РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-практического исследования по проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности. Музыкальные и творческие способности обучающихся, рассматриваются как развивающиеся, обеспечивающие упорядоченность, последовательность и возрастающую сложность обучения. Сопровождение учебного процесса усложнением учебных и музыкальных материалов возможностями интегрированных уроков, требованиями к качеству реализации творческой идеи являлось основой экспериментальной работы. Составлена программа по организации развития творческих способностей младших школьников посредством интеграции различных видом искусств непосредственно на уроках музыки. Динамика развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста подтверждает эффективность разработанной системы занятий, и позволяет подтвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования знаний, специальных навыков и личностных качеств, необходимых для творческой деятельности.
Ключевые слова: младшие школьники; музыкальное воспитание; творческие способности; педагогические условия; цифровая среда; проблемы современной школы; методика воспитания младших школьников; высшее профессиональное образование.
Введение
Давно известно, что творчество, как вид деятельности, выполняет развивающую функцию в современной системе образования, способствует формированию творческого потенциала личности учащегося.
Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческие способности. «Не идти вперёд – значит идти назад» говорили античные мыслители. Эта мысль лежит в основе обучения, развивающего способности детей, влияющего на умственное развитие, развитие творческих способностей, у истоков которых стояли психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и другие.
Проблема развития творчества, творческой активности, творческих способностей не нова. В различные исторические периоды этой проблемой занимались Платон, Аристотель и другие. Внесли большой вклад в изучение данной темы современные ученые: П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Формирование и развитие творческих способностей у младших школьников является важной составной частью педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одной из основных задач современной школы.
С введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения необходимы новые подходы к преподаванию предмета «Музыка», они предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Музыка как самый любимый вид искусства детей и подростков способствует воспитанию у ребенка убеждений и формирует его художественный вкус. Младшие школьники обладают творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Дети способны легко перевоплощаться, создавать образы и передавать характер героев музыкальных произведений. По своей природе творчество основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Результаты и обсуждение
Для предмета «музыка» общение – одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на уроке музыки можно определить и как совместную творческую деятельность учащихся и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания музыки, опыта нравственных отношений, заложенного в ней. Здесь весьма важен диалоговый принцип общения.
Учитель на уроке искусства – посредник, проводник ребят в мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.
Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия.
Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить различные виды искусства в единое целое.
Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа в младших классах.
Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.
Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной (учитель – ученики) деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании младших школьников, а для уроков творческого типа (музыки) игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий.
Традиционная система образования по прежнему имеет наибольшее распространение в школах, но многие исследователи отмечают, что она уделяет недостаточно внимания развитию креативности.
Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Результаты тестирований учащихся начальной школы показывают низкий уровень развития таких способностей, как творческое воображение, творческое мышление, применение методов творчества.
Младший школьный возраст охватывает возрастной период от 6-7 до 11 лет и является важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В младшем школьном возрасте дети имеют значительные резервы развития. Одна из главных задач возрастной и педагогической психологии – выявление и эффективное использование этих резервов.
Ученые настаивают на том, что младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления.
Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность. Показателем творческого развития является креативность. В младшем школьном возрасте постепенно подготавливается база для осмысленного слушания музыки.
Факторами формирования этой базы являются: опыт общения, коммуникативный фактор, речевой и двигательный игровой опыт, а также опыт сенсорный – пространственные и зрительные ощущения и представления. Важнейшим фактором, ведущим постепенно ко все более дифференцированному слышанию музыки, к различению ее мелодических, ритмических, гармонических и других особенностей, является на первых этапах развития ребенка фактор коммуникативного опыта – различие разнообразных ситуаций общения, в которых ребенок соприкасается с музыкой.
Все виды музыкального звучания объединяются для ребенка в нескольких сферах: музыка, звучащая по радио или в звукозаписи; пение окружающих; исполнение музыки на музыкальных инструментах в присутствии ребенка; музыка, связанная с танцами; с игрой; музыка, сопровождающая какие-либо осмысленные, понятные для ребенка действия.
В процессе музыкального воспитания учителем используются различные формы и методы, в зависимости от содержания обучения и музыкальных задатков личности. Система музыкального воспитания является областью эстетического воспитания личности. Музыкальное воспитание опирается на закономерности музыкального искусства, а также на особенности музыкального мышления и языка. В процессе музыкального воспитания происходит воздействие на эмоциональное состояние личности.
В системе эстетического воспитания важную роль играет обучение творчеству. Но, как известно, под творчеством понимается деятельность личности, направленная на создание новых материальных или духовных ценностей. Эта формулировка относится к конечному результату, а не к характеру деятельности.
Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». При изучении каждой из тем, сюжетов на уроках музыки применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.
Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.
Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует множество типов творческих заданий: перевод образа из одного художественного ряда в другой; выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать; построение заданий от частного к общему.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Нужно всячески оберегать это таинство духовного общения композитора и юного слушателя.
Формированию креативного воображения способствуют:
- использование заданий, моделирующих деятельность воображения на наглядно-образном уровне;
- использование на уроках предметно-практического обучения и во внеклассной работе широкого ассортимента природных и синтетических материалов для обобщения чувственного опыта учащихся;
- направленность обучения на развитие у учащихся способностей к сюжетному конструированию, включению заданных элементов в простой, а затем в развернутый контекст;
- включение в качестве структурного элемента на уроках предметно-практического обучения режиссерских и сюжетно-ролевых игр;
- воздание в процессе занятий проблемных ситуаций, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность творческого воображения и способствует формированию механизмов комбинаторики данного психического процесса.
В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей. Кусочек фантазии есть в каждом ребенке, который, чувствуя, мысля, действуя, вносит в жизнь хотя бы крупицу своего «Я».
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, мышления, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.