Статья:

Значимость экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 класса

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гатауллин Р.А. Значимость экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 класса // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значимость экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 класса

Гатауллин Руслан Азатович
студент, Башкирского государственного университета, РФ, г. Уфа

 

Современное образование характеризуется высокой информативностью в обучении, зачастую оно пересыщено теоретическими и практическими сведениями, что приводит к усвоению “готовых знаний”, а не к освоению общих механизмов познания. При этом требования современного общества таковы, что человек вынужден быстро приспосабливаться к изменениям. Это приводит к повышению роли междисциплинарности в обучении.

Однако значимость экологических знаний в курсе географии этим не ограничивается. Географическое обучение интеграционно по своей сути, оно предполагает как формирование у учащихся экологических знаний потребностей и возможностей использования их в реальных условиях, так и помогает овладению умениями, связанными с вышеперечисленным [5]. Задача школьного образования – не только получение обучаемыми знаний, но и подготовка личности, способной использовать эти навыки.

Цель работы: показать примеры формирования экологических знаний в школьном курсе географии 10-11 классов.

В содержании географического образования наблюдается тенденция к возрастанию доли обобщенных теоретических знаний относительно эмпирических. Увеличивается также роль методологических знаний. Как следствие в учебниках географии увеличивается роль объяснительных и инструктивных текстов за счет информационно-объяснительных [3].

Творческое взаимодействие с учащимися в процессе обучения стихийны, данный процесс обычно не планируется. В связи с этим роль творческой деятельности в обучении недооценивается [1].

География – это учебная дисциплина, которой присущ комплексный подход к изучению проблем взаимодействия человека и природы, что отражает её потенциал экологического просвещения школьников.

Навыки рационального природопользования (такие, например, как отказ от потребительского подхода к окружающему миру) формируются при осознании обучающимися себя как части природы.

Для современного географического образования характерно отсутствие единых подходов к выявлению главного в экологических составляющих в школьном курсе, иногда подмена его просто природоохранным просвещением. Например, слова, производные от слова “экология” и само это понятие применяются корректно далеко не во всех случаях, что также плохо влияет на экологическую подготовку учащихся [2].

В курсе географии 10-11 классов (по учебнику Максаковского) [4] присутствуют следующие элементы экологических знаний – понятия и подтемы (главным образом в Теме 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды): превращение природных ландшафтов в антропогенные. Понятие о ресурсообеспеченности, опустынивание, водоёмкость производственных процессов, “грязные” производственные процессы (химическая, нефтехимическая, нефтяная промышленности)

Также важными темами являются: биологические ресурсы и их исчерпание, исчерпание лесных ресурсов, генофонд планеты; антропогенное загрязнение, загрязнение рек, нефтяное загрязнение океана, кислотные дожди; природоохранная деятельность, экологическая политика.

Эффективным способом информирования о методах получения количественных характеристик на уроках географии является составление и решение задач экологического содержания. Например: установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую площадь акватории займет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?

Географическое образование имеет тенденцию к популяризации. Каждый человек должен знать к каким последствиям может приводить нарушение естественных процессов на Земле человеком, несомненно, дополнительный акцент на некоторых экологических составляющих географического образования не только не повредит, но и наоборот, окажет пользу в развитии и становлении личности учеников.

Экология из географического курса, предполагает своей целью воспитание человека с новым мышлением, уважением к природе, целостным восприятием окружающего мира.

 

Список литературы:
1. Березовская А. О., Глушкова А. Д., Коваленко С. Н. Геологические понятия в школьном курсе географии: Учебно-методическое пособие — Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут. гос. пед. ун-т», 2003.— 87 с. — ISBN 5–85827–187–1
2. Большаков В.Н., Криницын С.В., Кряжимский Ф.В., Мартинес Рика. Проблемы восприятия современным обществом основных понятий экологической науки. // Экология. 1996. №3 — С.165-170
3. Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. // География в школе. 2000. - №2. - С.67-71.
4. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 397 с.: ил., карт. – ISBN 978-509-028719-7.
5. Таможняя Е.А. Практикум по методике преподавания географии: для студентов пед. вузов - М.: Издательство «Экзамен», 2008 - 222 с.