ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Конференция: XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Во все времена, проблема воспитания ребенка являлась важной и значимой. Первоначально воспитание сводилось к передаче накопленных знаний и опыта, которые были необходимы для выживания человека и выработки у него жизненного важных навыков. Однако, в процессе эволюции человеческого общества его цели, задачи и средства претерпели коренные изменения, перенесли ряд преобразований.
В настоящее время всё больше учёных, педагогов, психологов признают: все плохое и хорошее у ребенка формируется в детстве, все это он перенимает от родителей. Нельзя недооценивать влияние окружающей среды и людей на еще не сформировавшуюся личность, и особенно велико воздействие самых близких, которые составляют непосредственный круг общения. В младшем школьном возрасте участие семьи в воспитании ребенка формирует фундамент для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания [4].
Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первостепенной задачей для родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Различного рода отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психически важных качеств личности. У детей, воспитываемых в таких условиях, могут возникать различные проблемы: повышенная тревожность, низкая успеваемость в школе, трудности в общении и многое другое.
Семья как определенная социальная общность во все времена была одной из ведущих тем для размышления и изучения философами, историками, социологами, учителями и психологами. «Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, социальную, психотерапевтическую» [6].
Семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное влияние на личность ребёнка заключается в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. При этом никакое другое социальное учреждение не может нанести столько вреда воспитанию детей, как семья.
В то же время, всякое воздействие отрицательного фактора в воспитании ребенка может привести к кризису в данной семье, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения [3].
Содержание семейного воспитания охватывает все области. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, которое изменяется в зависимости от возраста. Семейное воспитание имеет свои методы, а точнее приоритетное использование некоторых из них. Такие методы как личный пример, обсуждение, доверие, проявление любви, сочувствия, поручение, похвала. Подбор методов осуществляется сугубо индивидуально, с учётом конкретных ситуативных условий [5].
Выбор методов воспитания – это полностью прерогатива родителей. Чем тщательнее подобраны методы, тем больших результатов добьется ребенок. Именно родители являются первыми воспитателями. Они имеют огромное влияние на детей. Еще Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.
Правильно подобранные методы воспитания и воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют позицию ребенка в семье как полноправного члена [1].
Исходя из выбранных родителями методов воспитания, в настоящее время выделяют несколько базовых стилей семейного воспитания, классификация которых определяется по уровню эмоционального принятия своего ребенка родителями и степени их контроля над ним. Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, либеральный и демократический.
Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается не высокий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования, которые отличаются своей ригидностью. Как правило, при таком стиле воспитания, у ребенка формируется зависимость, нерешительность, неспособность к лидерству, безынициативность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности.
Либеральные родители целенаправленно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов и требований. Но при этом адекватная помощь и поддержка родителей мало выражена. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не сообщается. У ребенка формируется инфантильность, высокий уровень тревожности, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо уклонение от ответственности, либо импульсивность.
Позиция родителей, которые придерживаются демократического стиля воспитания, строится на доверии и уважении ребенка его мнения. Родители прислушиваются к ребенку, стремятся развивать у них самостоятельность суждений и умение высказывать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения. В младшем школьном возрасте эти решения незначительные, могут быть связаны с выбором одежды или места для прогулки. Однако, это лишь этап становления личности ребенка, но котором он учится. В последующие годы, ребенку будет намного легче высказываться и самостоятельно принимать уже более сложные решения.
Как результат демократического стиля воспитания, дети имеют гораздо более гармонично развитые отношения с родителями, прислушиваются к их мнению и уважают из решения. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители [2].
Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот несогласованность супружеских отношений. Установлена закономерность, согласно которой дети, которые воспитываются в конфликтных семьях, оказываются плохо подготовленными к семейной жизни и браку.
Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда дети из благополучных семей, с хорошими материальными условиями становятся «трудными» и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут благополучные дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи [5].
Таким образом, можно сказать, что стили семейного воспитания и взаимоотношения между родителями прямо пропорционально влияют на развитие ребенка. Дети, которые растут в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем со здоровьем, трудностей в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений приводит к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он рождается, живет, развивается и учится. Имея статус члена семьи, дети вступают в определённые отношения с родителями, которые оказывают на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт или добрым, открытым и общительным, или тревожным, грубым и скрытным.