ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Конференция: CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
В эпоху глобализации всех сфер жизнедеятельности и, одновременно, осознания культурного разнообразия, деятельность по пропаганде наследия и культурное просветительство следует признать своевременной и одной из ключевых в системе государственной политики сохранения культурного наследия. Экологические проблемы свойственны всему человечеству и носят глобальный характер. От их решения зависит вопрос жизни и смерти человечества, что является главной проблемой. Великие мыслители человечества всегда указывали на тесную связь между разнообразием природопользования и понятия природы.
Природное наследие – это объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, рекреационную, эстетическую и научную ценность, куда входят и особо охраняемые природные территории [5].
Каждое образовательное учреждение разрабатывает свою стратегию ведения эколого‐просветительской работы, опираясь на эколого‐образовательный потенциал самого учреждения, так и на реальные возможности региона, в котором он расположен.
Под образовательным потенциалом природного наследия понимается совокупность природных, культурно‐исторических и социально‐экономических ресурсов для экологического образования и просвещения населения. Образовательный потенциал с педагогической точки зрения можно рассматривать в единстве обучающего, воспитательного и развивающего компонентов.
Основными задачами образовательного потенциала природного наследия в образовании являются: расширение знаний и представлений о природе родного края, об уникальной ценности природных территорий, вовлечение в практическую исследовательскую и природоохранную деятельность, которая нацелена на развитие бережного и ответственного отношения к живой природе, формирование опыта взаимодействия с природой, углубление и конкретизация экологических и природоохранных знаний в непосредственном контакте с природными объектами, пробуждение положительных эмоций и ценностного отношения личности к природе.
Сохранение наследия вырастает в проблему, когда речь заходит о наиболее ценных и уязвимых его составляющих, когда возникает угроза его исчезновения. В это время становится наиболее важной задача разработки стратегии сохранения и эффективного использования наследия.
Всемирное наследие необходимо сохранять и оберегать в течение неограниченно длительного времени, так как его объекты будут нужны людям всегда. Это предполагает их использование не только нынешними, но и будущими поколениями. Тем самым Всемирное наследие должно стать также делом обучения и воспитания как самого важного механизма передачи накопленного человеческого опыта [2].
Актуальность вопросов изучения природного наследия в современном образовании связана с высоким экологическим потенциалом данного понятия, реализуемым в познавательном, духовно‑нравственном и праксиологическом аспектах [3].
Дети, в отличие от взрослых, имеют недостаточно сложившуюся систему представлений и стереотипов поведения, максимально восприимчивы и в то же время обладают уникальной возможностью неформального социального и психологического воздействия на взрослых. Педагогический опыт показывает, что в семье и своем обычном социальном окружении дети делятся своими впечатлениями и новыми знаниями и таким образом «транслируют» их на окружающих сверстников и взрослых. Овладев новыми моделями поведения и деятельности в природной среде, они могут не только сами принимать активное участие в решении локальных экологических проблем, но и стать «носителями» и «пропагандистами» норм ответственного отношения к природе в своем социуме (семье, классе, селе и др.). Этот педагогический прием позволяет не только повысить эффективность эколого‐просветительской деятельности, но и налаживает «коммуникативную» связь между учеными‐экологами и местным населением – родителями, родственника ми, соседями, друзьями обучаемых школьников. Кроме того, образовательный потенциал эколого‐просветительской деятельности имеет свои специфические особенности по сравнению с другими образовательными субъектами, осуществляющими образовательную и эколого‐просветительскую деятельность.
Объекты природного наследия являются уникальными природными эталонами на фоне окружающей среды, измененной в процессе антропогенной деятельности. В каждом регионе заповедники и национальные парки отражают уникальность местной природы и культуры, многообразие природных и культурных особенностей России.
Образовательный потенциал заповедников позволяет реализовать принцип научности. Во многих регионах России они выступают в качестве носителя наиболее актуальной научной и объективной природоохранной информации, а мнение «заповедных» ученых является авторитетным в природоохранных кругах, так как основано на многолетних систематических полевых исследованиях. В отличие от системы общего образования изучение природных процессов и экологических проблем на базе заповедников происходит не «по книгам», а непосредственно в «полевых условиях» или на основе результатов «полевых исследований».
Однако непосредственное использование заповедников в качестве объекта для организации познавательной, исследовательской и природоохранной деятельности учащихся имеет некоторые ограничения, связанные с режимом охраны этих территорий. В этой связи в практике их эколого‐просветительской работы широко используется просветительская, исследовательская и природоохранная деятельность со школьниками на сопредельных территориях в тесном сотрудничестве с другими природоохранными организациями, а также с учреждениями образования и культуры. В рамках этого сотрудничества происходит внедрение в образовательный процесс актуальной природоохранной информации, накопленной специалистами в рамках научной, охранной и эколого‐ просветительской деятельности.
В связи с этим обучение нужно организовывать таким образом, чтобы этот процесс стал для школьника сферой личностного опыта, в нём не формировалась личность с заданными свойствами, а создавались бы условия для её полноценного проявления и развития его ключевых компетентностей. Это предполагает актуализацию и конструирование личностно-деятельностного потенциала самого учебного предмета.
Таким образом, использовать образовательный потенциал природного наследия можно через привлечение внимания к городским экологическим проблемам, пропаганду бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений – особо охраняемых природных территорий, посредством применения проектной и исследовательской деятельности учащихся; проведение акций и мероприятий, побуждающих к консолидации школьников вокруг проблем улучшения и сохранения окружающей среды; организация внеклассных мероприятий (экскурсии, походы и др.), обращающих внимание на экологические проблемы современности.