутствие коммуникативных умений ребенка, дети не могут обращаться с просьбой ко взрослым, не вступают в коммуникативное взаимодействие со сверстниками. Большинство родителей отмечают наличие аллергии на пищевые продукты и избирательность в еде. Дети с ранним детским аутизмом часто неадекватно реагируют на слуховые, зрительные, пищевые, обонятельные раздражители. Так, родители рассказывают о том, что ребенок с аутизмом склонен к длительному рассматриванию татуировок, поглаживанию накрашенных ногтей, закрыванию ушей руками при звуке дрели или пылесоса, сосанию тканей. Многие родители описывают ситуации, в которых ребенок может неадекватно отреагировать на незнакомого человека: обнять или ударить его. Все родители отмечают наличие стереотипного поведения у ребенка с аутизмом.

К.С. Лебединская подразделяет проявления раннего детского аутизма в раннем возрасте на несколько групп:

·     Вегетативно-инстинктивная сфера: слишком длительный сон, крик или плач при пробуждении, ночные страхи, плохое засыпание, а также особенностей двигательной сферы ребенка: кружение вокруг своей оси, раскачивание, самостимуляции, отсутствие жестов, гипертонус / гипотонус мышечной мускулатуры.

·     Аффективная сфера: беспричинное повышение или понижение настроения, повышение высоты голоса, агрессивное отношение по отношению к себе или к другим, тревожность, капризность, плаксивоть, отсутствие чувства самосохранения, наличие страха воды, животных, света, шума, прикосновений.

·     Коммуникативная сфера: отсутствие фиксации на лице и глазах собеседника, отсутствие отклика на свое имя, избегание взгляда человека, задержка в узнавании близких людей, отстранение или гиперпривязанность к матери, тревога при появлении нового человека, игнорирование сверстников, придумывание собственных слов, отсутствие эмоциональных проявлений или чрезмерная эмоциональность.

·     Интеллектуально-игровая сфера: задержка формирования навыков самообслуживания, большой интерес к отдельным областям, непонимание обращенной речи, плохая сосредоточенность, а так же игровой деятельности ребенка: манипуляция одной игрушкой, склонность к выкладыванию рядов, любовь к перелистыванию книг, любовь к округлым предметам, предпочтение игры в одиночку.

·     Сфера восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Особенности проявлений: отсутствие реакции на слуховой и зрительный раздражитель, плохая переносимость одежды, сосание несъедобных предметов или тканей, перебирание пальцев у лица, стремление раздеться, получение удовольствия от удушья, аллергии, избирательность в еде, исследование окружающего с помощью обнюхивания, близкого разглядывания предметов у лица, облизывания, ощупывания [1].

Необходимо отметить, что в отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимой среди многообразных проявлений, указывающих на наличие раннего детского аутизма, признается следующая специфическая триада симптомов:

1.  Уход в себя, грубое нарушение коммуникативной деятельности ребенка.

2.  Стереотипность поведения.

3.  Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевого развития.

Одновременно с этим, выявить у ребенка ранний детский аутизм до трех лет не всегда представляется возможным. Причиной этого является то, что некоторые симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для раннего детского аутизма характерно разнообразное проявление симптоматики, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику.

Несмотря на это, О.С. Никольская говорит о том, что диагностика раннего детского аутизма чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих нарушений:

·     Умственная отсталость. У детей с умственной отсталостью снижение интеллекта носит тотальный характер. Умственно отсталые дети используют в большей степени значения слов, в то время как дети с ранним детским аутизмом показывают противоположенные результаты. Кроме того, в особенности при синдроме Дауна, дети не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.

·     Шизофрения. Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается после периода относительно или нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.

·     Депривационные расстройства. В данном случае проявления аутизма могут возникать при психосоциальной депривации. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития ребенка [3].

Подводя итог, следует отметить, что в случае обнаружения у ребенка симптомов раннего детского аутизма, родителям незамедлительно следует обратиться к специалисту. Данная статья будет полезна для родителей, а также для педагогов, дефектологов, логопедов, обучающих детей с ранним детским аутизмом.

 

Список литературы:
1. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 214 с.
2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. – М: НИИ дефектологии РАО, 1988. – 256 с.
3. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8–17.
4. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – Москва: Теревинф, 2006. – 105 с.
5. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 114 с.