Статья:

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВНУТРИКОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Конференция: CLXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Грицак В.М., Егорова Н.А. КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВНУТРИКОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(172). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(172).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ И ВНУТРИКОМАНДНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Грицак Виктория Михайловна
магистрант, Институт непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Егорова Наталья Алексеевна
магистрант, Институт непрерывного педагогического образования Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

В настоящее время командная работа является одним из ключевых факторов успешности организации, позволяя повысить инновационные возможности коллектива, стимулировать к новым идеям. Для современной экономики характерно укрупнение бизнеса. Владельцу трудно управлять громоздкой структурой, поэтому крупные корпорации возглавляются не одним человеком, а управленческими командами. Для успешной работы в команде каждому сотруднику необходимо владеть компетенциями, позволяющими результативно выполнять работу. Одной из таких компетенций является внутрикомандное взаимодействие.

Работодатели отмечают низкий уровень подготовки сотрудников к деловому сотрудничеству. Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» определяет в качестве цели высшего образования обеспечение подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства, а в нормативных документах РФ определены основные направления по модернизации системы высшего профессионального образования. В частности, особое внимание уделено умению работать в команде, которое включено в состав «Ключевых компетенций 21-го века» — коммуникация  «работа с людьми и работа в команде». На необходимость владения универсальной компетенцией (готовность к внутрикомандному взаимодействию) указывают многие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). Например, ФГОС ВО 3++ направления подготовки «Экономика», а также в ФГОС ВО по ряду технических направлений подготовки бакалавров: «Машиностроение», «Электроэнергетика и электротехника» и др., отмечается, что в результате освоения основной образовательной программы, помимо общепрофессиональных и профессиональных компетенций, выпускник должен обладать общекультурными компетенциями, позволяющими ему успешно работать в трудовом коллективе, результативно общаться с коллегами.

Идея командных методов работы заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60 — 70 годы XX века. Широкий круг исследований выполнен по формированию опыта внутрикомандного взаимодействия (Г.В. Ковтун, А.А. Мансуров, В.С. Окунева, Д.М. Шакирова, и др.).

Анализ современных исследований и практического опыта показывает ряд противоречий между:

-потребностью современного общества в формировании организации деятельности команд и практическим отсутствием целенаправленной работы в организациях в данном направлении;

-необходимостью формирования внутрикомандного взаимодействия, ее развития и недостаточностью научно-обоснованной системы формирования данного процесса;

-востребованностью педагогической науки в результативных средствах подготовки компетентных сотрудников к командным формам деятельности и недостаточной теоретической и экспериментальной обоснованностью создания системы развития процесса внутрикомандного взаимодействия.

Командообразование — это нестандартные методы воздействия и управления коллективным разумом, воспитание командного духа путем организации корпоративного отдыха, целью которого является сплочение коллектива.

Развитие командного стиля работы в компании возможно при соблюдении трех условий:

1. формирование управленческой команды;

2. развитие функциональных команд;

3. развитие межфункционального взаимодействия (уровень всей организации, т.е. метакоманды).

Процесс формирования команды — задание, требующее высокой управленческой компетенции. При его осуществлении требуется не только наличие правильно подобранных высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.

Потенциал команды гораздо выше потенциала групповых или индивидуальных усилий (закон синергии). Именно работа в команде может позволить использовать навыки, усилия, творческие возможности и способности всех участников проекта. Команда, действуя гибко и эффективно, дает возможность работать сообща.

Основной стратегический фактор создания и деятельности проектной команды - реализация проекта - длительное предприятие, обладающее повышенной долей риска и подверженное постоянным изменениям. Для результативной работы в команде необходимо сформировать командное взаимодействие.

Внутрикомандное взаимодействие – это интегративный процесс достижения общей цели, предполагающий обмен информационными, ментальными, энергетическими ресурсами субъектов совместной деятельности, объединенных на основании общих целей, норм, общегрупповых способов взаимодействия, обеспечивающих общение и их межличностные отношения, что выступает ведущими условиями развития готовности специалиста к работе в команде.

Внутрикомандное взаимодействие включает в себя следующие составляющие: субъектов взаимодействия, которые видят в таковом определенные смыслы и цели; деловое общение как процесс совместного решения задачи; межличностные отношения, основанные на определенной потребности друг в друге; вербальные, информационные, технические средства взаимодействия.

В основе внутрикомандного взаимодействия в организаций лежат следующие основания:

  • наличие у участников проекта системы фундаментальных профессиональных знаний, умений и навыков в области экономики и финансов;
  • высокий уровень деловой коммуникации, партнерства, менеджмента, администрирования;
  • способность к творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций;
  • творческий подход к выработке оригинальных экономических идей;
  • культура предотвращения и разрешения конфликтов;
  • личная ответственность за свой вклад;
  • коммуникационная и информационная культура в экономической сфере.

Можно выделить следующие критерии сформированности внутрикомандного взаимодействия:

1) осознание профессиональной и личностной значимости внутрикомандного взаимодействия при создании и выполнении проектов, потребности соответствовать образу своей будущей профессии, результативно выполняющего свои функции в условиях применения командных и сетевых форм профессиональной деятельности, потребность в самоактуализация и самосовершенствовании в профессиональной сфере;

2) владение ориентировочной основой деятельности в команде, построенной на целостном образе экономического продукта командной деятельности и логики его создания, на знании не только основ экономической теории и методов, но и этико-психологических принципов внутрикомандного взаимодействия;

3) опыт применения способов решения задач, требующих командного взаимодействия, выполнения определенных функций и ролей в создании коллективного продукта;

4) психологическая и практическая готовность к взаимодействию в «проблемных условиях» (при дефиците информации и времени, невыявленности характеристик ситуации, непригодности известных вариантов решения, разногласиях в команде);

5) рефлексия и самоконтроль своих действий, с использованием образцов и критериев результативности работы в команде.

 

Список литературы:
1. Ильенков, Э.В. Взаимодействие. Взаимосвязь. / Э.В. Ильенков // Философская энциклопедия. – т.1. – с. 251–252. 
2. Карякин, А.М. Командная работа: основы теории и практики / А.М. Карякин. – Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т. – 2003. – 136 с. 
3. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. – Издание 2-е, дополненное. – Минск: Тетра Системс. – 2000. – 432 с. 
4. Сериков, В.В. Особенности формирования компетентности внтурикомандного взаимодействия/ В.В. Сериков, Е.И. Тычинина //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. Т. – №6 (45). – С.104-116.