Диагностика раннего детского аутизма
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Диагностика раннего детского аутизма
В настоящее время проблема раннего детского аутизма является одной из актуальных. Актуальность и повышенный интерес к данному вопросу объясняется тенденцией к активному увеличению числа детей с ранним детским аутизмом.
Вопросом изучения раннего детского аутизма занималось множество ученых, среди которых: К.С. Лебединская [1], О.С. Никольская [3], Л.Г. Нуриева [4], Е.А. Янушко [5] и другие. Не смотря на это, данный вопрос не теряет своей значимость в настоящий момент, это связано с возникновением трудностей своевременной и качественной диагностики раннего детского аутизма.
Часто, в связи с тем, что данная проблема недостаточно освящена, родители не обращают внимания на проявления раннего детского аутизма, а значит, упускают момент своевременного коррекционного вмешательства. Исходя из этого, важным становится зависимость между диагностикой раннего детского аутизма и составлением коррекционного маршрута ребенка.
Отсутствие достаточной информации о выявлении раннего детского аутизма заставляет родителей не замечать проявлений данной проблемы. При этом следует отметить, что признаки раннего детского аутизма могут проявляться даже в младенческом возрасте. Так, родители отмечают, что ребенок с аутизмом в первый год жизни не ловит взгляда матери, не рассматривает игрушки. Часто родители ребенка с аутизмом характеризуют его, как серьезного и сосредоточенного, отмечая отсутствие улыбки и смеха. Также родители говорят об отсутствие какой-либо реакции на собственное имя. Большинство родителей отмечают отказ ребенка от грудного вскармливания. В младенчестве дети с аутизмом могут проявлять чрезмерную активность: постоянные двигательные акты, нервозность, крики, плач или чрезмерную пассивность: взгляд, обращенный в одну точку, безразличность к окружающему миру. Многие родители говорят об особенностях сна, в первый год жизни у детей с аутизмом отмечается длительный период, в котором дети «путают» день и ночь, бодрствуя при этом ночью и постоянно засыпая днем. Родители интересно описывают момент, когда они берут ребенка на руки: «Такое ощущение, что он не готов к тому, что его взяли. Складывается впечатление, что берешь в руки мешок с мукой, ведь даже если ребенку дискомфортно, он не проявляет недовольства». Многие родители говорят о тревожности у ребенка на смену обстановки в комнате, на изменение запаха парфюма.
В раннем возрасте проявления аутизма становятся более выраженными. К трем годам явным становится проблема речевого развития, у детей с ранним детским аутизмом проявляется отсутствие или недоразвитие речи. Часто родители отмечают, что гуление, лепет и первые слова у ребенка появились своевременно, а ближе к полутора годам были утеряны все речевые навыки и ребенок «перешел» на вокализации. Все родители говорят об отсутствие коммуникативных умений ребенка, дети не могут обращаться с просьбой ко взрослым, не вступают в коммуникативное взаимодействие со сверстниками. Большинство родителей отмечают наличие аллергии на пищевые продукты и избирательность в еде. Дети с ранним детским аутизмом часто неадекватно реагируют на слуховые, зрительные, пищевые, обонятельные раздражители. Так, родители рассказывают о том, что ребенок с аутизмом склонен к длительному рассматриванию татуировок, поглаживанию накрашенных ногтей, закрыванию ушей руками при звуке дрели или пылесоса, сосанию тканей. Многие родители описывают ситуации, в которых ребенок может неадекватно отреагировать на незнакомого человека: обнять или ударить его. Все родители отмечают наличие стереотипного поведения у ребенка с аутизмом.
К.С. Лебединская подразделяет проявления раннего детского аутизма в раннем возрасте на несколько групп:
· Вегетативно-инстинктивная сфера: слишком длительный сон, крик или плач при пробуждении, ночные страхи, плохое засыпание, а также особенностей двигательной сферы ребенка: кружение вокруг своей оси, раскачивание, самостимуляции, отсутствие жестов, гипертонус / гипотонус мышечной мускулатуры.
· Аффективная сфера: беспричинное повышение или понижение настроения, повышение высоты голоса, агрессивное отношение по отношению к себе или к другим, тревожность, капризность, плаксивоть, отсутствие чувства самосохранения, наличие страха воды, животных, света, шума, прикосновений.
· Коммуникативная сфера: отсутствие фиксации на лице и глазах собеседника, отсутствие отклика на свое имя, избегание взгляда человека, задержка в узнавании близких людей, отстранение или гиперпривязанность к матери, тревога при появлении нового человека, игнорирование сверстников, придумывание собственных слов, отсутствие эмоциональных проявлений или чрезмерная эмоциональность.
· Интеллектуально-игровая сфера: задержка формирования навыков самообслуживания, большой интерес к отдельным областям, непонимание обращенной речи, плохая сосредоточенность, а так же игровой деятельности ребенка: манипуляция одной игрушкой, склонность к выкладыванию рядов, любовь к перелистыванию книг, любовь к округлым предметам, предпочтение игры в одиночку.
· Сфера восприятия: зрительного, слухового, тактильного, обонятельного, вкусового. Особенности проявлений: отсутствие реакции на слуховой и зрительный раздражитель, плохая переносимость одежды, сосание несъедобных предметов или тканей, перебирание пальцев у лица, стремление раздеться, получение удовольствия от удушья, аллергии, избирательность в еде, исследование окружающего с помощью обнюхивания, близкого разглядывания предметов у лица, облизывания, ощупывания [1].
Необходимо отметить, что в отечественной научно-исследовательской литературе наиболее значимой среди многообразных проявлений, указывающих на наличие раннего детского аутизма, признается следующая специфическая триада симптомов:
1. Уход в себя, грубое нарушение коммуникативной деятельности ребенка.
2. Стереотипность поведения.
3. Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевого развития.
Одновременно с этим, выявить у ребенка ранний детский аутизм до трех лет не всегда представляется возможным. Причиной этого является то, что некоторые симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для раннего детского аутизма характерно разнообразное проявление симптоматики, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику.
Несмотря на это, О.С. Никольская говорит о том, что диагностика раннего детского аутизма чрезвычайно важна, поскольку необходимо отличать аутизм от других расстройств. В частности дифференцировать синдром раннего детского аутизма от следующих нарушений:
· Умственная отсталость. У детей с умственной отсталостью снижение интеллекта носит тотальный характер. Умственно отсталые дети используют в большей степени значения слов, в то время как дети с ранним детским аутизмом показывают противоположенные результаты. Кроме того, в особенности при синдроме Дауна, дети не просто способны, а даже стремятся устанавливать эмоциональные отношения с окружающими людьми.
· Шизофрения. Как правило, у детей с аутизмом не наблюдаются расстройства мышления, сопровождаемые бредом и галлюцинациями. Кроме того, детская шизофрения начинается после периода относительно или нормального развития. Вместе с этим совершенно определена наследственная отягощенность шизофренией, склонность к заболеванию по семейной линии.
· Депривационные расстройства. В данном случае проявления аутизма могут возникать при психосоциальной депривации. Тем не менее, изменение ситуации, обеспечение ребенку соответствующей стимуляции способно привести к улучшениям коммуникативного поведения, относительной нормализации дальнейшего развития ребенка [3].
Подводя итог, следует отметить, что в случае обнаружения у ребенка симптомов раннего детского аутизма, родителям незамедлительно следует обратиться к специалисту. Данная статья будет полезна для родителей, а также для педагогов, дефектологов, логопедов, обучающих детей с ранним детским аутизмом.