Статья:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Маценко О.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 38(229). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/38(229).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Маценко Ольга Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. Экологические проблемы свойственны всему человечеству и носят глобальный характер. От их решения зависит вопрос жизни и смерти человечества, что является главной проблемой. Великие мыслители человечества всегда указывали на тесную связь между разнообразием природопользования и понятия природы.

Природное наследие – это объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, рекреационную, эстетическую и научную ценность, куда входят и особо охраняемые природные территории [5].

Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою стратегию ведения эколого‐просветительской работы, опираясь на эколого‐образовательный потенциал самого учреждения, так и на реальные возможности региона, в  котором он расположен.

Под образовательным потенциалом природного наследия понимается совокупность природных, культурно‐исторических и социально‐экономических ресурсов для экологического образования и просвещения населения. Образовательный потенциал с педагогической точки зрения можно рассматривать в единстве обучающего, воспитательного и развивающего  компонентов.

Основными задачами образовательного потенциала природного наследия в  образовании являются: расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, которая нацелена на развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, формирование опыта взаимодействия с природой, углубление и конкретизация экологических и природоохранных знаний в непосредственном контакте с природными объектами, пробуждение положительных эмоций и ценностного отношения личности к природе.

Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и уязвимых его составляющих, когда возникает угроза его исчезновения. В это время становится наиболее важной задача разработки стратегии сохранения и эффективного использования наследия.

Всемирное наследие необходимо сохранять и оберегать в течение неограниченно длительного времени, так как его объекты будут нужны людям всегда. Это предполагает их использование не только нынешними, но и будущими поколениями. Тем самым Всемирное наследие должно стать также делом обучения и воспитания как самого важного механизма передачи накопленного человеческого опыта [2].

Актуальность вопросов изучения природного наследия в современном образовании связана с высоким экологическим потенциалом данного понятия, реализуемым в познавательном, духовно‑нравственном и праксиологическом аспектах [3].

Дети, в отличие от взрослых, имеют недостаточно сложившуюся систему представлений и стереотипов поведения, максимально восприимчивы и в то же время обладают уникальной возможностью неформального социального и психологического воздействия на взрослых. Педагогический опыт показывает, что в семье и своем обычном социальном окружении дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями и таким образом «транслируют» их на окружающих сверстников и взрослых. Овладев новыми моделями поведения и деятельности в природной среде, они могут не только сами принимать активное участие в решении локальных экологических проблем, но и стать «носителями» и «пропагандистами» норм ответственного отношения к природе в своем социуме (семье, классе, селе и др.). Этот педагогический прием позволяет не только повысить эффективность эколого‐просветительской деятельности, но и налаживает «коммуникативную» связь между учеными‐экологами и местным населением – родителями, родственника ми, соседями, друзьями обучаемых школьников. Кроме того, образовательный потенциал эколого‐просветительской деятельности имеет свои специфические особенности по сравнению с другими образовательными субъектами, осуществляющими   образовательную   и   эколого‐просветительскую деятельность.

Объекты природного наследия являются уникальными природными эталонами на фоне окружающей среды, измененной в процессе антропогенной деятельности. В каждом регионе заповедники и национальные парки отражают уникальность местной природы и культуры, многообразие природных и культурных особенностей России.

Образовательный потенциал заповедников позволяет реализовать принцип научности. Во многих регионах России они выступают в качестве носителя наиболее актуальной научной и объективной природоохранной информации, а мнение «заповедных» ученых является авторитетным в природоохранных кругах, так как основано на многолетних систематических полевых исследованиях. В отличие от системы общего образования изучение природных процессов и экологических проблем на базе заповедников происходит не «по книгам», а непосредственно в «полевых условиях» или на основе результатов «полевых исследований».

Однако непосредственное использование заповедников в качестве объекта для организации познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности учащихся имеет некоторые ограничения, связанные с режимом охраны этих территорий. В этой связи в практике их эколого‐просветительской работы широко используется просветительская, исследовательская и природоохранная деятельность со школьниками на сопредельных территориях в тесном сотрудничестве с другими природоохранными организациями, а также с учреждениями образования и культуры. В рамках этого сотрудничества происходит внедрение в образовательный процесс актуальной природоохранной информации, накопленной специалистами в рамках научной, охранной и эколого‐ просветительской деятельности.

В связи с этим обучение нужно организовывать таким образом, чтобы этот процесс стал для школьника сферой личностного опыта, в нём не формировалась личность с заданными свойствами, а создавались бы условия для её полноценного проявления и развития его ключевых компетентностей. Это предполагает актуализацию и конструирование личностно-деятельностного потенциала самого учебного предмета.

Таким образом, использовать образовательный потенциал природного наследия можно через привлечение внимания к городским экологическим проблемам, пропаганду бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений – особо охраняемых природных территорий, посредством применения проектной и исследовательской деятельности учащихся; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации школьников вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; организация внеклассных мероприятий (экскурсии, походы и др.), обращающих внимание на экологические проблемы современности.

 

Список литературы:
1. Авилов, А.Н. Экологическое образование и воспитание в условиях образовательного учреждения / А.Н. Авилов, Л.А. Авилова, Л.Н. Косач// Вестник научных конференций. – 2022 - № 3-1 (79) - С. 12-13.
2. Алексеева, Е.В. Основные направления реализации экологического образования/ Е.В. Алексеева// Нижегородский институт развития образования. Нижегородское образование. - 2009 - №4 - С. 48-54. 
3. Бабанский, Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации / Ю.К. Бабанский // Советская педагогика. - 1982 – №11 – С. 44-46.
4. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / [сост. Ю.К. Бабанский; авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов, Г. А. Победоносцев, А. М. Моисеев; авт. коммент. А. М. Моисеев]; Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989 – 558 с.
5. Богданова, О.Н.  Креативный потенциал экологического образования: теория и практика работы с одаренными детьми / О.Н. Богданова // Образование-2030. Учиться. Пробовать. Действовать. Сборник статей VII Всероссийской конференции по экологическому образованию. – Москва, 2021 - С. 369-373.
6. Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Материалы V международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения профессора В.М. Астафьева, 2020 – 423 с.
7. Леонтович, А.В. Разработка нового содержания и форм образовательной деятельности в области экообразования / А.В.Леонтович // Дополнительное образование и воспитание. – 2011 –№1 – с. 12.
8. Лешкевич, В.В. Формирование экологической культуры школьника в биологическом образовании / В.В. Лешкевич, М.Н. Мирнова // В сборнике: Естествознание и естественнонаучное образование в условиях цифровизации и технологического обновления. Материалы международной научно-практической конференции, 2020 - С. 86-89.