Статья:

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: CCXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макатова А.А. РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(223). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(223).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макатова Альбина Асылбековна
студент, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал), Оренбургский государственный университет, РФ, г. Орск
Уткина Тамара Ильинична
научный руководитель, профессор, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал), Оренбургский государственный университет, РФ, г. Орск

 

Аннотация. Данная статья посвящена важности развития учебной исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов по математике. Новизна работы состоит в том, что представлен план по развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов и главным выступают цифровые технологии.

Abstract. This article is devoted to the importance of the development of educational research activities of students of grades 5-9 in mathematics. The novelty of the work consists in the fact that a plan for the development of educational and research activities of students in grades 5-9 is presented and digital technologies are the main thing.

 

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, цифровизация, деятельность, развитие.

Keywords: educational and research activities, digitalization, activity, development.

 

В настоящее время сфера образования претерпевает изменения. Так, учащиеся в связи с цифровизацией общества и образования в стране (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 и концепция развития математического образования в Российской Федерации, профессиональный стандарт «Педагог») столкнулись с новым периодом, когда образование все больше переходит в условия цифровизации.

В связи с этим стало актуально рассмотрение дистанционных форм коммуникации. Но как же обеспечить правильное внедрение цифровизации в процессе обучения математики?

Данным вопросом задавались многие педагоги (В. И. Андреева, А. И. Савенкова, Ю. М. Колягин, В. А. Оганесян, Г. Л. Луканкин и др ).[1, c.21]

Мы ориентируемся на современную научно-методическую, психолого-педагогическую и учебную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме разработки методики обучения математике в условиях цифровизации основного общего образования, направленную на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов; ФГОС основного общего образования; федеральным комплектом учебников по математике для основного общего образования, рекомендованный Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и другими документами.

Так что же понимаем под учебно-исследовательской деятельностью? Под учебно-исследовательской деятельностью учащихся 5-9 классов понимается такой процесс совместной работы учителя и учащихся, при котором выявляются сущностные особенности изучаемых явлений. Главной целью которого, будет являться создание условий для развития творческих начал школьников, их личности для дальнейшего самоопределения и самореализации. В процессе исследования учащийся должен сам узнать, выяснить, понять и сделать в конце выводы. Многие ученые приходят к выводу, что каждый человек уже с детства стремится к исследованию, поэтому важно развивать исследовательскую деятельность школьников и не в коем случае не подавлять.

Под понятием «развитие учебно-исследовательской деятельности» принимаем такой процесс, в результате которого будут создаваться условия для формирования творческих начал школьников, развитии их личности для дальнейшего самоопределения и самореализации.

Эффективность разработанной методики будет выполняться, если будут:

1) выполняться ряд основных задач связанных с развитием компонентов УИД 5-9 классов в условиях цифровизации основного общего образования: развитие умения ставить проблемы (k1​); развитие умения ставить вопросы (k2​); развитие умение выдвигать гипотезы (k3​); развитие умение наблюдать (k4​); развитие умение объяснять, доказывать, защищать свои идеи (k5​); развитие умение делать выводы и умозаключения (k6) [2, c.153] .

2) реализовываться уровни развития учебно-исследовательской деятельности 5-9 классов в условиях цифровизации основного общего образования.

Базовыми уровнями являются: «Мотивационный», «Познавательный», «Коммуникативный» они соответствует отметке 3 (удовлетворительно). Повышенный уровень – «Рефлексивный» – соответствует отметке 4 (хорошо). Высокий уровень – «Креативный» – соответствует отметке 5 (отлично). Учащийся 5-9 классов используют несколько подходов и алгоритмов, комбинирует их в особый для условия способ решения, нестандартно подходит к решению задачи, отлично развиты компоненты учебно-исследовательской деятельности.

3) осуществляются основные дидактические функции учебно-исследовательской деятельности 5-9 классов в условиях цифровизации основного общего образования: открытие неизвестных ранее школьнику знаний, где устанавливаются главные свойства понятий, происходит поиск закономерностей, отыскиваются доказательства; углубление изучаемых знаний, нахождение различных путей доказательства; систематизация изученных знаний, поиск взаимосвязей между различными понятиями, теориями, подходами, установление структуры школьного материала; развивающая функция, характеризует учебную дисциплину, благодаря которой у учащихся происходит усвоение приемов, стиля мышления и формируется творческий и познавательный потенциал [2, c.156].

4) применяться цифровые технологии на уроках и при оценке эффективности развития учебно-исследовательской деятельности 5-9 классов в условиях цифровизации основного общего образования.

Ниже представлено описание учебной деятельности учащихся 5-9 классов таблица 1.

Таблица 1.

 Учебная деятельность

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности (конкурс)

Урок решения исследовательских задач по математике на тему:

Числа и вычисления

Составление новых задач для участия в конкурсе

КМ

Урок решения исследовательских задач по математике на тему:

Площади фигур

Составление новых задач для участия в конкурсе

КМ

Урок решения исследовательских задач по математике на тему:

Геометрические фигуры и их свойства

Составление новых задач для участия в конкурсе

КМ

Урок решения учебно-исследовательских задач по алгебре на тему:

Линейная функция

Составление новых задач для участия в конкурсе

 

КА

Урок решения

учебно-исследовательских задач по алгебре на тему:

Системы двух линейных уравнений с двумя переменными

 

Составление новых задач для участия в конкурсе

КА

Уроки с элементами игры по геометрии по теме:

Треугольники

Составление новых задач для участия в конкурсе

КГ

Уроки с элементами игры по геометрии по теме:

Многоугольники

Составление новых задач для участия в конкурсе

КГ

Урок решения учебно-исследовательских задач по алгебре теме:

Задачи на движение

Составление новых задач для участия в конкурсе

КА

Урок решения

учебно-исследовательских задач по алгебре на тему:

Элементы теории вероятностей.

Составление новых задач для участия в конкурсе

КА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире математики» 5-6 класс

-

-

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия алгебры и геометрии» 7-9 класс

-

-

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогов математики «Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов в процессе обучения математике в условиях цифровизации основного общего образования».

-

-

 

Полученные результаты начального уровня развития учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов представлен на диаграмме (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровень учащихся до внедрения методики по развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов по математике

 

Полученные данные уровня развития учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов представлены на диаграмме (рисунок 2)

 

Рисунок 2. Уровень учащихся после внедрения методики по развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов по математике

 

Таким образом, уровень учащихся после внедрения методики по развитию учебно-исследовательской деятельности повысился. Эффективность разработанной методики будет выполняться, если будут: выполняться ряд основных задач связанных с развитием компонентов учебно-исследовательской деятельности 5-9 классов, реализовываться уровни развития учебно-исследовательской деятельности, осуществляются основные дидактические функции учебно-исследовательской деятельности, применяться цифровые технологии на уроках и при оценке эффективности развития учебно-исследовательской деятельности 5-9 классов в условиях цифровизации основного общего образования.

 

Список литературы:
1. Аринбеков Т. И. Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2003. – 22 с.
2. Леонтонович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. – 1999. - № 10. – С. 152 - 158.