Особенности развития математических способностей, обучающихся в условиях дополнительного образования
Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Особенности развития математических способностей, обучающихся в условиях дополнительного образования
Современное отечественное образование огромное внимание уделяет развитию гармоничной всестороннее развитой личности, основную роль в которой играет математическое образование.
Математические способности - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности [1, 46].
Одним из выдающихся ученых, который изучал математические способности школьников, был выдающийся математик А. Пуанкаре. Он выделил специфичность и многогранность творческих математических способностей и выделил их основной компонент - математическую интуицию. С тех пор началось изучение математических способностей
Несколько позже психологи выделили виды математических способностей – геометрические, арифметические, алгебраические [6, 205].
В. А. Крутецкий в математических способностях выделяет несколько составляющих [4, 71]:
1. Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.
2. Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.
3. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.
4.Способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому, рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.
5. Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами.
6. Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7. Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.
8. Математическая память. Можно предположить, что ее характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.
9. Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики, как геометрия.
Педагог, который занимается развитием математических способностей обучающихся, должен быть профессионалом, иметь в своем арсенале разнообразные и эффективные методы обучения, использовать в работе разнообразные средства и приемы обучения. Его деятельность должна быть нацелена на развитие самостоятельности в поиске необходимого решения и творческого потенциала в учениках.
Педагог для развития математических способностей в своей деятельности должен использовать разнообразные формы учебной и воспитательной работы, это может быть исследовательская, проектная деятельность, решение практико-ориентированных задач и т.д.
Можно выделить основные направления в развитии математических способностей обучающихся [1, 47]:
• пробуждение и развитие устойчивого интереса обучающихся к математическим знаниям;
• расширение и углубление знаний по программному материалу;
• развитие мышления и памяти учащихся;
•расширение представлений обучающихся о практическом значении математики,
о культурно-исторической ценности, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
• осуществление индивидуализации и дифференциации обучения;
• гармоничное разностороннее развитие обучающихся.
Для эффективного развития математических способностей обучающихся и пробуждения интереса к математической науке в рамках занятий полезным будет использование интересных занимательных заданий. Например:
а) Даны числа от 1 …. 9. Расставьте их в к так, чтобы сумма трёх чисел вдоль каждой линии была равна 15. Какое число нужно поставить в середине?
в) Расставьте числа 1,2,3,…,9 в. так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника равнялась 20., а также разнообразные:
-головоломки со спичками;
-математические фокусы;
-задачи на переправы;
-задачи на переливание.
-задачи на определение выигрыша;
-задачи, решаемые «с конца к началу»;
-нестандартные задачи;
-разгадки зашифрованных текстов;
-разрезание и перекраивание фигур;
-приёмы быстрого счёта.
Педагог, работая со способными детьми в области математике, должен понимать, что традиционные формы обучения, не раскрывают полностью возможности обучающегося. В работе с одаренными, талантливыми детьми необходимо использовать индивидуально-дифференцированное обучение. [3, 35].
Математические способности проявляются обычно в ходе решения математических задач. Сколько заданий успеет выполнить обучающийся за определенный отрезок времени, сколько времени вообще требуется ученику для решения одной и той же задачи по сравнению с остальными обучающимися? Прочность усвоения обучающимися математических знаний устанавливается по результатам отсроченных проверок, выявляющих умение решать ранее изученные задачи.
Специфика обучения математики заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности. Дополнительные математические программы помогают учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки.
Построение дополнительных программ должно основывается на положениях основных законодательных и нормативных актов Российской Федерации:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 № 196).
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
- Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
- Методические рекомендации по проектированию дополнитель-ных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
- Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
- Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (утвержд. распоряжением Правительства России от 24.12.2013 г., № 2506-р)
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827)
Таким образом, особенность дополнительного математического образования заключается в усилении вариативной части общего математического образования, способствует применению на практике знаний и навыков, полученных на занятиях, стимулирует интерес обучающихся к познанию. В условиях дополнительного математического образования обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал, Основное математическое и дополнительное математическое образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны.