Статья:

Формирование у младших школьников учебной мотивации при использовании интерактивных технологий.

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Стаханова А.Н. Формирование у младших школьников учебной мотивации при использовании интерактивных технологий. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(71).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование у младших школьников учебной мотивации при использовании интерактивных технологий.

Стаханова Анастасия Николаевна
магистрант, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец
Ильичева Валентина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Современному обществу нужны люди с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем инициативы и предприимчивости, с творческими способностями. Это определяет перестройку процесса обучения в целом и каждой его стороны, особенно мотивационной. Известно, что основой успешной учебной деятельности любого студента является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру и различным видам деятельности [1, с. 32].

Для каждого ученика желательно иметь обоснованную программу формирования его мотивации. Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности и внутренних устремлений самого ученика [3, с.26].

Проведенный анализ научной психолого-педагогической литературы свидетельствует, что проблемой мотивации учебной деятельности и вопросами её формирования занимались большое количество исследователей, таких как  В. Г. Асеев, Б. И. Додонов, Ю. Н. Кулюткин, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и другие.

Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно  интересным, значимым, как для педагога, так и для учащегося? Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и разработки новых форм образовательных взаимодействий между участниками образовательного процесса.

В русле этих поисков актуален новый подход – интерактивные технологии, предусматривающие обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником [2, с.124].

Изучением интерактивных технологий в образовательном процессе занимались выдающиеся ученые, такие как Н. А. Виноградова, Т. И. Долгая,   Т. В. Журина, Г. М. Коджаспирова и другие. Они отмечали, что применение интерактивных технологий в школе позволяет компактно представить материал в четко структурированной и логичной форме, что, в свою очередь, способствует лучшему освоению учебного материала обучающимися.

Таким образом, интерактивные технологии являются новым, наиболее прогрессивным методом организации образовательного процесса, позволяющим значительно улучшить качество преподносимого материала и направленным на решение одной из главной педагогических задач — формирование учебной мотивации.

Несмотря на усиление внимания к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным. Тем самым, обнаруживается явное противоречие между потребностью обеспечить эффективность процесса развития учебной мотивации у младших школьников и недостаточно обоснованными педагогическими условиями формирования учебной мотивации у младших школьников при использовании интерактивных технологий. Поэтому целью исследования явилось обоснование педагогических условий по формированию учебной мотивации у младших школьников посредством элементов интерактивных технологий.

Одной из задач нашего исследования являлось выявление уровней сформированности у младших школьников учебной мотивации. Были проведены диагностические методики, направленные на выявление уровней сформированности школьной мотивации у младших школьников;  преобладающего вида мотива учения у младших школьников и интересов учащегося, его эмоций и чувств в процессе обучения.

Показателями сформированности у младших школьников учебной мотивации явились устойчивый интерес к познанию как сфере жизнедеятельности человека; умение самостоятельно определять познавательную задачу, намечать поиск ее решения; положительные эмоциональные реакции в процессе приобретения новых знаний и умений; умение анализировать успешность собственной учебно-познавательной деятельности [5, с.202].

По результатам проведённого исследования было установлено, что у четвероклассников сформирован недостаточный уровень школьной мотивации, что соответствует уровню, при котором присутствует положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Поэтому была разработана программа формирующего эксперимента по реализации педагогических условий эффективного формирования учебной мотивации, таких как взаимодействие учителя и учащихся в процессе согласованного группового мыслительного поиска в форме учебных игр и использование творческих заданий, не имеющих однозначного ответа и связанных с опытом младших школьников.

Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) составляет основу любой интерактивной технологии, придает смысл обучению, стимулирует и мотивирует учащихся. Неопределенность ответа и умение найти собственное «правильное» решение, основанное на личном опыте и опыте одноклассника, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, в том числе и учителя.

В ходе проводимой работы были использованы различные виды творческих заданий на уроках. Так, на уроке русского языка по теме «Пишем письма» детям предлагалось составление текста по заданным условиям, а именно написание письма. На уроке окружающего мира по теме «Слух. Береги слух» дети разгадывали кроссворд, работали в группах по теме, после чего каждая группа представляла свой «продукт», осуществляла защиту своей работы. На уроке математики по теме «Построение простейших графиков, таблиц» было следующее задание: составление таблицы по заданным условиям, решение головоломок, нахождение в одной фигуре несколько фигур.

После проведенных уроков, направленных на реализацию первого педагогического условия, учащиеся были мотивированны к выполнению творческих заданий, что в свою очередь, соответствовало цели нашего исследования.

Одним из элементов интерактивных технологий является учебная игра - это игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечивает достижение определенной учебной цели [4,с.48]. Игра помогает обеспечить взаимное общение между всеми участниками и мотивирует учебную деятельность. Поэтому выдвинутым вторым педагогическим условием успешного формирования учебной мотивации у младших школьников явилось применение учебных игр в образовательном процессе, где происходит взаимодействие педагога и учащихся.

Так, на уроке окружающего мира по теме «Кожа» применялась учебная игра «Советы врача», в которой дети представляли себя в роли врача-травматолога, который оказывает помощь людям с различными проблемами (ожоги, порезы, переломы и т.п.). На уроке литературного чтения по теме «Е.С. Велтистов. Приключения Электроника» использовалась учебная игра «Читаем эмоциями», в которой учитель показывал детям рисунки с изображением мимики на лице, а дети должны были найти в тексте отрывок и выразительно его прочитать, используя нужную интонацию.

После реализации педагогических условий успешного формирования у младших школьников учебной мотивации была выявлена положительная динамика уровней сформированности учебой мотивации у младших школьников. Большинство учеников после формирующего эксперимента находились на уровне выше среднего сформированности учебной мотивации.

Систематически применяя эти формы работы на уроках, дети становились более любознательными, выдвигали идеи, проявляли интерес к учебной деятельности, а также прикладывали волевые и интеллектуальные усилия при выполнении учебных заданий. Все это, в свою очередь, непосредственно формировало учебную мотивацию.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что проведенная нами работа имеет большое практическое значение, поскольку применение элементов интерактивных технологий в педагогической практике позволит учителю способствовать формированию у младших школьников учебной мотивации.

 

Список литературы:
1. Асеев В. Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М.: Просвещение, 2006. - 297 с.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
3. Гани С. В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 126 с.
4. Зак A. 3. Познавать, играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. - М.: ИРПО МО РФ, 1992. - 140 с.
5. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2003. - 520 с.