Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Секция: Педагогика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Характеристика традиционных и нетрадиционных форм организации эстетического воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Решение воспитательных задач осуществляется в рамках учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Система воспитания в педагогике рассматривается как ценностная, целенаправленная системообразующая деятельность участников воспитательного процесса в учебно-воспитательной среде, способствующая индивидуализации ребенка в социуме.
В теории и практике педагогики созданы разнообразные формы воспитательной работы, имеющих свою классификацию [5, с. 12]. Все они классифицируются по различным основаниям.
Согласно времени проведения все формы разделяются на: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки: экспромтные формы, то есть проводимые с обучающимися без предварительной подготовки; -формы, которые предусматривают предварительную работу, по подготовке обучающихся.
По видам деятельности: формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности.
По способам влияния педагогов: непосредственные и опосредованные.
По субъекту организации: организаторами детей выступают учителя, родители и другие взрослые; основой организации деятельности является сотрудничество; инициатива и ее реализация принадлежит детям.
По результату: результат – информационный обмен; результат - выработка общих решений (мнений); результатом – общественно значимый продукт.
В зависимости от количества участников формы могут быть: индивидуальные (воспитатель-воспитуемый: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями); групповые (воспитатель-группа детей: творческие группы, органы самоуправления); массовые (воспитатель – несколько групп, классов: конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др.).
Эстетическое начало пронизывает всех сторон жизни обучающихся, играет большую роль в процессе их образования. Эстетическое воспитание и образование начинает играть основную роль в процессе перехода от педагогики обучения к педагогике развития. При этом урок продолжает сохранять свое ведущее значение.
Основные типы уроков, проводимые в общеобразовательной школе, и характеризующиеся методическими особенностями, являются следующие: уроки смешанные, или комбинированные; уроки изложения нового материала; уроки закрепления изученного материала; уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Значительное место в начальной школе занимают нетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями учащихся младших классов, игровой основой этих уроков, оригинальностью их проведения.
Нетрадиционный урок характеризуется нестандартностью подхода к отбору содержания учебного материала; сочетанием разных методов обучения; внешним оформлением. Существуют различные подходы к классификации образовательных форм: традиционное, дистанционное, развивающее [4, с. 193].
Анализ классификаций форм обучения, типов уроков, представленных И.П. Подласым, Г.Б. Васильевой и другими педагогами выглядит следующим образом. Классно-урочная система включает в себя:
1. Основные формы: урок и его виды: вводный урок; тренировочный урок; контрольный урок; урок закрепление; урок самостоятельная работа; урок ТСО; практическая работа; комбинированный урок; повторительно-обобщающий урок.
2. Традиционные формы: домашняя работа, внеурочная работа, экскурсии, факультативы, общественно-полезный труд [2, с.24].
3. Нетрадиционные уроки могут проводиться в следующих формах: соревнования и игры (урок-конкурс; урок-соревнование, урок-викторина, урок-турнир, урок-игра, урок «Умники и умницы», урок-кроссворд и др.); публичное общение (урок-телемост, урок-конференция, урок-аукцион, урок-интервью урок-дискуссия, урок-диспут и др.); урок, опирающийся на фантазию и творчество (урок-фантазирование; урок-мюзикл; урок-сюрприз, урок-сказка, урок-творчество; урок-спектакль, урок-концерт, урок-выставка, урок-защита творческих работ и др.); комбинированный урок с другой организацией (урок-практикум, урок-консультация и др.); урок, основный на имитационную деятельность (урок-экскурсия, урок-путешествие, литературная прогулка, музыкальная гостиная, урок-репортаж и др.); перенесенной из внеклассной работы в урок (урок-КВН, урок «Поле чудес», «Звездный час» и др.); интегрированный урок (бинарный урок и др.); исследования (урок-исследование, урок-проект и др.) [7, с. 382].
4. Арттерапевтические формы также относятся к нетрадиционным формам урока и включают в себя танцевальные минутки, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, звукотерапию, песни-кричалки и д.р. [6, с. 84].
Признаки нетрадиционного урока:
· появляются новые элементы, изменение внешней рамки, место проведения;
· использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности сочетанием индивидуальной работой;
· привлечение для организации урока людей разных профессий;
· достижение эмоционального подъема учащихся путем оформления кабинета, использования новых информационных технологий;
· выполнение творческих заданий;
· проведение обязательного самоанализа вовремя подготовке к уроку, на уроке и после его проведения;
· создание временной инициативной группы из учащихся для подготовки урока;
· максимальная активизация обучающихся на уроке;
· основой эмоциональный тон урока не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
Нетрадиционные формы урока используются, как правило, после изучения нового материала, в качестве выполнения функции контроля обучения. Такие уроки проводятся в необычной, нетрадиционной обстановке. Такая смена привычной обстановки, которая имеет игровую и увлекательную форму занятий, имеет следующие положительные стороны: снижается фактор стресса проверки уровня знаний; создается праздничная атмосфера при подведении итогов урока; снимается психический барьер, который может возникнуть на традиционном уроке в вследствие боязни совершить ошибку; позволяет учащимся, у которых повышенная тревожность, в более полной мере показать свои возможности; повышается мотивационно-познавательный уровень учащихся.
Кроме вышеперечисленных преимуществ нетрадиционные типы урока также максимально способствуют решению вопросов эстетического воспитания. Нетрадиционные формы урока проводятся при непременном участии всех учащихся класса, а также реализуется с использованием средств слуховой и зрительной наглядности.
Проведение нестандартного урока требует учитывать следующее:
· нестандартные уроки надо проводить как итоговый урок, так например, как обобщение и закрепление знаний, умений и навыков учащихся;
· нельзя часто проводить уроки в подобной форме, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и образовательному процессу;
· нетрадиционный урок требует тщательную подготовку и разработку цели и задач обучения, воспитания;
· при выборе нетрадиционных форм урока учителю необходимо учитывать особенности собственного характера и темперамента, уровень подготовленности и специфических особенностей класса и индивидуальных особенностей учащихся;
· в использовании нестандартного урока важно поддерживать детских интересов, развивать их интеллектуальных умений и художественно-творческие способности, желание выразить и творчески проявить себя.
Осуществление эстетического воспитания учащихся младших классов возможно также посредством посещения элективных курсов. Содержание элективных курсов может касаться любой тематики, в том числе – художественно-эстетической, находящейся в пределах общеобразовательной программы, так и вне ее.
Интегрированный элективный курс может охватывать различные предметы: литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, иметь для каждого из них цели, не нарушать принципов диалектики, сохранять специфику различных видов искусства, учитывать возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, фокусируется в основном на познании учащимися действительности, на полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Переходя к классификации внеурочных форм воспитательной деятельности, нужно отметить, что существуют названий данных форм. Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.
Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной деятельности следующим образом: мероприятия, дела, игры [8, с. 64].
Рекомендации Е.В. Титовой рассматривать в качестве особой формы воспитательной деятельности игру основанна, поскольку целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемые ситуации, роли, правила.
Опираясь на работы С.П. Афанасьева, можно назвать в качестве «семейств форм воспитательной деятельности» познавательно-интеллектуальных игр-представлений и творческих конкурсов-представлений, спортивных соревнований-представлений» [1, с. 87]. В то же время известные всем малые формы работы, например «Концерт-ромашка», «Концерт-молния» и т.п. автор относит к типу «созидание-гуляние». Данный тип воспитательной формы автор разделяет на три класса: развлечение-демонстрация (ярмарки, представления в кругу, танцевальные программы); совместное созидание (трудовые акции, подготовка к представлениям, подготовка выставок); развлечение-коммуникация (продуктивные игры, ситуационно-ролевые игры, вечера общения).
Одной из форм воспитательной деятельности, по М.В. Кларину, выступает «дискуссия», разновидностями которой являются: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «собрание коллектива» [3, с. 121].
В настоящее время все большим успехом среди учащихся младших классов пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки, являющейся частью культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.
К внеурочным формам эстетического воспитания обучающихся также можно отнести: концерт; лекция-концерт; музыкальный салон; художественный салон; музыкально-поэтический вечер; литературная композиция; музыкальный вернисаж; театрализованный концерт; музыкальный фестиваль; тренинг; конкурс; экскурсия; музыкальная гостиная и т.п.
Итак, исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы. Нетрадиционность форм занятий, мероприятий дают возможность приближать обучение детей к жизни, к реальности. Так же нетрадиционные формы помогают в решении проблемы дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, повышении эффективности эстетического воспитания обучающихся. Младшие школьники охотно включаются в такую занятость, поскольку возникает необходимость проявления не только своих знаний, но и смекалку, интуицию, творчество.