Статья:

Интересные игры в мире математики

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рыженко Ю.В., Клочко К.А. Интересные игры в мире математики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 35 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Интересные игры в мире математики

Рыженко Юлия Васильевна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Клочко Ксения Александровна
студент, Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь
Кокорева Валентина Владимировна
научный руководитель, доц., Ставропольский Государственный Педагогический Институт, РФ, г. Ставрополь

 

В данный момент в нашей стране происходят глубочайшие конфигурации в сфере образования. На современном шаге внедрения новых технологий дошкольного образования сильный акцент делается на обеспечении качества образования детей дошкольного возраста. Это приводит к необходимости поиска и разработке методик и вариантов эффективного развития интеллектуальной активности, при этом учитывая запросы и интересы дошкольников. Нужно брать во внимание реальность современного общества. В наше время в обществе имеют цену люди, которые владеют обширным запасом знаний, которые мыслят не только конструктивно, но и необычно, а также люди, которые умеют искать выход из трудных жизненных ситуаций. Человек, который может предлагать нетрадиционные подходы к решению различных проблем, имеет больше привилегий для работодателя, чем пассивный, однако исполнительный работник. Именно по этой причине уже с самого детства в ребенке нужно закладывать способность конструировать различные идеи, отличающиеся от стандартных и очевидных, иными словами, совершенствовать своеобразие мышления. На основе анализа показаний современных исследований мы видим, что развитие у ребенка всех психических функций интенсивно на всем протяжении дошкольного возраста. Одной из главных проблем в математическом образовании является связь образования логических приемов умственной деятельности и развития в дошкольном возрасте. Данной проблеме посвящали особое внимание следующие педагоги: З.А. Михайлова, Л.А. Венгер, Л.Д. Комарова и Р.Л. Непомнящая. В разработках, направленных на развитие приемов логики в умственной деятельности, так же имеет место развитие понимания причинно-следственных связей всех явлений. Большинство исследований психологов, содержание которых – анализирование методов и условий дальнейшего развития мыслительной деятельности у ребенка, говорят о следующем: с помощью различных методик можно с успехом управлять данными процессами. И целью такой работы является создание и разработка системы для развития логики с помощью математических задач с элементами игр у деток старшего дошкольного возраста. Новизна темы заключается во внедрении нестандартных и авторских игр, направленных на развитие, упражнений и заданий математического содержания в образовательной деятельности с дошкольниками. Сюда вступают такие игры, как «Блоки Дьенеша «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Кубики Зайцева», «Танграмм», «Палочки Кюизенера», «Игры Воскобовича», логические упражнения, интересные задачи – шуточки.

При помощи интересной методики Зайцева, в которой используются кубики, у ребенка развиваются внимание, сосредоточенность, воображение в пространстве, а также графические и аналитические способности. В процессе игры ребенок ускоренно овладевает навыками чтения, письма и счета.

Например, использование детьми в игре палочек Кюизенера помогает повысить уровень мыслительных навыков. Происходит развитие воображения, активное включение фантазии, творческих способностей, также дети развивают способности к исследованию объектов и познанию их на моделях, приведению в определенное взаимоположение различных элементов.

Общее представление о понятиях, используемых в математике, к примеру, таких, как алгоритм, анализ, классификация, логические операции отрицания и др. помогут сформировать игры с Блоками Дьенеша, которые направлены на развитие логики.

Множество творчески-развивающих игр советского педагога Б.П. Никитина предусматривают коллективную игру детей и родителей. Эти игры не ограничиваются подготовленными заданиями, а наоборот, благоприятствуют созданию совершенно новых сочетаний, а, следовательно, и вариантов игр. Иными словами, данные игры направлены на развитие творческой деятельности более высокого уровня. Известная головоломка «Пентамино», направленная на развитие воображения в пространстве, сообразительности, смекалки у детей была создана С.В. Голомбом. Игра представлена плоскими фигурами, состоящими из пяти идентичных квадратов, соединенных сторонами. Значение игры состоит в создании на плоскости различных предметных изображений, что способствует также творческому развитию детей.

Развитию умственных, творческих способностей, порядкового и количественного счета способствуют такие игры, как «Танграмм», «Пифагор». В этих головоломках детям предоставляется возможность комбинирования элементов разрезанного на части квадрата, путем создания принципиально новых геометрических фигурок на плоскости, например, животных или предметов быта.

По словам психологов, развитие врожденного интеллекта имеет свои трудности. Игры В.В. Воскобовича ставят своей главной задачей именно это развитие. Так, в придуманной им технологии «Сказочные лабиринты игры» первым из фундаментальных положений является развитие невербального интеллекта у детей.

Формирование геометрического видения предметов, цветового восприятия, развитие моторики, логического мышления может происходить в процессе игры в «Треугольники. Дроби», целью которой является знакомство ребенка с такими понятиями, как «часть-целое».

В дошкольном возрасте дети проявляют активность в восприятии шуточных задач, упражнений на логику. В процессе решения дети настойчиво отыскивают ход решения, ведущий к конечному результату. Доступность задачи благоприятствует мыслительной активности, ведь ребенку интересна и конечная цель: найти нужный предмет, создать новую фигуру, в общем – увидеть конечный результат собственной мыслительной деятельности. В ходе решения детьми используются два вида поисковых методов: практический – перестановка, подбор, и мыслительный – обдумывание решения, видение исхода задачи.

В данной таблице мы описали систему последовательности задач, реализуемых по принципу «от простого к сложному».

 

 

В материализованном плане дети знакомятся с деятельностью моделирования, которая включает в себя обозначение, или же кодирование, признаков: размер, цвет, форма и декодирование – трансформацию. Этот способ деятельности направлен на отделение этих признаков в сознании детей, на сравнение фигур по одному лишь признаку. Все это формирует у детей основы логического мышления, столь нужного для последующего обучения в школе.

Играя в игры на развитие логики, ребенок овладевает навыком, необходимым для самостоятельного выделения признаков не только в мире геометрии, но и в других повседневных предметах и явлениях. Именно поэтому многие игры можно и нужно реализовывать на другом материале, например, изучая такие темы как: «Знаки», «Одежда», «Транспорт», «Растения», «Грибы» и прочее.

 

Список литературы:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igrovogo-vzaim.