Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Нестерова Ю.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Нестерова Юлия Сергеевна
студент, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Казань
Хисматуллина Люция Гумеровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, РФ, г. Казань

 

Лексический запас является основой нашей речи, ее смысловой составляющей. Понимание и использование слов и выражений является важным фактором в развитии языковых навыков. Поэтому, изучение лексики не является самоцелью, а скорее является инструментом для развития всех аспектов языковой деятельности [2, с. 232].

Процесс усвоения лексического материала является весьма сложным: «в него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение …, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.» [4].

Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к применению новейших информационных технологий в общеобразовательной школе. Вместе с новыми техническими средствами появляются новые подходы и методы преподавания, преобразуя процесс обучения.

Настоящая статья нацелена на анализ использования различных инструментов и стратегий ИКТ в обучении лексике английского языка.

Обучение английской лексике играет решающую роль в развитии языковых навыков и коммуникативных умений учащихся. В современный цифровой век информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают инновационные и динамичные подходы для улучшения преподавания лексики в общеобразовательной школе.

Азимов Э.Г. выделяет следующие средства и подходы ИКТ для преподавания лексики:

1 Мультимедийные материалы и интерактивные презентации;

2 Онлайн-словари и словарные приложения;

3 Геймификация и цифровые игры;

4 Виртуальная реальность и дополненная реальность;

5 Инструменты совместной работы в режиме онлайн и социальные сети [1, с. 47].

На наш взгляд, данные средства и подходы ИКТ служат мощным мотивационным инструментом в обучении лексике на уроках английского языка. Применяя ИКТ на уроках обучения лексике, педагоги могут создать увлекательную и интерактивную учебную среду, которая привлечет внимание учащихся и будет способствовать их энтузиазму в изучении новых слов. Кроме того, они позволяют проводить контекстуальное обучение, способствующее более глубокому пониманию и применению лексики. Я. Нагорный отмечает, что именно тематическая группировка является одним из важных условий интенсификации работы над лексикой [3].

С помощью таких онлайн ресурсов, как 6 Minute English, BBC Learning English и British Council, учащиеся могут получить доступ к широкому спектру аутентичных материалов, таких как статьи, блоги и мультимедийные материалы, которые знакомят их с лексикой в значимых контекстах. Также ИКТ способствуют персонализированному и дифференцированному обучению лексике, удовлетворяя различные потребности, интересы и стили обучения учащихся. Адаптивные обучающие платформы и интеллектуальные системы репетиторства, такие как Loud Cloud и чат-бот Ani, используют алгоритмы для анализа прогресса отдельных учащихся и предоставляют индивидуальные упражнения и материалы по лексике с учетом их сильных и слабых сторон.

Тем не менее, по мнению М. Кокс, К. Кокс и С. Престон ИКТ имеют ряд недостатков: трудности в использовании программного/аппаратного обеспечения,

  • необходимость в дополнительной технической поддержке,
  • недостаточное количество времени для использования ИКТ,
  • слишком дорого для регулярного использования,
  • недостаточный доступ к ресурсам,
  • ограничение содержания уроков,
  • недостаточное количество технических средств [5].

Внедрение средств и подходов ИКТ для преподавания лексики требует тщательного планирования и исполнения, чтобы обеспечить эффективность и максимальную пользу как для преподавателей, так и для учащихся. Следует выделить следующие рекомендации для успешного внедрения:

  1. Адекватная подготовка учителей и возможность их профессионального развития для повышения навыков использования ИКТ и педагогических знаний.
  2. Определение четких целей обучения, соответствующих учебному плану и желаемым результатам изучения лексики.
  3. Доступ к устройствам (например, компьютерам, планшетам, смартфонам), надежное подключение к Интернету и соответствующее программное обеспечение или приложения.
  4. Грамотное включение средств и подходов ИКТ в общий процесс обучения лексике.
  5. Оценка и обратная связь: средства ИКТ могут облегчить сбор и анализ данных о развитии словарного запаса учащихся, позволяя учителям выявлять сильные и слабые стороны.

Следуя этим рекомендациям, педагоги смогут эффективно применять средства ИКТ и подходы к преподаванию лексики, создавая увлекательный и обогащающий учебный опыт, способствующий усвоению, запоминанию и применению лексики учащимися средней школы.

Таким образом, использование новых информационных технологий для обучения иностранным языкам, в частности при изучении лексики, является довольно эффективным методом. Он позволяет существенно повысить уровень знаний и умений благодаря индивидуальному подходу к каждому ученику, учитывая их темп и уровень подготовки.

 

Список литературы:
1. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в обучении РКИ: состояние и перспективы //Русский язык за рубежом. – 2011. – №. 6. – С. 45-55.
2. Берман М.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. Просвещение, 1970. 
3. Нагорний Я.В. Формирование лексических навыков иноязычного профессионально ориентированного говорения студентов в условиях педагогического ВУЗа [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/peddysk/2009_6/nagorny.p (дата обращения 19.05.2023)
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн – Издательство: Питер, 2002. – 720 с. http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn=osnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 19.05.2023). 
5. Cox M. J., Cox K., Preston C. What factors support or prevent teachers from using ICT in their classrooms?. – 2000.