ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА
Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА
Аннотация. Данная статья знакомит с уникальной по своим возможностям игровой технологией В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», а также с системой интеллектуальных навыков и умений, основанных на использовании игр В.Воскобовича.
Ключевые слова: развивающие игры, технология.
Система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Образовательный процесс в дошкольной образовательной организации направлен на развитие и воспитание. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед педагогами задачу создания условий для полноценного развития ребенка, в том числе и его интеллектуальных способностей. Среди воспитанников, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях, увеличивается количество детей с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной сферы. Интересы таких детей ограничены, игры однообразны.
В дошкольном возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Он задает вопросы, экспериментирует, пытается понять, как устроен мир. В процессе познания ребенок развивает свои интеллектуальные способности
На данный момент существует множество трудов, посвящённых развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. С теоретической точки зрения данную проблему изучали: Л.С. Выготский, который рассматривал развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в контексте культурно-исторической теории развития личности; А.В. Запорожец, который изучал развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста; Д.Б. Эльконин, который разработал концепцию развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста; А.Н. Леонтьев, который рассматривал развитие мышления детей дошкольного возраста в контексте теории деятельности.
Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребенок свободно проявляет свои творческие способности, учится решать проблемы, развивает мышление, воображение, память, внимание. Игры Воскобовича, будучи игровыми по форме, имеют серьезный развивающий потенциал. Они позволяют ребенку решать сложные интеллектуальные задачи, не осознавая этого.
Развитые интеллектуальные способности позволяют ребенку успешно адаптироваться к жизни в обществе, быть успешным в учебе, работе и творчестве.
Дети с развитыми интеллектуальными способностями легче усваивают новые знания, быстрее осваивают новые навыки, более успешно справляются с учебными задачами. Они способны к самостоятельному решению проблем, к принятию решений, к адаптации к новым условиям. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Использование технологии развивающих игр В. В. Воскобовича для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».
Методика В.В. Воскобовича основана на трех основных принципах: интерес, познание, творчество.
Цели занятий, основанных на игровых материалах Воскобовича, включают:
- Стимулирование познавательного интереса и исследовательской активности у ребенка.
- Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творческих способностей.
- Обеспечение гармоничного развития у детей эмоционально-образного и логического мышления.
- Формирование базовых представлений об окружающем мире, математических понятиях и звукобуквенных явлениях.
Развивающие игры Воскобовича обладают своими особенностями, включая многофункциональность и универсальность, что позволяет им применяться в различных ситуациях и способствует развитию разных аспектов у детей.
С помощью игр можно эффективно решать различные образовательные задачи, незаметно для детей. Они могут освоить цифры или буквы, запомнить цвета и формы, научиться считать и ориентироваться в пространстве, одновременно развивая мелкую моторику рук и совершенствуя речь, мышление, внимание, память и воображение.
Учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем, что главной формой организации учебной деятельности является игра. Здесь хочется вспомнить слова замечательного педагога В.Зеньковского, который, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли». Среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась особенная, самобытная, творческая группа игр - развивающие игры В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» [4]. В играх В.Воскобовича заложен огромный творческий потенциал, многовариативность игровых упражнений, с помощью которых ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, подчас не догадываясь об этом. Сегодня хотелось бы более подробно остановиться на игровой технологии В.Воскобовича и показать, как мы используем ее в своей работе.
боте. Вячеслав Вадимович Воскобович - изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Свою технологию он назвал «Сказочные лабиринты игры». И это не случайно. Ведь все эти игры постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры. Все игры В.Воскобовича сопровождаются сказочным сюжетом. Это позволяет поддерживать познавательный интерес ребенка. Дошкольник становится действующим лицом событий, «проживает» сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху. Все сказки имеют единое сказочное пространство - Фиолетовый лес и сказочных героев.
Применяя принцип дидактики «от простого к сложному», мы поняли, что интеллектуальные способности детей интенсивно развиваются лишь в том случае, если образовательная деятельность осуществляется в системе постоянного и постепенного усложнения игр. Продолжая работу по данному направлению, в средней группе детям был предложен уже не двухцветный, а четырехцветный «Волшебный квадрат», который потребовал от ребенка интеллектуальных и волевых усилий. Малыши уже сами придумывали и складывали свои фигуры, давали им название. В процессе игровой деятельности у ребят развиваются сенсорные, познавательные и творческие способности. Интересной и новой для детей стала игра «Геоконт». На первом этапе дети с помощью волшебных ниточек - резинок выполняли задания Паука Юкка, конструировали геометрические фигуры без опоры на цифровые и буквенные обозначения. В средней группе дети вновь с большим интересом играли с «Геоконтом». Но на данном этапе задания усложнялись. В процессе игры перед дошкольником возникали «препятствия»: задание, вопрос, задача. Олицетворением этого препятствия является натянутая на поле резинка («паутинка»), которая исчезала в случае правильного решения. Ключевую роль в усвоении и закреплении пройденной цифры играет «Конструктор цифр». Дети сначала выкладывали цифру по образцу, затем по памяти. Играя с «Чудо-головоломками», дошкольники знакомились с сенсорными эталонами цвета, формы, величины. Хочется заметить, что в этом возрасте ребята уже могли составлять небольшие описательные рассказы по картинкам, сложенным из деталей головоломки.
Таким образом, нами были представлены возможности использования игровой технологии Воскобовича в системе работы по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, разработаны рекомендации педагогам по развитию интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой технологии В. Воскобовича.