Статья:

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Конференция: CCCXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Смирнова Н.А. ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(324). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(324).pdf (дата обращения: 20.12.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Смирнова Наталья Алексеевна
студент, кафедры педагогики и психологии ИИГСО, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Лаврентьева Зоя ивановна
научный руководитель, д-р. пед. наук, проф. кафедры педагогики и психологии ИИГСО, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

DIAGNOSIS OF PARENT-CHILD RELATIONSHIPS IN FAMILIES OF PRESCHOOL CHILDREN: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

 

Smirnova Natalya Alekseevna

Student, Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Institute of Social Sciences and Societies, Novosibirsk State Pedagogical University, Russian, Novosibirsk

Lavrentyeva Zoya Ivanovna

Academic Supervisor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Social Sciences and Societies, Novosibirsk State Pedagogical University, Russian, Novosibirsk

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме диагностики характера детско-родительских отношений в период активного формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на комплексный анализ взаимодействия родителей и детей через сопоставление субъективного восприятия ребенка и осознанной родительской позиции. В исследовании приняли участие тридцать три ребенка в возрасте от четырех до шести лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и двадцать один родитель. Диагностический инструментарий включал проективную методику «Рисунок семьи» и тест-опросник родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столин. Для углубленного качественного анализа были выделены и детально рассмотрены десять кейсов. Сравнительный анализ данных позволил выделить три типологические группы семей: благополучные, с выраженными признаками дисфункциональных отношений и со стертыми проблемными проявлениями. Установлена взаимосвязь между графическими индикаторами в детских рисунках и профилем родительского отношения, что подтверждает надежность выбранного диагностического комплекса для оценки семейного воспитания. Результаты доказывают необходимость психологического просвещения родителей и могут служить основанием для разработки дифференцированных программ психолого-педагогической поддержки семьи.

Abstract. The article is devoted to the problem of diagnosing the nature of parent-child relationships during the active formation of the personality of an older preschool child. The results of an empirical study aimed at a comprehensive analysis of the interaction of parents and children by comparing the child's subjective perception and the conscious parental position are presented. The study involved thirty-three children aged four to six years old attending preschool educational institutions and twenty-one parents. The diagnostic toolkit included the projective method "Family Drawing" and the parental attitude test questionnaire by A.Ya. Varga and V.V. Stolin. For an in-depth qualitative analysis, ten cases were identified and considered in detail. A comparative analysis of the data made it possible to identify three typological groups of families: prosperous, with pronounced signs of dysfunctional relationships and with erased problem manifestations. The relationship between graphic indicators in children's drawings and the profile of parental attitude has been established, which confirms the reliability of the chosen diagnostic complex for assessing family upbringing. The results prove the need for psychological education of parents and can serve as the basis for the development of differentiated programs of psychological and pedagogical support for the family.

 

Ключевые слова: детско-родительские отношения, семейное воспитание, старший дошкольный возраст, проективный рисунок, родительское отношение, психологическая диагностика.

Keywords: parent-child relationships, family upbringing, senior preschool age, projective drawing, parental attitude, psychological diagnosis.

 

Качество детско-родительских отношений представляет собой фундаментальный фактор, определяющий траекторию психического и личностного развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте, когда активно формируются самооценка, социальные компетенции и базовая картина мира, влияние семьи становится особенно значимым. Стиль семейного воспитания, эмоциональный климат в доме, способность родителей к эмпатии и поддержке закладывают основу психологического благополучия или, напротив, способствуют возникновению тревожности, неуверенности и поведенческих сложностей у ребенка [4, с. 72]. Современные исследования в области возрастной и семейной психологии единодушно подчеркивают, что гармоничные, основанные на принятии и уважении отношения между родителями и детьми являются главным условием успешной социализации и профилактики психологических проблем в дальнейшем [2, с. 45].

Однако на практике многие семьи сталкиваются с трудностями в построении конструктивного диалога с ребенком. Родители, руководствуясь благими намерениями, нередко используют авторитарные методы, чрезмерный контроль или, наоборот, проявляют эмоциональную отстраненность. Подобные дисфункциональные паттерны взаимодействия часто остаются неосознанными для самих взрослых, но оказывают глубокое воздействие на детское восприятие. Ребенок, не обладая развитыми вербальными средствами для выражения своих переживаний, демонстрирует их через поведение, игру или творческую деятельность. В связи с этим актуальной задачей психолого-педагогической практики становится разработка и применение таких диагностических методов, которые позволяют получить объективную картину взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок», учитывая точку зрения обоих участников.

Целью настоящего исследования являлся анализ детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего дошкольного возраста. Исследование преследовало несколько взаимосвязанных задач: выявить особенности восприятия ребенком своей семьи и своего места в ней; диагностировать осознаваемые установки и стиль воспитания родителей; осуществить сопоставительный анализ полученных данных для определения степени согласованности или противоречий в восприятии семейной ситуации; на основе интегрального анализа предложить типологию семей по характеру детско-родительских отношений. Для реализации этих задач был использован комплекс взаимодополняющих методик: проективный «Рисунок семьи», обращенный к эмоционально-образной сфере ребенка, и стандартизированный тест-опросник родительского отношения (ОРО), фиксирующий рационально-оценочный компонент родительской позиции.

Методология исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. Общая выборка составила 33 ребенка (средний возраст 5,5 лет) и 21 родитель (матери и отцы). Для проведения качественного анализа, позволяющего детально рассмотреть взаимосвязь между детскими проекциями и родительскими установками, из общей выборки были репрезентативно отобраны десять кейсов, которые и легли в основу представленного в статье анализа. Возрастная группа старших дошкольников выбрана неслучайно: дети четырех-шести лет уже обладают достаточными познавательными и графическими навыками для выполнения проективного задания, их восприятие семьи отличается яркой эмоциональной окрашенностью, а сами отношения с родителями выходят на новый уровень сложности, связанный с ростом самостоятельности ребенка.

Диагностическая работа осуществлялась в два этапа с каждым участником выборки.

На первом этапе с детьми проводилась проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика, разработанная в русле психометрической традиции изучения семейных отношений, позволяет обойти сознательные защиты и получить доступ к глубинным, не всегда вербализуемым переживаниям ребенка, связанным с его положением в семейной системе [1, с. 105]. Ребенку предлагалось на листе бумаги формата А4 простым карандашом нарисовать свою семью. Инструкция формулировалась нейтрально: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Все вопросы ребенка («А бабушку рисовать?», «А кота?») встречались уклончивыми ответами («Рисуй так, как тебе хочется»), чтобы не искажать спонтанность изображения. После завершения рисунка проводилась краткая беседа, в ходе которой ребенок называл изображенных персонажей, а также мог пояснить, что они делают. Интерпретация рисунков велась по системе классических параметров, валидность которых подтверждена многочисленными исследованиями: общая композиция и полнота изображения семьи; последовательность появления фигур; их пространственное расположение и дистанция между ними; относительные размеры и пропорциональность; степень детализации фигур и окружающего пространства; характер нажима карандаша; наличие специфических графических знаков (штриховка, стирание, зачеркивания, разрывы контура). Такой анализ дает возможность сделать выводы о чувстве защищенности или тревоги у ребенка, его эмоциональных привязанностях, восприятии семейной иерархии и потенциальных зонах психологического напряжения.

На втором этапе родители заполняли тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторами которого являются А.Я. Варга и В.В. Столин. Этот опросник является одним из наиболее распространенных и надежных инструментов в отечественной психологии для диагностики родительской позиции [5, с. 112]. Он включает шестьдесят один вопрос, образующий пять основных диагностических шкал:

  1. Шкала «Принятие-отвержение». Высокие значения отражают безусловное положительное отношение к ребенку, эмоциональное тепло, принятие его индивидуальности. Низкие значения свидетельствуют о критичности, раздражении, эмоциональной холодности.
  2. Шкала «Кооперация». Высокие баллы говорят о заинтересованности взрослого в делах ребенка, стремлении к сотрудничеству, поддержке его инициативы.
  3. Шкала «Симбиоз». Высокие показатели фиксируют стремление родителя к установлению минимальной психологической дистанции, желание оградить ребенка от трудностей. Низкие показатели, напротив, указывают на установление значительной дистанции.
  4. Шкала «Контроль» (в оригинале – «Авторитарная гиперсоциализация»). Высокие баллы характерны для авторитарного, директивного стиля воспитания, при котором воля родителя доминирует.
  5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка». Высокие значения соответствуют восприятию ребенка как неуспешного, «маленького неудачника», чьи интересы кажутся несерьезными.

Обработка результатов велась в соответствии со стандартным ключом. Полученные количественные профили по пяти шкалам для каждого родителя составили основу для анализа осознаваемых воспитательных установок. Сопоставление и интеграция данных, полученных от ребенка (проективный рисунок) и от родителя (опросник), позволили сформировать целостное представление о специфике детско-родительских отношений в каждой конкретной семье.

Результаты исследования. Анализ десяти подробно рассмотренных случаев позволил выявить устойчивые сочетания родительских установок и детских реакций, которые легли в основу типологии. Сводные данные по этим случаям, включающие обобщенный профиль родительского отношения по тесту ОРО и ключевые характеристики детского рисунка, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Сводные результаты диагностики и типология детско-родительских отношений (на основе анализа 10 случаев)

Ребенок (возраст)

Обобщенный профиль родительского отношения по тесту ОРО

Ключевые характеристики рисунка ребенка

Итоговая оценка отношений

К.С. (6 лет)

Высокое принятие (33/28), Высокая кооперация (7/7), Высокий симбиоз (6/7), Низкий контроль (2/4), Низкое отношение к неудачам (3/2).

Мать изображена центральной, крупной фигурой, себя ребенок рисует рядом. Присутствуют позитивные символы. Нажим карандаша слабый.

Гармоничные.

П.Б. (6 лет)

Высокое принятие (29/29), Высокая кооперация (8/8), Средний симбиоз (5/6), Средний контроль (5/5), Среднее отношение к неудачам (4/3).

Все члены семьи улыбаются, но ребенок изображает себя меньшей по размеру и на расстоянии. Нажим уверенный.

Гармоничные.

И.С. (7 лет)

Высокое принятие (25/28), Высокая кооперация (6/7), Высокий симбиоз (6/5), Низкий контроль (3/4), Низкое отношение к неудачам (4/3).

Семья изображена в ряд, все фигуры расположены близко, у всех радостные выражения лиц. Дом детализирован. Нажим слабый.

Гармоничные.

В.С. (6 лет)

Средне-низкое принятие (16/14), Низкая кооперация (5/4), Средний симбиоз (5/4), Средний контроль (4/6), Среднее отношение к неудачам (5/4).

Члены семьи нарисованы схематично, далеко друг от друга. Себя ребенок изображает внутри дома у двери. Одно высоко расположенное окно. Нажим средний.

Стертые проблемы.

М.Е. (7 лет)

Высокое принятие (32/30), Высокая кооперация (6/6), Низкий симбиоз (2/4), Низко-высокий контроль (1/6), Низкое отношение к неудачам (1/2).

Семья изображена вместе, мать обнимает всех. Фигуры детализированы. Нажим легкий.

Стертые проблемы.

А.Н. (6 лет)

Низкое принятие (10/9), Низкая кооперация (5/6), Низкий симбиоз (3/3), Высокий контроль (7/6), Высокое отношение к неудачам (7/7).

Дом изображен с деталями. Себя ребенок рисует первым. Фигура отца перечеркнута. Семья стоит в ряд близко.

Дисфункциональные.

В.М. (7 лет)

Низкое принятие (8/9), Низкая кооперация (5/6), Низкий симбиоз (3/2), Средне-высокий контроль (6/4), Высокое отношение к неудачам (7/6).

Дом нарисован без окон. Члены семьи разделены на две группы. Отец изображен маленьким и «парящим». Нажим слабый, много посторонних деталей.

Дисфункциональные.

О.М. (7 лет)

Низкое принятие (9/9), Низкая кооперация (6/5), Низкий симбиоз (3/3), Высокий контроль (6/7), Высокое отношение к неудачам (5/7).

Семья стоит под облаками, у всех огромные глаза. Себя девочка изображает очень маленькой. Дом накренен. Нажим слабый.

Дисфункциональные.

Я.Ш. (6 лет)

Дисгармония: Мать – высокое принятие (30), высокий симбиоз (6). Отец – низкое принятие (9), низкий симбиоз (1). Контроль и отношение к неудачам у отца повышены.

Изображены только мать и ребенок, взявшись за руки, на возвышении. Остальных членов семьи и дома нет. Нажим слабый.

Дисфункциональные.

З.Т. (7 лет)

Низкое принятие (9/8), Низкая кооперация (5/5), Низкий симбиоз (1/1), Средний контроль (5/5), Высокое отношение к неудачам (6/6).

Семья помещена внутри символического цветка, руки у всех подняты, кроме фигуры самой девочки. Изображения схематичны, фигуры будто стоят в волнах.

Дисфункциональные.

 

Интеграция данных двух методик позволила выделить три отчетливые группы семей, различающиеся по качеству детско-родительских отношений.

Первая группа – семьи с гармоничными отношениями (К.С., П.Б., И.С.). Родительская позиция в этих случаях характеризуется профилем с высокими показателями эмоционального принятия и готовности к кооперации, сочетающимися с низким или средним уровнем директивного контроля. Родители воспринимают ребенка как самостоятельную личность, верят в его силы, стремятся к психологической близости. Эта атмосфера находит прямое отражение в детских рисунках. Семья изображается как целостная, сплоченная группа. На рисунках присутствуют позитивные, «теплые» детали: улыбки, солнце, детально прорисованный уютный дом. Ребенок четко включает свою фигуру в семейную композицию. Отдельные нюансы, такие как слабый нажим у К.С. и И.С. или ощущение некоторой дистанции у П.Б., не указывают на конфликт, а скорее отражают индивидуальные особенности темперамента или текущие возрастные переживания ребенка, связанные с формированием самооценки.

Вторая группа – семьи с выраженными признаками дисфункциональных отношений (А.Н., В.М., О.М., З.Т.). Родительский профиль здесь имеет противоположную конфигурацию: низкое эмоциональное принятие и слабая кооперация сочетаются с высокими баллами по шкалам контроля и негативного отношения к неудачам. Такие результаты свидетельствуют о преобладании в воспитании критики, разочарования, авторитарных методов и восприятия ребенка как несостоятельного. Детские рисунки служат ярким подтверждением этого эмоционального неблагополучия. В них проявляются красноречивые символы дискомфорта, отвержения и тревоги: агрессивное зачеркивание фигуры родителя (А.Н.), образы изоляции и отсутствия «света», безопасности (В.М.), гипертрофированная тревожность и чувство собственной ничтожности (О.М.), символическая оторванность и незавершенность (З.Т.). Семья Я.Ш. представляет особый подтип – дисгармоничный, где радикально противоположные воспитательные позиции матери (принятие, близость) и отца (отвержение, дистанция) создают для ребенка ситуацию внутреннего конфликта и дезориентации, что явно отражено в рисунке, исключающем отца и дом как символ целостности семьи.

Третья группа – семьи со стертыми проблемными проявлениями (В.С., М.Е.). Данная группа представляет наибольший интерес с точки зрения психологической профилактики. Родительские установки здесь не столь деструктивны, как во второй группе, но содержат внутренние противоречия. У родителей В.С. наблюдается недостаточно устойчивое, «условное» принятие при явном дефиците кооперативной деятельности, что приводит у ребенка к переживанию эмоционального одиночества и формальности связей (одинаковые, далеко стоящие фигуры, автономное расположение себя в доме). В семье М.Е. декларируемое высокое принятие соседствует с недостатком психологической близости со стороны матери и выраженными авторитарными тенденциями у отца. Подобная скрытая дисгармония может создавать постоянный фон неопределенности и напряжения, что отражается в легком, неуверенном нажиме и некоторой композиционной скованности рисунка при его внешней благополучности.

Обсуждение результатов. Проведенное исследование выявило значительную вариативность и высокую долю проблемных паттернов в детско-родительских отношениях даже в обычных, социально благополучных семьях. Тот факт, что в половине углубленно проанализированных случаев были обнаружены признаки дисфункциональных отношений, согласуется с данными современных исследований, указывающих на широкую распространенность авторитарных, гипоопекающих или непоследовательных стилей воспитания, которые родители нередко воспроизводят неосознанно, транслируя модели, усвоенные в собственных родительских семьях [3, с. 58].

Полученные результаты позволяют описать устойчивый диагностический комплекс признаков неблагополучия в детско-родительских отношениях у старших дошкольников.

С одной стороны, со стороны родительской позиции, выявляемой тестом ОРО, таким комплексом выступает специфический профиль: низкие баллы по шкалам «Принятие-отвержение» и «Кооперация» в сочетании с высокими баллами по шкалам «Контроль» и «Отношение к неудачам». Этот профиль описывает родителя, который, испытывая трудности в эмоциональном контакте и не веря в компетенции ребенка, пытается компенсировать это жестким управлением его поведением и закреплением негативной идентичности («ты неудачник»).

С другой стороны, со стороны детского восприятия, фиксируемого рисунком семьи, индикаторами проблем служат определенные графические признаки: символы изоляции и одиночества (автономная фигура ребенка, большие расстояния между членами семьи); маркеры тревоги и незащищенности (отсутствие окон и дверей в доме, темные тучи, штриховка, слабый или рваный нажим); знаки нарушенных или конфликтных отношений (дисгармоничные пропорции, перечеркнутые или недорисованные фигуры, агрессивная символика).

Обнаруженная взаимосвязь между этими двумя группами признаков подтверждает теоретические положения о том, что стиль родительского отношения непосредственно формирует у ребенка чувство самоценности и базовое восприятие мира [4]. Авторитарный контроль и девальвация достижений ребенка закономерно порождают у него чувство собственной незначительности, что проявляется в рисунке через образ себя как самой маленькой, отдаленной фигуры (О.М.) или через ощущение враждебности окружения (В.М.). Эмоциональная холодность и отсутствие кооперации ведут к переживанию покинутости, что выражается в схематичных, обезличенных изображениях членов семьи, будто не связанных между собой (В.С., З.Т.).

Особое значение имеют данные по семьям со стертыми проблемными проявлениями. Их анализ показывает, что формального отсутствия жестокости или явного отвержения недостаточно для психологического благополучия ребенка. Дефицит живого эмоционального отклика, совместной деятельности, подлинной близости (низкий симбиоз, недостаточная кооперация) уже создает почву для переживания эмоционального голода и неполной включенности в семью. Как справедливо отмечают специалисты, именно такие «тлеющие», неочевидные проблемы часто ускользают от внимания родителей и педагогов, но их длительное воздействие может быть не менее разрушительным, чем открытые конфликты [2, с. 101]. Эти семьи являются первоочередной аудиторией для программ психологического просвещения и профилактики, направленных на развитие у родителей навыков эмпатического общения, осознания своих воспитательных установок и укрепления эмоциональной связи с ребенком.

Случай дисгармоничной семьи (Я.Ш.) актуализирует проблему согласованности воспитательных действий супругов. Противоречивые требования, разные эмоциональные отношения со стороны матери и отца ставят ребенка в ситуацию хронического выбора и внутреннего раскола, что является мощным фактором развития невротических реакций. Работа с подобными семьями требует усилий, направленных не только на коррекцию родительско-детских, но и на гармонизацию супружеских отношений, выработку единой воспитательной стратегии.

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование, основанное на комплексном применении методики «Рисунок семьи» и теста-опросника родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столин, позволило осуществить многомерный анализ детско-родительских отношений в семьях с детьми старшего дошкольного возраста. Установлено, что субъективное восприятие семейной ситуации ребенком, выраженное в проективном рисунке, находится в прямой связи с объективными показателями родительского отношения. Это подтверждает валидность и эффективность выбранного диагностического комплекса для оценки характера семейного воспитания. На основе интегрального анализа данных выделены три типологические группы семей: с гармоничными отношениями (30%), с выраженными признаками дисфункциональных отношений (50%) и со стертыми проблемными проявлениями (20%). Полученное распределение указывает на высокую распространенность проблемных паттернов взаимодействия, что подчеркивает актуальность системной работы по психолого-педагогическому сопровождению семьи. Выявлен устойчивый комплекс диагностических признаков, характеризующих неблагополучные детско-родительские отношения. Со стороны родителей он проявляется в специфическом профиле ОРО (низкое принятие/кооперация + высокий контроль/негативная оценка неудач). Со стороны ребенка эти проблемы отражаются в рисунке семьи через символы изоляции, тревоги, конфликта и собственной малозначимости. Семьи со стертыми проблемами, где отсутствуют грубые нарушения, но наблюдается дефицит эмоциональной близости и подлинной кооперации, представляют собой важную целевую группу для профилактической работы. Особую проблему создают дисгармоничные семьи с несогласованными воспитательными позициями родителей.

Результаты исследования свидетельствуют о практической ценности предложенного диагностического подхода для работы психологов в образовательных учреждениях и консультационных центрах. Своевременное выявление неблагоприятных тенденций в детско-родительских отношениях позволяет разрабатывать и предлагать семьям адресные программы поддержки, направленные на оптимизацию стиля воспитания, развитие коммуникативных навыков родителей и укрепление психологического благополучия ребенка в семье.

 

Список литературы:
1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс, 2003. – 160 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ, 2020. – 304 с.
3. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: учебное пособие. М.: Ось-89, 2005. – 400 с.
4. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 464 с.
5. Столин В.В., Варга А.Я. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. – С. 110-118.