Статья:

О сотрудничестве высшей и средней школы при изучении естественных наук

Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мишукова Т.А., Сальников И.А., Осипов А.А. О сотрудничестве высшей и средней школы при изучении естественных наук // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/1(40).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

О сотрудничестве высшей и средней школы при изучении естественных наук

Мишукова Татьяна Александровна
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Сальников Игорь Алексанлрович
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург
Осипов Александр Алексеевич
магистрант, Оренбургский государственный университет, РФ, г. Оренбург

 

Немалую роль в становлении будущего профессионала играет школьный учитель. Еще на школьной скамье начинает формироваться интерес к той или иной сфере деятельности. Задача каждого учителя состоит в формировании познавательного интереса у школьников к их предмету. Успех такого процесса напрямую будет зависеть от того насколько сам учитель будет интересно и воодушевленно преподносить изучаемый материал, не забывая отражать при этом основные области применения, изучаемого материала и от тесного сотрудничества с ВУЗом.

Так на базе Оренбургского государственного университета ежегодно проходит день открытых дверей и тематические субботы. В рамках таких мероприятий школьникам показываются интересные опыты, модели, рассказывается о возможностях и особенностях той или иной профессии. Информацию о проведении подобных мероприятиях можно получить на сайте университета или от школьного учителя, так как во все близлежащие школы направляются письма по электронной почте.

Кроме посещения данных мероприятий, одной из задач учителя является подготовка школьников к сдаче единого государственного экзамена, к олимпиадам и конференциям.

При решении задач блока С единого государственного экзамена учащиеся сталкиваются с задачами, требующими практических знаний и навыков. Очень часто получить такие знания в рамках школы трудно из-за отсутствия соответствующего оборудования и реактивов. Поэтому при определенной договоренности руководства школы и Вуза можно было бы практические работы осуществлять на базе лаборатории Вуза. При таком тесном сотрудничестве будет формироваться более прочный фундамент знаний, умений и навыков.

Проведение химических олимпиад и конференций школьников на базе высших учебных заведений повышает интерес учащихся к химии и другим естественнонаучным дисциплинам, позволяет выявлять талантливую молодежь, воспитывать гармоничную личность. В рамках Оренбургского государственного университета школьные олимпиады стали ежегодными и популярными. Данные олимпиады помогают активизировать пропаганду естествознания среди учащихся, оказывают помощь педагогам и методистам средней школы и способствуют совершенствованию образования [2].

Первый этап – подготовительный – включает рассылку информации муниципальным образовательным учреждениям о готовящемся мероприятии, материалов тематики и заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах, встреч со школьными педагогами.

Второй этап – заочный тур – заключается в стимулировании самостоятельной работы школьников. Подготовка ответов заданий заочного тура заставляет учеников выходить за рамки учебников и в некоторой степени за рамки учебной программы. Например, в заданиях по химии возможно применение названий соединений, применяемой в быту или в производстве, но не используемой в школьных учебниках. В результате учащиеся расширяют свой кругозор, находят новые разделы дисциплины, открывают интересные и полезные стороны естествознания. Для решения заданий заочного тура возможно использование справочной литературы, а также постановка несложного лабораторного эксперимента. Ответы на задания принимаются в электронной форме, что позволяет заинтересовать большое число участников. После опубликования результатов второго этапа, на сайте размещаются подробные решения задач, чтобы участники могли провести анализ допущенных неточностей и ошибок.

Третий этап – очный тур – проходит в аудиториях и лабораториях Оренбургского государственного университета. Он включает теоретический и практический туры. На решение заданий теоретического тура отводится 3 часа. Подготавливается несколько вариантов комплекта задания, включающих задачи и вопросы различной степени трудности, но две-трети которых формируются посильными для большинства участников олимпиады. Более сложные задания, включенные в комплект, позволяют дифференцировать участников по глубине знаний, умению анализировать и применять собственные подходы к решению поставленной задачи. Это позволяет выявить одаренных школьников и детей с нестандартным мышлением. Такой подход не дает отрицательного психологического действия для тех участников, кто не войдет в число победителей. Во время проверки ответов теоретического тура привлекается несколько преподавателей ВУЗа. Каждому предлагается оценить не весь вариант, а только несколько заданий из комплекта каждого участника. Это позволяет преподавателю дать наивысшую оценку не только за правильность результата, но и за оригинальность решения. Для оценки заданий применяется многобалльная система, которая дифференцированно отражает сложность и трудоемкость вопросов и задач. Для задач повышенной сложности допускается оценка с десятичным знаком, тем самым даже за попытки решения начисляются баллы. Экспериментальный тур проводится в лабораториях неорганической, аналитической и органической химии и включает в себя задания по количественному, качественному анализу и синтезу. На выполнение этого этапа отводится 2 часа. Здесь участники каждого класса получают единое задание, основанного на школьной и факультативной программах. Экспериментальная подготовка учеников различных образовательных учреждений отличается значительно, особенно это заметно при анализе работ сельских и городских школьников. Поэтому заранее участники информируются о тех методах и приемах анализа, с которыми возможно придется столкнуться. Задание экспериментального тура состоит из двух задач: количественного и качественного характера. Во время выполнения заданий к оценке работы привлекаются магистранты, аспиранты и студенты старших курсов, которые следят за правильностью и последовательностью выполнения. Предложенная ими оценка учитывается при определении окончательного результата.

Победителей олимпиады в торжественной обстановке награждают дипломами во время проведения ежегодной студенческой конференции. Все участники очного тура также получают дипломы. Данные награды имеют некоторую значимость: при поступлении в ОГУ бывший школьник, прилагая их к своему портфолио, представляет в приемную комиссию и получает дополнительные пять баллов к сумме баллов по ЕГЭ.

В олимпиаде по химии предлагается участвовать школьникам 8–11 классов. Для учащихся младшего возраста проводится конференция, где каждый участник представляет свою работу экспериментального или теоретического характера (выбор тем не ограничен). Критерии оценки выступления участников многообразны, от информативности доклада до эмоциональности докладчика. Во время проведения конференции для школьников устраиваются экскурсии по химико-биологическому факультету с посещением лабораторий, лекции с демонстрацией различных химических опытов. Все участники конференции награждаются дипломами, победителям вручаются памятные книги, наиболее интересные материалы опубликовываются. За последние годы число школьников, участвующих в олимпиадах значительно возросло.

Проведение химических олимпиад и конференций школьников на базе высших учебных заведений повышает интерес учащихся к химии и другим естественнонаучным дисциплинам, позволяет выявлять талантливую молодежь, воспитывать гармоничную личность. Большинство бывших школьников- участников подобных мероприятий впоследствии продолжают свое обучение в ОГУ.

 

Список литературы:
1. Досмагамбетова С.С. Подготовка учащихся старших классов к экспериментальному туру олимпиады школьников / С.С. Досмагамбетова, К.С. Тосмаганбетова // Химия и методика преподавания химии. – 2013. – 9 с.
2. Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии) математики и информатики в вузе и школе: IX Международная научно-методическая конференция: (сборник материалов) 2–6 ноября. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2016. – 236 с.