Статья:

Метод кейс-технологий и его применение в организации учебного процесса

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Имаева Д.В. Метод кейс-технологий и его применение в организации учебного процесса // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(41).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Метод кейс-технологий и его применение в организации учебного процесса

Имаева Дарья Витальевна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Бенин Владислав Львович
научный руководитель, д-р. пед. наук, профессор, заведующий кафедры КиСЭД , Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В статье рассматривается кейс-технология как явление современной педагогики, описывается её структура, этапы работы с кейсом. Раскрывается задачи учителя и учащихся во время работы с кейсами. Также описаны возможности использования кейс-технологий в учебном процессе, описаны достоинства и недостатки данного метода обучения.

 

Ключевые слова: кейс-технология, кейс, технология обучения, информационные технологии, сase-study.

 

Современные компьютерные и информационные технологии с каждым годом проникают всё глубже и глубже во все сферы нашей жизни: в экономику, в науку, в образование, расширяется доступ к международным информационным системам, в том числе и к Интернету. Одной из таких технологий является кейс-технология. Применение этой технологии позволит увеличить эффективность урока.

Метод анализа конкретных ситуаций, то есть метод кейс-технологий, появился в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название метода произошло от латинского термина «казус» —запутанный или необычный случай [1, с. 104]. Суть метода — изучение студентами ситуаций, имевших место в прошлом из деловой практики. Слушателям предоставляется описание одной конкретной ситуации, которая была взята из реального опыта или специально разработана как реальная. Студентам необходимо ознакомиться с проблемой и обдумать способы её решения. Далее в классе в небольших группах ученики обсуждают возможные пути разрешения проблемы. Стабильная работа с кейсами позволит в будущем им при столкновении со схожими ситуациями не растеряться и быстро найти решение.

Каждый кейс построен по определённой структуре:

  1. Введение кейса, а именно название и автор, название организации, имена и должности главных персонажей, которые в дальнейшем будут фигурировать на страницах кейса.
  2. Несколько абзацев, посвящённых проблеме, то есть краткое её описание с точки зрения различных персонажей ситуации.
  3. Материалы, необходимые для решения проблемы, поданные в виде вопросов и ответов либо же разбитые на темы и под темы. Цель этого абзаца — дать как можно больше информации для поиска решения.
  4. Сценарии решения кейса: характеристики каждой роли в заданной ситуации; возможные альтернативы в решении изучаемой проблемы; постановка задач как для всей группы, так и для ее отдельных участников.
  5. Методические рекомендации для учителя, а именно примерные вопросы кейса, целевая группа кейса, анализ проблемной ситуации и её обоснование.

Кейс-технология – это общее название технологии обучения, которая состоит из метода анализа. Кейс-технологии включают в себя метод анализа ситуации, ситуационные вопросы и упражнения; анализ конкретных ситуаций (case-stady); ситуационную роль; стиль игры; метод анализа рабочей корреспонденции; метод игрового проектирования и обсуждения [2, с 55]. Каждый случай — набор различных учебно-методических материалов, разработанных специально для этой ситуации, которые способствуют развитию у учащихся навыков самостоятельного поиска решения данной задачи.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории, МХК по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников [2, с. 47].

Кейс-технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.

Учащимся предоставляются готовые учебно-методические разработки, кейсы. Работу с кейсом можно условно поделить на несколько этапов.

Поэтапная работа с кейсом:

  1. Первым делом учителю необходимо ввести учащихся в кейс, разъяснить непонятные моменты и выделить основные вопросы.
  2. Анализ ситуации в малых и больших группах с ограничением во времени. Задача учеников — выявить проблему, найти несколько решений, оценить их и выбрать наиболее оптимальное, приготовить презентацию.
  3. Презентация решений кейса.
  4. Общая дискуссия.
  5. Подведение итогов, выступление учителя.

У данной технологии, безусловно, имеется несколько достоинств. Во-первых, учащиеся развивают навык поиска информации и развития знаний, а не потребление готовой информации. Во время изучения более сложных вопросов, исчезает эмоциональная «сухость» процесса, поскольку представленные задачи имеют прямую корреляцию с реальной жизнью, т. е. учащиеся овладевают опытом разрешения реальных проблем, полученную теоретическую информацию они смогут в дальнейшем применить вне стен учебных заведений.

Ещё одним достоинством кейс-технологий является возможность учащихся работать со множеством информации и составлять, сравнивать различные решения задач. Учащимся в жизни так же необходимо уметь выражать свои мысли, правильно ставить вопросы, логически мыслить, делать личные выводы, обосновывать ответы, отстаивать свое мнение. А использование данной технологии способствует развитию креативности как учащихся, так и учителей.

Хорошо смоделированный случай в кейс-технологии должен надежно описать практическую сторону предмета обучения, четко соответствовать поставленной цели, иметь соответствующий уровень сложности, развивать аналитическое мышление учащихся, уметь уловить дискуссию, иметь несколько решений. Поэтому на одном предмете в разных семестрах или четвертях целесообразно использовать разные шкалы, никак не взаимосвязанные друг с другом. То есть практичнее будет поделить один предмет на несколько блоков.

Как уже говорилось выше, кейс-технологии имеют свои преимущества. Ещё один их плюс — это сочетание теории и практики, что важно в образовательном процессе. Использование данных технологий развивает навык работы с разными источниками информации. Процесс решения представленной задачи в кейсе есть творческий процесс познания, который носит коллективный характер познавательной деятельности.

Во многих зарубежных странах кейс-метод используется не только как единичный метод, но и как метод получения новых знаний. Данный метод активизирует учащихся и позволяет им практически работать «наедине» с реальной ситуацией, параллельно у них развиваются аналитические и коммуникативные способности.

Кейс-технологии дают возможность организовывать проверку объекта, работать с входными и выходными документами, понимать, создавать, сохранять, анализировать и обрабатывать их, а также работать с неструктурированной информацией – искать, проверять, формализовать и хранить её. Таким образом, учащиеся развивают навыки, которые нужны для осуществления действий и процедур в области информационных технологий, с которыми они сталкиваются в своей практической деятельности. Учащиеся обретают способность воспринимать на более высшем уровне реальные ситуации и важные моменты при изучении объектов.

Но необходимо помнить, что в информационном мире проблемные ситуации подвержены постоянным и быстрым изменениям, соответственно, и кейсы необходимо регулярно обновлять.

Деятельность учителя в разработке и проведении уроков с применением кейс-технологий невероятно ответственна. Технологическая работа учителя при использовании кейс-метода включает два этапа [3, с. 39]:

Первый этап есть сложная комплексная работа по поиску готового кейса или создаю нового и вопросов для его анализа. Здесь учитель выполняет исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность. Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы. Кейсы могут включать в себя символы, диаграммы, фотографии, рисунки, аудиозаписи, карикатуры, видео и т. д.

Источником для сбора информации для создания кейса служит художественная и публицистическая литература, оперативная информация из СМИ, реальные события жизни, источники в Интернете, научные статьи, монографии, отчёты, статистические данные.

Второй этап — деятельность учителя, заключающаяся в выступлении перед учащимися со вступительным и заключительным словом, организации малых групп и начало дискуссии, поддержка деловой атмосферы в аудитории, оценка вклада учащихся в анализ ситуации.

Телекоммуникационные средства позволяют снабдить урок необходимыми учебными материалами. За счёт того, что решение кейсов по своей сути схоже с игрой, мотивация учащихся к познавательной деятельности возрастает. Таким образом, например, на уроках мировой художественной культуры кейс-метод позволяет решать вопросы развития интереса учащихся к объектам искусства, усиливает мотивацию к изучению предмета МХК, методам организации и представления информации.

Кейс-метод также имеет и свои недостатки. При использовании новых педагогических технологий необходимо учитывать цель, задачи, характер материала, возможности выполнения каждого упражнения.

Первым из недостатков данной технологии является сложность создания кейсов. На создание одного кейса уходит много времени, чтобы отобрать теоретическую и практическую часть. В существующих «кейсах», используемых в школах, много некачественных, которые не учитывают свойства предмета и возможности учащихся, имеют реальные доказательные и методические ошибки. На традиционных уроках есть возможность закрепить тот или иной материал, облегчить его, решить другим способом. При создании «кейсов» невозможно учесть специфику конкретных групп учащихся, поэтому роль учителя в таких случаях очень важна.

В таком случае наибольший результат в учебно-воспитательном процессе даст совмещение традиционных и интерактивных технологий обучения, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Информационные технологии необходимо внедрить в учебный процесс, поскольку это повысит его эффективность в целом, сформирует у учащихся хорошую теоретическую базу знаний, необходимые навыки для конкретной деятельности и жизни. Использование более современных педагогических технологий, а именно технологии «Case-study», качественно изменит общее содержание образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). — URL: http://www.casemethod.ru/ (дата обращения: 11.06.2021).
3. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века: учебное пособие /Е.С. Полат. Тула, 1997. - 205 с.