Статья:

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бут Е.А., Вейсова Э.Э. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(22).pdf (дата обращения: 14.05.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Бут Елена Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Вейсова Эльмира Эюбовна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. На данном этапе нашей жизни растёт число детей с отклонениями в развитии, что вызывает  трудность в их дальнейшем обучении. Чаще, начиная уже с детского сада, стали встречаться дети с задержкой психического развития, а также и в целом с общим недоразвитием речи. Такие дети очень нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Для чёткости выражения мысли, стоит отметить, что чем раньше такие дети будут включены в процесс коррекционно-педагогической работы,  тем лучше будет это для детей. Ведь это будет способствовать скорейшей коррекции: отдельных отклонений, развитию потенциальных возможностей, преодолению социальной дезадаптации, подготовке детей к обучению в традиционной массовой школе.

 

Ключевые слова: коррекционная педагогика, психическое развитие, особенности речевого становления, дети с ЗПР.

 

Одна из самых важных психолого-педагогических проблем это задержки психического развития и трудностей обучения детей. По мнению В.И. Лубовского, психолого-педагогическое изучение возможностей психического развития детей с ЗПР своей неотъемлемой целью должно имеет раскрытие своеобразия проявлений отставания, а не только установление факта в развитии (1984).

Типичными, для детей с умственной отсталостью, являются – отсутствие самостоятельности и инициативы. Также они обладают конкретные импульсивные реакции на впечатления извне или необдуманные действия. Говоря о таких детях, мы отмечаем, что они склонны к тому, что могут легко поддаваться внушению, хотя при этом они довольно таки упорно сопротивляются всем неизвестностям и новшествам.

В связи с увеличением количества детей с ЗПР, а также со слабоумием, можно смело говорить о том, что всё более актуальной становится работа педагога с умственно отсталыми детьми.

Несмотря на вышенаписанные данные, ни для кого ни секрет, что данная категория детей довольно таки без труда справляются с заданиями на составление картинок, но при условии, что будет изображён лишь единичный предмет, например, курица, лев, кошка. Но при наличии сложного сюжета, например, увеличение количества частей приводят к появлению грубых ошибок и к действиям методом проб и ошибок, то есть заранее составить и продумать план действия дети не могут. В данных случаях, дети нуждаются в помощи, которая может представлять собой либо организацию их деятельности, либо наглядную демонстрацию способа выполнения.

Исследователи отмечают, что самыми характерными особенностями внимания для детей с задержкой психического развития, являются низкая концентрация, трудности переключения, неустойчивость, рассеянность.

Также, затрагивая особенности таких детей, мы также должны упомянуть о том, что у детей с ЗПР снижена познавательная активность, то есть одни дети практически не задают вопросов о явлениях окружающей действительности, о её предметах, как правило такой тип детей медлителен, в какой-то мере пассивен, а также имеет замедленную речь. Говоря о других детях, то задаваемые ими вопросы чаще всего касаются внешних свойств окружающих предметов, к слову, такие дети слегка многословны и расторможены.

Наконец, мы можем также упомянуть о том, что у дошкольников с задержкой психического развития могут выделяться:

*трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий;

*суетливость;

*агрессивность поведения, а также его провоцирующий характер;

*слабая эмоциональная устойчивость;

*нарушение во всех видах деятельности самоконтроля;

*частая смена настроения;

*чувство страха;

*манерничанье;

*фамильярность по отношению к взрослому.

В то же время, мы отмечаем, что немалое количество реакций, которые направлены против родительской воли, чаще всего является следствием неверного понимания своей социальной роли и положения в целом недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений. Это всё и говорит о недоразвитии у детей данной категории социальной зрелости.

Большое количество исследователей, которые в свою очередь, занимаются изучением детей с ЗПР, говорят о явной сложности и разнообразии картины дефекта, которая затронула все стороны психической деятельности (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова и др.).  Данная категория детей не справляются с требованиями программ уровня детского сада, что говорит о, что на момент поступления в школу, они, как правило не достигают нужного уровня готовности к обучению в школе. У детей с ЗПР в той или иной мере оказываются несформированными речевая система, оперирование элементами речи на практическом уровне, это способствует ограничению возможности перехода к усвоению речи на более высоком уровне и к осознанию сложных языковых закономерностей.

Исходя из этого, будет верным отметить, то, что в развитии фонетической стороны речи, у дошкольников с задержкой психического развития наблюдается целый ряд пробелов. Так, мы имеем в виду то, что при задержке в формировании фонетического уровня у дошкольников, к моменту их поступления в школу, затрудняется процесс овладения программой по русскому языку, что может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, а также  к расстройствам письменной речи. Ввиду этого, отмечается, что необходимо своевременное выявление  и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР, а также их изучение именно в дошкольном возрасте, ведь это систематически является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Овладение произношением фонем предполагает сопряженную деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников с ЗПР. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Исследование выявило у детей с задержкой психического развития нарушения кинетической и кинестетической организации двигательного акта в сфере артикуляторной моторики. Овладение произношением фонем в значительной мере зависит от состояния речеслуховой и речедвигательной функций. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Также отмечается, что несформированность процессов интонационной выразительности речи, довольно часто является характерной чертой для детей с ЗПР, то есть такие детки имеют проблемы с нарушением процесса различия определённых видов интонации, их попытки повторения, а также, к слову, их окончательного воспроизведения. Исследователями отмечается, что детям с ЗПР проще всего давался процесс использования в речи повествовательной интонации, а также её различения, а вот явно вызвавшей сложность у детей оказалась восклицательная интонация, так как для них сложно её воспроизводить и дифференцировать.

Категория детей, которую мы сегодня рассматриваем, также имеет такую проблему, как  недоразвитая эмоциональная выразительность. Это выражается в затруднении выражения своих эмоций интонационное оформление собственной речи.

Также дошкольники с ЗПР имеют целый ряд речевых и неречевых несформировавшихся процессов, что говорит о нарушениях звукопроизносительной стороны речи. Так, по степени выраженности, и по механизмам у детей с задержкой психического развития, которые имеют речевые диагнозы дизартриа и дислалия, звукопроизносительные расстройства, довольно таки отличаются.

У данной категории детей, как мы уже упомянули, имеющих дизартриу, нарушения артикуляторной моторики, которые приводят звукопроизносящим дефектам, вызывают вторично нарушения фонематического восприятия.

В данной ситуации, усугубляют нарушения звукопроизношения - нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, а также неточный слуховой образ звука, что ведёт к невозможности для контроля слуха, а также его восприятия. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности, которая имеется у дошкольников с задержкой психического развития, и определяет, в свою очередь, нарушения рассматриваемых нами  процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов,  что ведёт к колоссальному осложнению картины звукопроизносительного расстройства.

Таким образом, делая вывод, мы пришли к тому, что коррекционная работа в школе занимает важное место в процессе коррекции и развития детей с интеллектуальными нарушениями. Нельзя не сказать о том, что нарушения речи у детей с задержкой психического развития имеют довольно стойкий характер, а также, что они, в свою очередь, являются очень распространёнными. На психическое развитие ребёнка, описанной нами категории, речевые расстройства оказывают отрицательное влияние. По итогу мы обязаны иметь в виду то, что именно своевременное, целенаправленное устранение выявленных нарушений способствуют развитию мыслительной деятельности и психического развития ребенка в целом.

 

Список литературы:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. - М., 2014.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2015.
3. Выготский Л.С. Собрание соч. Т.5. - М., 2015.
4. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост.В.М. Астапов. - М., 2013.
5. Дефектологический словарь / Гл. ред.А.И. Дьячков, 2014.
6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М.: Медицина, 2012.
7. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 2015.
8. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В. Жулаповой. - М.: Академия, 2016.
9. Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2014.