Статья:

Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений

Конференция: XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Бабаянц Л.А. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(39).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений

Бабаянц Лолита Арнольдовна
студент, ФГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет, РФ, г. Ставрополь
Малахова Юлия Алексеевна
научный руководитель, преподаватель, ФГБОУ ВО Ставропольский государственный медицинский университет, РФ, г. Ставрополь

 

Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется основными критериями лидерства, новообразованиями, отношениями со сверстниками и взрослыми.

Основная деятельность в этот период- обучение. Школьное образование и преподавание могут быть непоследовательными. Чтобы обучение стало основным видом деятельности, оно должно быть организовано особым образом. Это должно быть в форме игры: ребенок играет так, как хочет, это занятие для себя, а самим продуктом воспитательной деятельности является сам человек. Основной задачей учеников является личностное и интеллектуальное размышление [10].

В школьном возрасте наблюдается значительное увеличение количества факторов, влияющих на самооценку. Дети младшего школьного возраста продолжают развивать желание иметь свою собственную точку зрения на всё. У них также есть свое собственное суждение о социальной значимости - самооценка. Она формируется путем развития самосознания и обратной связи с мнениями других людей и их ценностью. Если родители проявляют интерес, тепло и любовь, они обычно дают ребенку высокую оценку. Однако, когда самооценка теряет свою зависимость от успеха или неудачи и становится устойчивой, ребенок быстро развивает новый образ себя. Самооценка теперь выражает отношение, что образ себя связан с идеальным [11].

Начальный школьный возраст — один из важнейших периодов развития самосознания. Ребенок начинает задаваться вопросом, почему он так думает, а не иначе. Существует механизм исправления мышления с точки зрения логического и теоретического знания [7]. В результате ребенок становится способным подчинить намерение интеллектуальной цели, умея долго удерживать ее.

В течение учебного года улучшается способность запоминать и извлекать информацию из памяти, развивается деформация. Дети не только лучше запоминают, но и способны задуматься о том, как они это делают. В исследовании, проведенном по списку элементов памяти, дошкольники не смогли выполнить домашнее задание, а дети школьного возраста запомнили все элементы. Они целенаправленно повторяют, структурируют информацию в памяти, улучшают или упрощают её, чтобы лучше запомнить.

В возрасте 7-11 лет за счет третьего периода психологического развития - периода той или иной психологической операции, мышление ребенка ограничено проблемами, связанными с конкретными реальными объектами [9].

Эгоцентризм, присущий дошкольному мышлению, постепенно ослабевает, чему способствует кооперативная игра, но не исчезает полностью. Считается, что дети часто ошибаются в прогнозировании результатов. Таким образом, дети, которые делают предположения, с большей вероятностью отвергают новые факты, чем изменяют свою точку зрения.

Вместо децентрализации мы можем сосредоточиться на нескольких функциях одновременно, связать их между собой и рассмотреть несколько изменений состояния объекта или события одновременно. У ребенка также развивается способность мысленно отслеживать изменения в объектах. Это и есть обратимое мышление [8].

Особенности 7 - 8 лет

Дети этого возраста очень подвижны, энергичны. Ребенок растет очень быстро, но рост у него неравномерный. Поскольку сердце не растет пропорционально своему телу, оно не может переносить длительные периоды интенсивной деятельности. Ребенок может сосредоточиться на 15 минутах. Но его произвольное внимание не прочно: если появляется что-то интересное, то переключается внимание. Активно реагирует на все новое, яркое. Он любит слушать речь взрослых, но надо учитывать, что порог слышимости и остроты слуха ещё не достиг наибольших значений (это произойдет в подростковом возрасте). Ребенок живет в основном настоящим. У него ограниченное понимание времени, пространства и чисел. Ребенок может буквально понять слова окружающих [5]. Трудно понять абстрактные слова и понятия. Любит задавать вопросы: "Почему?", "Это правда?" Ребенку хорошо известны факты, информация, стихи. Отличный возраст, чтобы тренировать память. Легче запомнить слова, чем мысли. Особенно хорошо он помнит, что мотивирован чем-то значительным. Начинает развиваться система оценок, но эмоции часто заслоняют объективность оценки. Авторитет взрослого еще настолько велик, что часто оценка взрослого скрывает его собственную оценку. Он вполне может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого человека. Он прекрасно знает, когда и с кем что можно допустить [3]. Ребенку нужна любовь и опека, он пытается помочь своей матери и учителям. Дети этого возраста очень дружелюбны. Они любят быть вместе и участвовать в групповых мероприятиях и играх. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как их личные неудачи и недостатки навыков не столь заметны на общем фоне. Мальчикам нравятся энергичные игры, но они могут играть с игрушками и девочками. Ребенок гордится своей семьей, хочет быть с ней. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, начинает чётко различать добро и зло. Он чувствует себя глубоко виноватым.

Особенности 9 — 11 лет

Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, упражнения, игры [6]. Он может пренебрегать своей внешностью, любит исследовать все незнакомое. Понимает законы последовательности и последствий. Имеет хорошее историческое и хронологическое ощущение времени, пространства, расстояния. Хорошая мысль и его понимание абстрактного растет. Мне нравится делать коллекции. Собирает что угодно. Для него главное - не качество, а количество. Золотой век памяти. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, о которых видит чтение, восхищается теми, кто делает то, что хотел бы сделать. Он хотел бы обратиться к избранным им органам власти. Ему нравятся захватывающие истории. Он решительно выражает свои чувства. Сначала он говорит, а потом думает. Эмоционально быстро ввязывается в споры [4]. Начинает развиваться чувство юмора. Хочет рассказать смешные истории. Скрытые страхи. Он хотел бы выглядеть бесстрашным.

Общение со сверстниками удовлетворяет не только потребность в принадлежности (потребность принадлежать к сообществу, включенность в группу), но и потребность в изоляции. Формируется феномен неприкосновенности личного пространства, который выражается в желании "уединиться, помечтать, побродить по городу, а потом вернуться к ребятам". В целом общение между мальчиками и девочками носит доброжелательный и избирательный характер, многим из них свойственна высокая конформность из-за того, что слабое “Я” нуждается в сильном “Мы” [2].

Наряду с развитием дружеских отношений со сверстниками в этом возрасте понятие дружбы приобретает особую ценность. Одной из главных функций молодежной дружбы является поддержание личной самооценки. Более того, дружба выступает как форма психотерапии, эмоциональной поддержки, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если он обратит внимание на то, как меняется настроение его дочери от разговоров "ни о чем". Этот пустой разговор психологически более важен, чем любая содержательная беседа [1].

 

Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Спб.: Питер, 2016.
2. Андреева, Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. – СПб., 2017.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 2010.
4. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – М., 2016.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПБ. : Питер, 2016.
7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб. : Питер, 2012.
8. Кудусова Т. Х., Мозговая Н. Н. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений // Международная научно-практическая конференция «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития». Нижний Новгород, 2015.
9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: 2013.
10. Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова. — М.: Логос, 2011.
11. Шурыгина, Ирина Активность субъекта учения (младший школьный возраст) / Ирина Шурыгина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014.