Статья:

Особенности развития математических способностей, обучающихся в условиях дополнительного образования

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Жильникова А.А. Особенности развития математических способностей, обучающихся в условиях дополнительного образования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности развития математических способностей, обучающихся в условиях дополнительного образования

Жильникова Анна Андреевна
студент Сургутского государственного педагогического университета, РФ, г. Сургут
Шкляева Н. А.
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Сургутского государственного педагогического университета, РФ, г. Сургут

 

Современное отечественное образование огромное внимание уделяет развитию гармоничной всестороннее развитой личности, основную роль в которой играет математическое образование.

Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности [1, 46].

Одним из выдающихся ученых, который изучал математические способности школьников, был выдающийся математик А. Пуанкаре. Он выделил специфичность и многогранность творческих математических способностей и выделил их основной компонент - математическую интуицию. С тех пор началось изучение математических способностей

Несколько позже психологи выделили виды математических способностей – геометрические, арифметические, алгебраические [6, 205].

В. А. Крутецкий в математических способностях выделяет несколько составляющих [4, 71]:

1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.

2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.

3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.

4.Способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому, рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.

5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.

6. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);

7. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.

8. Математическая память. Можно предположить, что ее характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.

9. Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики, как геометрия.

Педагог, который занимается развитием математических способностей обучающихся,  должен быть профессионалом, иметь в своем арсенале разнообразные и  эффективные методы обучения, использовать в работе разнообразные средства и приемы обучения. Его деятельность должна быть нацелена на развитие самостоятельности в поиске необходимого решения и творческого потенциала в учениках.

Педагог для развития математических способностей в своей деятельности должен использовать разнообразные формы учебной и воспитательной работы, это может быть исследовательская, проектная деятельность, решение практико-ориентированных задач и т.д. 

Можно выделить основные направления в развитии математических способностей обучающихся [1, 47]:

• пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математическим знаниям;

• расширение и углубление знаний по программному материалу;

• развитие  мышления и памяти учащихся;

•расширение представлений обучающихся о практическом значении математики,

 о культурно-исторической ценности, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

• осуществление индивидуализации и дифференциации обучения;

• гармоничное разностороннее развитие обучающихся.

Для эффективного развития математических способностей обучающихся и пробуждения интереса к математической науке в рамках занятий полезным будет использование интересных занимательных заданий. Например:

а) Даны числа от 1 …. 9. Расставьте их в к так, чтобы сумма трёх чисел вдоль каждой линии была равна 15. Какое число нужно поставить в середине?

в) Расставьте числа 1,2,3,…,9 в. так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника равнялась 20., а также разнообразные:

-головоломки со спичками;

-математические фокусы;

-задачи на переправы;

-задачи на переливание.

-задачи на определение выигрыша;

-задачи, решаемые «с конца к началу»;

-нестандартные задачи;

-разгадки зашифрованных текстов;

-разрезание и перекраивание фигур;

-приёмы быстрого счёта.

Педагог, работая со способными детьми в области математике, должен понимать, что традиционные формы обучения, не раскрывают полностью возможности обучающегося. В работе с одаренными, талантливыми детьми необходимо использовать индивидуально-дифференцированное обучение. [3, 35].

Математические способности проявляются обычно в ходе решения математических задач. Сколько заданий успеет выполнить обучающийся за определенный отрезок времени, сколько времени вообще требуется ученику для решения одной и той же задачи по сравнению с остальными обучающимися? Прочность усвоения обучающимися математических знаний устанавливается по результатам отсроченных проверок, выявляющих умение решать ранее изученные задачи.

Специфика обучения математики заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности. Дополнительные математические программы помогают учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.

Построение дополнительных программ должно основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).
  4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
  6. Методические рекомендации  по проектированию дополнитель-ных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в  сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
  10. Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (утвержд. распоряжением Правительства России от 24.12.2013 г., № 2506-р)
  11. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)

Таким образом, особенность дополнительного математического образования заключается в усилении вариативной части общего математического образования, способствует применению на практике знаний и навыков, полученных на занятиях, стимулирует интерес обучающихся к познанию. В условиях дополнительного математического образования обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал, Основное математическое и дополнительное математическое образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.

 

Список литературы:
1. Белошистая, А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А. В. Белошистая // Начальная школа. – 2013. - №1. – С. 45 – 53
2. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
3. Дрозина, В. В. Особенности обучения младших школьников к решению нестандартных (олимпиадных) задач [Текст] / В. В. Дрозина // Начальная школа плюс до и после. – 2010 – №11. – С. 34-37.
4. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников/ под ред. Н.И.Чуприковой / Крутецкий, В. А. -М.: Институт практической психологии, 1998. -  256 с.
5. Сидорова, С.С. Олимпиадные задания как средство развития математических способностей младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(84). URL:   https://sibac.info/archive/guman/12(84).pdf 
6. Шашова, Е. В. Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников / Е. В. Шашова // Молодой ученый. – 2017. – №15(2). – С. 204-208.