Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений
Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений
Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется основными критериями лидерства, новообразованиями, отношениями со сверстниками и взрослыми.
Основная деятельность в этот период- обучение. Школьное образование и преподавание могут быть непоследовательными. Чтобы обучение стало основным видом деятельности, оно должно быть организовано особым образом. Это должно быть в форме игры: ребенок играет так, как хочет, это занятие для себя, а самим продуктом воспитательной деятельности является сам человек. Основной задачей учеников является личностное и интеллектуальное размышление [10].
В школьном возрасте наблюдается значительное увеличение количества факторов, влияющих на самооценку. Дети младшего школьного возраста продолжают развивать желание иметь свою собственную точку зрения на всё. У них также есть свое собственное суждение о социальной значимости - самооценка. Она формируется путем развития самосознания и обратной связи с мнениями других людей и их ценностью. Если родители проявляют интерес, тепло и любовь, они обычно дают ребенку высокую оценку. Однако, когда самооценка теряет свою зависимость от успеха или неудачи и становится устойчивой, ребенок быстро развивает новый образ себя. Самооценка теперь выражает отношение, что образ себя связан с идеальным [11].
Начальный школьный возраст — один из важнейших периодов развития самосознания. Ребенок начинает задаваться вопросом, почему он так думает, а не иначе. Существует механизм исправления мышления с точки зрения логического и теоретического знания [7]. В результате ребенок становится способным подчинить намерение интеллектуальной цели, умея долго удерживать ее.
В течение учебного года улучшается способность запоминать и извлекать информацию из памяти, развивается деформация. Дети не только лучше запоминают, но и способны задуматься о том, как они это делают. В исследовании, проведенном по списку элементов памяти, дошкольники не смогли выполнить домашнее задание, а дети школьного возраста запомнили все элементы. Они целенаправленно повторяют, структурируют информацию в памяти, улучшают или упрощают её, чтобы лучше запомнить.
В возрасте 7-11 лет за счет третьего периода психологического развития - периода той или иной психологической операции, мышление ребенка ограничено проблемами, связанными с конкретными реальными объектами [9].
Эгоцентризм, присущий дошкольному мышлению, постепенно ослабевает, чему способствует кооперативная игра, но не исчезает полностью. Считается, что дети часто ошибаются в прогнозировании результатов. Таким образом, дети, которые делают предположения, с большей вероятностью отвергают новые факты, чем изменяют свою точку зрения.
Вместо децентрализации мы можем сосредоточиться на нескольких функциях одновременно, связать их между собой и рассмотреть несколько изменений состояния объекта или события одновременно. У ребенка также развивается способность мысленно отслеживать изменения в объектах. Это и есть обратимое мышление [8].
Особенности 7 - 8 лет
Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но рост у него неравномерный. Поскольку сердце не растет пропорционально своему телу, оно не может переносить длительные периоды интенсивной деятельности. Ребенок может сосредоточиться на 15 минутах. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то переключается внимание. Активно реагирует на все новое, яркое. Он любит слушать речь взрослых, но надо учитывать, что порог слышимости и остроты слуха ещё не достиг наибольших значений (это произойдет в подростковом возрасте). Ребенок живет в основном настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Ребенок может буквально понять слова окружающих [5]. Трудно понять абстрактные слова и понятия. Любит задавать вопросы: "Почему?", "Это правда?" Ребенку хорошо известны факты, информация, стихи. Отличный возраст, чтобы тренировать память. Легче запомнить слова, чем мысли. Особенно хорошо он помнит, что мотивирован чем-то значительным. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще настолько велик, что часто оценка взрослого скрывает его собственную оценку. Он вполне может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого человека. Он прекрасно знает, когда и с кем что можно допустить [3]. Ребенку нужна любовь и опека, он пытается помочь своей матери и учителям. Дети этого возраста очень дружелюбны. Они любят быть вместе и участвовать в групповых мероприятиях и играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как их личные неудачи и недостатки навыков не столь заметны на общем фоне. Мальчикам нравятся энергичные игры, но они могут играть с игрушками и девочками. Ребенок гордится своей семьей, хочет быть с ней. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, начинает чётко различать добро и зло. Он чувствует себя глубоко виноватым.
Особенности 9 — 11 лет
Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, упражнения, игры [6]. Он может пренебрегать своей внешностью, любит исследовать все незнакомое. Понимает законы последовательности и последствий. Имеет хорошее историческое и хронологическое ощущение времени, пространства, расстояния. Хорошая мысль и его понимание абстрактного растет. Мне нравится делать коллекции. Собирает что угодно. Для него главное - не качество, а количество. Золотой век памяти. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, о которых видит чтение, восхищается теми, кто делает то, что хотел бы сделать. Он хотел бы обратиться к избранным им органам власти. Ему нравятся захватывающие истории. Он решительно выражает свои чувства. Сначала он говорит, а потом думает. Эмоционально быстро ввязывается в споры [4]. Начинает развиваться чувство юмора. Хочет рассказать смешные истории. Скрытые страхи. Он хотел бы выглядеть бесстрашным.
Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в принадлежности (потребность принадлежать к сообществу, включенность в группу), но и потребность в изоляции. Формируется феномен неприкосновенности личного пространства, который выражается в желании "уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам". В целом общение между мальчиками и девочками носит доброжелательный и избирательный характер, многим из них свойственна высокая конформность из-за того, что слабое “Я” нуждается в сильном “Мы” [2].
Наряду с развитием дружеских отношений со сверстниками в этом возрасте понятие дружбы приобретает особую ценность. Одной из главных функций молодежной дружбы является поддержание личной самооценки. Более того, дружба выступает как форма психотерапии, эмоциональной поддержки, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если он обратит внимание на то, как меняется настроение его дочери от разговоров "ни о чем". Этот пустой разговор психологически более важен, чем любая содержательная беседа [1].