К вопросу о социализации детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности
Конференция: XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
К вопросу о социализации детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности
Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации детей дошкольного возраста в системе взаимодействия детского сада и семьи. Автор представляет использование нетрадиционных техник рисования как один из значимых способов организации совместной деятельности детей и родителей, влияющий на вхождение ребёнка в общество.
Ключевые слова: социализация, нетрадиционные техники рисования.
Современная система дошкольного образования направлена на взаимодействие детского сада и семьи с целью создания единого образовательного пространства, обеспечивающего личностное развитие дошкольников, их социализацию в современном социокультурном обществе.
Социализация является многомерным и многозначным понятием, которое можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле социализация – есть процесс вхождения человека в общество. В более широком смысле – социализация есть непрерывный процесс, который длится на протяжении всей жизни человека и охватывает все сферы его деятельности. Деятельность человека сопровождается межличностными отношениями с окружающими, предполагает социальное взаимодействие. В результате, происходит усвоение общечеловеческих ценностей и культуры общества.
Семья является первым и самым главным социальным институтом в жизни ребёнка, мать и отец – его первое социальное окружение. Взаимодействие с ними становится основополагающей ступенью в процессе вхождения ребёнка в социальный мир и выстраивания им межличностных отношений с обществом: со сверстниками, близкими людьми, со взрослыми.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада не только находится в едином смысловом поле с проблемой социализации, но и во многом определяет её содержание и направленность, эмоциональный фон.
В последние годы заметно возрос интерес педагогов к использованию художественно-творческой деятельности в развивающей и коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Как следствие, актуализируется необходимость использования нетрадиционных техник рисования, которые доступны не только для овладения педагогами, но и детьми. Нетрадиционные техники рисования соответствуют возрастным потребностям дошкольников: имеют сходство с экспериментированием и исследовательской деятельностью, легки и просты в использовании, нацелены на создание положительных эмоций ребёнка (радость, удивление, любопытство).
Нетрадиционное рисование также модно назвать как вид здоровьесберегающих технологий:
- рисование пальчиками, ладонями, как форма пальчиковой гимнастики, развивает моторику рук;
- рисование штампами из различных материалов (дерево, губка, поролон, картофель) предполагает сенсорное развитие;
- кляксография с трубочкой, рисование мыльными пузырями является формой дыхательной гимнастики.
В педагогической практике накоплен достаточно обширный опыт работы по использованию различных видов нетрадиционной изобразительной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Мы хотим обратить ваше внимание на использование нетрадиционных техник рисования как на вид творчества, который можно использовать в организации совместных занятий воспитанников и их родителей, как важный вид совместной деятельности детей и родителей, способствующий установлению между ними доверительных отношений, взаимодействия, общения. С нашей точки зрения, совместное рисование нетрадиционными техниками способствует социализации дошкольников. Совместная деятельность детей и родителей благотворно воздействует на развитие взаимодействий ребёнка с обществом.
Ценностью общения родителей и ребёнка в процессе творческой деятельности является возможность не только для обмена информацией, но и эмоциями. Таким образом, у ребёнка формируется социальный опыт регулирования своего поведения, принятия норм и правил культуры, повышается самооценка дошкольника.
Вид художественного творчества – рисование нетрадиционными техниками является несложным в исполнении и интересным даже для взрослых, создаёт условия для совместной деятельности и доверительной атмосферы внутри семьи, для социализации дошкольника в обществе.