ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лексический запас является основой нашей речи, ее смысловой составляющей. Понимание и использование слов и выражений является важным фактором в развитии языковых навыков. Поэтому, изучение лексики не является самоцелью, а скорее является инструментом для развития всех аспектов языковой деятельности [2, с. 232].
Процесс усвоения лексического материала является весьма сложным: «в него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение …, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя, и т.д.» [4].
Актуальность исследования обусловлена ростом интереса к применению новейших информационных технологий в общеобразовательной школе. Вместе с новыми техническими средствами появляются новые подходы и методы преподавания, преобразуя процесс обучения.
Настоящая статья нацелена на анализ использования различных инструментов и стратегий ИКТ в обучении лексике английского языка.
Обучение английской лексике играет решающую роль в развитии языковых навыков и коммуникативных умений учащихся. В современный цифровой век информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают инновационные и динамичные подходы для улучшения преподавания лексики в общеобразовательной школе.
Азимов Э.Г. выделяет следующие средства и подходы ИКТ для преподавания лексики:
1 Мультимедийные материалы и интерактивные презентации;
2 Онлайн-словари и словарные приложения;
3 Геймификация и цифровые игры;
4 Виртуальная реальность и дополненная реальность;
5 Инструменты совместной работы в режиме онлайн и социальные сети [1, с. 47].
На наш взгляд, данные средства и подходы ИКТ служат мощным мотивационным инструментом в обучении лексике на уроках английского языка. Применяя ИКТ на уроках обучения лексике, педагоги могут создать увлекательную и интерактивную учебную среду, которая привлечет внимание учащихся и будет способствовать их энтузиазму в изучении новых слов. Кроме того, они позволяют проводить контекстуальное обучение, способствующее более глубокому пониманию и применению лексики. Я. Нагорный отмечает, что именно тематическая группировка является одним из важных условий интенсификации работы над лексикой [3].
С помощью таких онлайн ресурсов, как 6 Minute English, BBC Learning English и British Council, учащиеся могут получить доступ к широкому спектру аутентичных материалов, таких как статьи, блоги и мультимедийные материалы, которые знакомят их с лексикой в значимых контекстах. Также ИКТ способствуют персонализированному и дифференцированному обучению лексике, удовлетворяя различные потребности, интересы и стили обучения учащихся. Адаптивные обучающие платформы и интеллектуальные системы репетиторства, такие как Loud Cloud и чат-бот Ani, используют алгоритмы для анализа прогресса отдельных учащихся и предоставляют индивидуальные упражнения и материалы по лексике с учетом их сильных и слабых сторон.
Тем не менее, по мнению М. Кокс, К. Кокс и С. Престон ИКТ имеют ряд недостатков: трудности в использовании программного/аппаратного обеспечения,
- необходимость в дополнительной технической поддержке,
- недостаточное количество времени для использования ИКТ,
- слишком дорого для регулярного использования,
- недостаточный доступ к ресурсам,
- ограничение содержания уроков,
- недостаточное количество технических средств [5].
Внедрение средств и подходов ИКТ для преподавания лексики требует тщательного планирования и исполнения, чтобы обеспечить эффективность и максимальную пользу как для преподавателей, так и для учащихся. Следует выделить следующие рекомендации для успешного внедрения:
- Адекватная подготовка учителей и возможность их профессионального развития для повышения навыков использования ИКТ и педагогических знаний.
- Определение четких целей обучения, соответствующих учебному плану и желаемым результатам изучения лексики.
- Доступ к устройствам (например, компьютерам, планшетам, смартфонам), надежное подключение к Интернету и соответствующее программное обеспечение или приложения.
- Грамотное включение средств и подходов ИКТ в общий процесс обучения лексике.
- Оценка и обратная связь: средства ИКТ могут облегчить сбор и анализ данных о развитии словарного запаса учащихся, позволяя учителям выявлять сильные и слабые стороны.
Следуя этим рекомендациям, педагоги смогут эффективно применять средства ИКТ и подходы к преподаванию лексики, создавая увлекательный и обогащающий учебный опыт, способствующий усвоению, запоминанию и применению лексики учащимися средней школы.
Таким образом, использование новых информационных технологий для обучения иностранным языкам, в частности при изучении лексики, является довольно эффективным методом. Он позволяет существенно повысить уровень знаний и умений благодаря индивидуальному подходу к каждому ученику, учитывая их темп и уровень подготовки.