Статья:

Роль сотрудничества учителя с родителями в организации учебного процесса в начальных классах

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сычева А.В. Роль сотрудничества учителя с родителями в организации учебного процесса в начальных классах // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль сотрудничества учителя с родителями в организации учебного процесса в начальных классах

Сычева Анастасия Владимировна
студент Тульского Государственного Педагогического Университета имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот,

кто помогает раскрыть своему ученику то,

что ему уже известно…

Пауло Коэльо

 

Огромную роль в жизни младших школьников играет первый учитель. Первого учителя дети обычно запоминают на всю жизнь. Поэтому родители стремятся выбрать для первоклассников опытного, мудрого педагога - профессионала своего дела, который любит и понимает детей.

Для успешного протекания процесса обучения и воспитания педагогу необходимо постоянно взаимодействовать с родителями учеников. Ведь родители хорошо знают своего ребенка, могут активно мотивировать его к успешной учебной деятельности и контролировать его поведение.

С другой стороны, родителям интересно узнать, как ребенок ведет себя в школе, какие у него взаимоотношения с учителем и одноклассниками, как проявляются его индивидуальные способности в различных областях.

На эти и другие вопросы, которые возникают у родителей, учитель должен дать объективные ответы.

В общении с родителями педагог должен быть, открытым, доброжелательным, компетентным, готовым идти на компромисс и принимать нестандартные решения. Важно наладить тесный контакт с родителями, чтобы достичь высокого результата в учебном процессе и воспитать достойную личность.

Для изучения взаимодействия учителя с родителями и учащимися нами были разработаны анкеты для родителей и учителя. В исследовании приняли участие 30 родителей учащихся и классный руководитель 2 класса МБОУ «ЦО №20».

По результатам проведенного исследования можно констатировать:

  1. Большинство опрошенных родителей (95%) считают, что их ребенок с желанием идет на уроки к учителю. Это говорит о том, что учитель вызывает только положительные эмоции, он доброжелательный, открытый, обладает чувством юмора и понимает детей.
  2. 82% опрошенных родителей оценили характер своих взаимоотношений с учителем, как хороший. Это говорит о том, что в данном классе мудрый и образованный педагог, который смог найти общий язык с большинством родителей. Он всегда делится информацией о проделанной работе, сообщает об успехах и проблемах в различных сферах развития и обучения ребенка.
  3. 76% опрошенных родителей обращаются к учителю за советами по вопросам обучения и воспитания своего ребенка. Они считают взаимодействие с педагогом необходимым условием успешной учебной деятельности ребенка. 10% родителей редко обращаются за помощью к учителю, а 14% и вовсе считают, что могут сами справиться без его помощи.
  4. Между тем 91% опрошенных родителей считают, что на родительских собраниях и в личных беседах получают от учителя интересующую информацию. При этом 82% родителей подчеркивают, что узнают что-нибудь важное о личности своего ребенка именно из бесед с педагогом, а остальные 18% не хотят общаться с педагогом и стараются избегать личных встреч. Это говорит о том, что учитель умеет интересно организовать собрание, так чтобы все родители получили интересующую их информацию, он открыт и готов идти на контакт с родителями, но при этом не все родители готовы к двустороннему сотрудничеству.
  5. Родители считают (75%), что учитель умеет общаться с родителями разного возраста, социального положения, образования, в общении с родителями ведёт себя выдержанно, доброжелательно, деликатно. Это говорит о его педагогическом мастерстве и профессионализме, воспитанности, толерантности и компетентности.
  6. Полностью доверяют учителю в вопросах обучения и воспитания своего ребенка 96% родителей данного класса. Это говорит о доброжелательной и доверительной атмосфере общения между родителями и педагогом. Мудрый учитель никогда не начинает общение с родителями с замечаний, ведь прежде необходимо похвалить их за воспитание ребенка и отметить какие-либо положительные стороны. А потом уже обратить внимание на проблемные ситуации и дать ценные советы по поводу его учебной деятельности или поведения.
  7. Большинство (98%) родителей считают, что учитель всегда находит индивидуальный подход к каждому ребенку. Это говорит о том, что педагог очень опытный, мудрый, профессионал своего дела.
  8. Учитель справедлив к каждому ребенку – так считают все 100% опрошенных родителей. В любой ситуации учитель оценивает учеников объективно и не выделяет никого из коллектива.
  9. Мнение учителя важно для ребенка – так считают 93% опрошенных родителей. Это говорит о высоком авторитете учителя не только среди родителей, но и среди учеников.
  10. На вопрос «Каким Вы видите классного руководителя вашего ребёнка?» родители ответили следующим образом: 50% - учитель-профессионал; 46% - терпеливым; 35% - доброжелательным; 23% - справедливым; 20% - отзывчивым, заботливым, деликатным, компетентным, спокойным, любящим свою работу, понимающим детей и умеющим найти индивидуальный подход к каждому ребенку; 14%  - внимательным и добрым; 12% - замечательным наставником и достойным примером для подрастающего поколения; 8% - строгим, выдержанным, требовательным, сдержанным, воспитанным, с чувством юмора, открытым и ответственным.
  11. Пожелания и советы учителю от родителей: 80% - оставаться таким же какой есть; 76% - терпения и понимания; 50% - здоровья и благополучия; 36% - мудрости; 30% - счастья и успехов в педагогической деятельности; 20% - не терять энтузиазма к своей работе.

Таким образом, все опрошенные родители хотят сказать «спасибо» первому учителю и самому главному наставнику своих детей.

Родители утверждают, что именно самый первый учитель играет решающую роль в адаптации младших школьников к учебной деятельности и распорядку в школе, а также в воспитании, обучении и социализации личности на данном этапе развития.

Педагог же, в свою очередь, отвечая на вопросы анкеты, считает необходимым и целесообразным продуктивное сотрудничество с родителями своих учеников.

Учитель желает родителям не терять взаимосвязь с учителем, интересоваться учебной деятельностью и поведением ребенка, прислушиваться к советам, обращать внимания на замечания и обсуждать совместно проблемы, которые возникают в процессе обучения.

Таким образом, основная цель взаимодействия родителей с педагогом - обмен опытом, совместная разработка индивидуальных методов и приемов обучения и воспитания для организации успешной учебной деятельности младших школьников.

При этом и учитель, и родители обязательно должны демонстрировать ребенку свою любовь и заботу, чтобы он быстрее адаптировался к школьной жизни.

В заключение хочется привести цитату известного великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».