Статья:

Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кульгарина Л.Р., Шалашова А.С. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Кульгарина Лилия Рамазановна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Шалашова Анна Сергеевна
студент Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак
Жданова Лилия Ульфатовна
научный руководитель, старший преподаватель, Стерлитамакского филиала «Башкирский государственный университет», РФ, г. Стерлитамак

 

Решение воспитательных задач осуществляется в рамках учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Система воспитания в педагогике рассматривается как ценностная, целенаправленная системообразующая деятельность участников воспитательного процесса в учебно-воспитательной среде, способствующая индивидуализации ребенка в социуме.

В теории и практике педагогики созданы разнообразные формы воспитательной работы, имеющих свою классификацию [5, с. 12]. Все они классифицируются по различным основаниям.

Согласно времени проведения все формы разделяются на: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки: экспромтные формы, то есть проводимые с обучающимися без предварительной подготовки; -формы, которые предусматривают предварительную работу, по подготовке обучающихся.

По видам деятельности: формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.

По способам влияния педагогов: непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации: организаторами детей выступают учителя, родители и другие взрослые; основой организации деятельности является сотрудничество; инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату: результат – информационный обмен; результат - выработка общих решений (мнений); результатом – общественно значимый продукт.

В зависимости от количества участников формы могут быть: индивидуальные (воспитатель-воспитуемый: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями); групповые (воспитатель-группа детей: творческие группы, органы самоуправления); массовые (воспитатель – несколько групп, классов: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.).

Эстетическое начало пронизывает всех сторон жизни обучающихся, играет большую роль в процессе их образования. Эстетическое воспитание и образование начинает играть основную роль в процессе перехода от педагогики обучения к педагогике развития. При этом урок продолжает сохранять свое ведущее значение.

Основные типы уроков, проводимые в общеобразовательной школе, и характеризующиеся методическими особенностями, являются следующие: уроки смешанные, или комбинированные; уроки изложения нового материала; уроки закрепления изученного материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Значительное место в начальной школе занимают нетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями учащихся младших классов, игровой основой этих уроков, оригинальностью их проведения.

Нетрадиционный урок характеризуется нестандартностью подхода к отбору содержания учебного материала; сочетанием разных методов обучения; внешним оформлением. Существуют различные подходы к классификации образовательных форм: традиционное, дистанционное, развивающее [4, с. 193].

Анализ классификаций форм обучения, типов уроков, представленных И.П. Подласым, Г.Б. Васильевой и другими педагогами выглядит следующим образом. Классно-урочная система включает в себя:

1.  Основные формы: урок и его виды: вводный урок; тренировочный урок; контрольный урок; урок закрепление; урок самостоятельная работа; урок ТСО; практическая работа; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок.

2.  Традиционные формы: домашняя работа, внеурочная работа, экскурсии, факультативы, общественно-полезный труд [2, с.24].

3.  Нетрадиционные уроки могут проводиться в следующих формах: соревнования и игры (урок-конкурс; урок-соревнование, урок-викторина, урок-турнир, урок-игра, урок «Умники и умницы», урок-кроссворд и др.); публичное общение (урок-телемост, урок-конференция, урок-аукцион, урок-интервью урок-дискуссия, урок-диспут и др.); урок, опирающийся на фантазию и творчество (урок-фантазирование; урок-мюзикл; урок-сюрприз, урок-сказка, урок-творчество; урок-спектакль, урок-концерт, урок-выставка, урок-защита творческих работ и др.); комбинированный урок с другой организацией (урок-практикум, урок-консультация и др.); урок, основный на имитационную деятельность (урок-экскурсия, урок-путешествие, литературная прогулка, музыкальная гостиная, урок-репортаж и др.); перенесенной из внеклассной работы в урок (урок-КВН, урок «Поле чудес», «Звездный час» и др.); интегрированный урок (бинарный урок и др.); исследования (урок-исследование, урок-проект и др.) [7, с. 382].

4.  Арттерапевтические формы также относятся к нетрадиционным формам урока и включают в себя танцевальные минутки, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, звукотерапию, песни-кричалки и д.р. [6, с. 84].

Признаки нетрадиционного урока:

·     появляются новые элементы, изменение внешней рамки, место проведения;

·     использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности сочетанием индивидуальной работой;

·     привлечение для организации урока людей разных профессий;

·     достижение эмоционального подъема учащихся путем оформления кабинета, использования новых информационных технологий;

·     выполнение творческих заданий;

·     проведение обязательного самоанализа вовремя подготовке к уроку, на уроке и после его проведения;

·     создание временной инициативной группы из учащихся для подготовки урока;

·     максимальная активизация обучающихся на уроке;

·     основой эмоциональный тон урока не развлекательность, а занимательность и увлеченность.

Нетрадиционные формы урока используются, как правило, после изучения нового материала, в качестве выполнения функции контроля обучения. Такие уроки проводятся в необычной, нетрадиционной обстановке. Такая смена привычной обстановки, которая имеет игровую и увлекательную форму занятий, имеет следующие положительные стороны: снижается фактор стресса проверки уровня знаний; создается праздничная атмосфера при подведении итогов урока; снимается психический барьер, который может возникнуть на традиционном уроке в вследствие боязни совершить ошибку; позволяет учащимся, у которых повышенная тревожность, в более полной мере показать свои возможности; повышается мотивационно-познавательный уровень учащихся.

Кроме вышеперечисленных преимуществ нетрадиционные типы урока также максимально способствуют решению вопросов эстетического воспитания. Нетрадиционные формы урока проводятся при непременном участии всех учащихся класса, а также реализуется с использованием средств слуховой и зрительной наглядности.

Проведение нестандартного урока требует учитывать следующее:

·     нестандартные уроки надо проводить как итоговый урок, так например, как обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся;

·     нельзя часто проводить уроки в подобной форме, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и образовательному процессу;

·     нетрадиционный урок требует тщательную подготовку и разработку цели и задач обучения, воспитания;

·     при выборе нетрадиционных форм урока учителю необходимо учитывать особенности собственного характера и темперамента, уровень подготовленности и специфических особенностей класса и индивидуальных особенностей учащихся;

·     в использовании нестандартного урока важно поддерживать детских интересов, развивать их интеллектуальных умений и художественно-творческие способности, желание выразить и творчески проявить себя.

Осуществление эстетического воспитания учащихся младших классов возможно также посредством посещения элективных курсов. Содержание элективных курсов может касаться любой тематики, в том числе – художественно-эстетической, находящейся в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.

Интегрированный элективный курс может охватывать различные предметы: литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, иметь для каждого из них цели, не нарушать принципов диалектики, сохранять специфику различных видов искусства, учитывать возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, фокусируется в основном на познании учащимися действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.

Переходя к классификации внеурочных форм воспитательной деятельности, нужно отметить, что существуют названий данных форм. Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.

Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной деятельности следующим образом: мероприятия, дела, игры [8, с. 64].

Рекомендации Е.В. Титовой рассматривать в качестве особой формы воспитательной деятельности игру основанна, поскольку целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемые ситуации, роли, правила.

Опираясь на работы С.П. Афанасьева, можно назвать в качестве «семейств форм воспитательной деятельности» познавательно-интеллектуальных игр-представлений и творческих конкурсов-представлений, спортивных соревнований-представлений» [1, с. 87]. В то же время известные всем малые формы работы, например «Концерт-ромашка», «Концерт-молния» и т.п. автор относит к типу «созидание-гуляние». Данный тип воспитательной формы автор разделяет на три класса: развлечение-демонстрация (ярмарки, представления в кругу, танцевальные программы); совместное созидание (трудовые акции, подготовка к представлениям, подготовка выставок); развлечение-коммуникация (продуктивные игры, ситуационно-ролевые игры, вечера общения).

Одной из форм воспитательной деятельности, по М.В. Кларину, выступает «дискуссия», разновидностями которой являются: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «собрание коллектива» [3, с. 121].

В настоящее время все большим успехом среди учащихся младших классов пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки, являющейся частью культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.

К внеурочным формам эстетического воспитания обучающихся также можно отнести: концерт; лекция-концерт; музыкальный салон; художественный салон; музыкально-поэтический вечер; литературная композиция; музыкальный вернисаж; театрализованный концерт; музыкальный фестиваль; тренинг; конкурс; экскурсия; музыкальная гостиная и т.п.

Итак, исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы. Нетрадиционность форм занятий, мероприятий дают возможность приближать обучение детей к жизни, к реальности. Так же нетрадиционные формы помогают в решении проблемы дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышении эффективности эстетического воспитания обучающихся. Младшие школьники охотно включаются в такую занятость, поскольку возникает необходимость проявления не только своих знаний, но и смекалку, интуицию, творчество.

 

Список литературы:
1. Афанасьев С.П. Методика проведения творческих конкурсов // Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова. – 1995. № 2. – С. 67–71.
2. Васильева Г.Б. Анализ методической работы средней общеобразовательной школы // Завуч. – 1998. № 4. – С.24.
3. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994. – 222 с.
4. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): уч. пособ. – Ростов н/Д.: МарТ, 2010. – 366 с.
5. Куприянов Б.В. Воспитательная работа в школе: организация и методика. – М.: Сентябрь, 2009. – 160 с.
6. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 574 с.
8. Титова Е.В. Если знать, как действовать. – М.: Просвещение, 1993. – 191 с.