Астрономический материал как компонент курса «Окружающий мир» в начальной школе
Конференция: CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Астрономический материал как компонент курса «Окружающий мир» в начальной школе
Аннотация. В статье представлен краткий анализ астрономического материала как компонента курса «Окружающий мир» в начальной школе. Исследование включает в себя особенности изучения астрономии в современной начальной школе, его роль и место в системе начального школьного знания, представлены общие методы, которые делают процесс изучения астрономии в начальной школе наиболее интересным и эффективным.
Abstract. The article presents a brief analysis of astronomical material as a component of the course "The Surrounding world" in primary school. The study includes the features of studying astronomy in modern primary school, its role and place in the system of primary school knowledge, general methods that make the process of studying astronomy in primary school the most interesting and effective are presented.
Ключевые слова: начальная школа, начальное образование, окружающий мир, астрономия, астрономический материал, астрономия в начальных классах, информационно-коммуникационные технологии.
Keywords: primary school, primary education, the world around us, astronomy, astronomical material, astronomy in primary classes, information and communication technologies.
В современном мире существует масса различных видов наук и дисциплин, и одна из них - астрономия. Совсем недавно она снова стала актуальна для более глубокого изучения даже в начальной школе. Причины внезапно возросшего интереса к этой области естественнонаучного знания кроются в важности расширения знаний ребёнка об окружающем его мире.
Сейчас российское образование нацелено не только на получение высоких результатов учащимися, но и на повышение продуктивности самого процесса, что обуславливает разнообразие программ по любому предмету. Не стал исключением и Окружающий мир, а вместе с ним и астрономический материал, включённый модулем в каждую вариативную программу курса, использующий различные подходы и взгляды авторов [1, с 209].
Основы научного познания мира являются приоритетом начального образования в настоящее время. Разнообразие программ, рост требований к освоению детьми учебного материала побуждают преподавателей всего мира к поиску новых решений в каждой области обучения. Астрономия вернулась в начальную школьную программу не как полноценный учебный предмет (каковым она являлась во времена царской России и СССР), но как элемент курса по «Окружающему миру» в начальной школе. Помимо модульного включения её в начальную школьную программу, в настоящий момент разрабатываются и распространяются вариативные программы, диктующие различные подходы к изучению астрономии, а также открывающие перед учителями огромное творческое разнообразие, которое особенно доступно в эпоху обширного применения ИКТ [5, с 115].
В последние годы происходит осознание развивающей и воспитательной значимости окружающего мира в начальной школе. Этот предмет позволяет наиболее полно реализовать приоритетную цель образования — гармоничное развитие личности ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающей средой [7, с 206].
В процессе обучения знания формируются у детей не стихийно, а под чутким руководством преподавателя, переходя от внутреннего побуждения ребёнка к самосовершенствованию к действию и достижению поставленных целей и задач. Это определяет процесс любого обучения как четкую, методически-организованную структуру, имеющие свои закономерности и способы реализации. Начальное астрономическое образование помогает детям создать первичную модель устройства Вселенной, космоса, сформировать основное научное мировоззрение, которое в дальнейшем станет мощной базой для более глубокого изучения естественно-научной картины мира [2, с 37].
Использование астрономического материала в начальной школе улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях и устройстве окружающего мира. Таким образом, астрономический материал – это информация, которую преподавателю необходимо донести до учащихся, используя различные педагогические методики.
Астрономический компонент содержания начального школьного образования должен сочетать в себе [6, с 86]:
1) Упрощенную и адаптированную к детскому восприятию информацию, определяющую роль и место человека во Вселенной, определять ценности изучения астрономии, а также развивать стремление внести свой вклад в развитие науки родной страны.
2) Описание и объяснение повседневно наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала выстраивается вокруг объяснения явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т.д.
3) Первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе.
4) Первичные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях.
3) Минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
4) Первоначальные сведения из истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные "мифы о героях", истории об ученых, космонавтах и их достижениях.
Ни одна школьная дисциплина не обходится без методической основы. Разнообразие видов работы способно повысить интерес к предмету, продуктивность процесса изучения окружающего мира, а также подарить ребёнку множество положительных эмоций. Представленные ниже методы можно использовать как в рамках школьного курса, так и как дополнительно организованные внеурочные мероприятия астрономической направленности.
Методы модульного и дополнительного изучения астрономии в начальной школе:
• Посещение планетария;
• Познавательные лекции и программы как дополнение к урокам;
• Циклы бесед, соответствующие учебной программе;
• Выезд лектора в школу на урок или внеклассное мероприятие;
• Мобильный планетарий – очень хороший образовательный ресурс по астрономии, но могут быть просто «кинопередвижки», показывающие фильмы на купол;
• Проведение наблюдений;
• Организация тематического кружка по интересам;
• Активизация познавательной деятельности не только на занятиях по астрономии, но и на других уроках;
• Астрономическая олимпиада для младших школьников «Малая Медведица»;
• Региональные астрономические олимпиады;
• Посещение астрономических выставок;
• Школьные музеи космонавтики;
• Проектная деятельность;
• Школьные научные конференции для младших школьников;
• Региональные интеллектуальные конкурсы проектных работ среди начальных классов;
• Различные викторины, игры, беседы и иные вербальные интерактивные методы работы на уроках;
• Всевозможные виды демонстрации материалов, начиная с иллюстраций, заканчивая вышеперечисленными посещениями различных выставок, планетариев и т.д. [3, с 59].
Итак, успешное освоение астрономии возможно только при условии реализации разнообразных методик работы на уроках, а также межпредметных связей. Использование астрономического материала и всевозможных методов работы с ним в рамках окружающего мира в начальной школе является мощным ресурсом, обеспечивающим формирование научной картины мира у обучающихся. Применение астрономического материала в начальной школе определено в первую очередь программой, по которой осуществляется образовательный процесс в той или иной школе. Авторы же в свою очередь опираются на ФГОС НОО, дидактические и общепедагогические принципы при подборе форм работ и подходов, а также обучение производится исходя из общей концепции программы в соответствии с поставленными целями и задачами. Однако, большинство нижеперечисленных особенностей применения астрономического материала носят рекомендательный характер, так как преподаватель может сам выбрать наиболее подходящие формы и методы работы для конкретного класса или ситуации, если это соответствует используемой программе.