Статья:

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Попова Е.И. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(71).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ВЗГЛЯД УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Попова Екатерина Ивановна
студент ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Лучинина Марина Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Профессиональное самоопределение – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, с которым он сталкивается уже в период обучения школе. Результат самоопределения становится основой построения карьерных перспектив молодого человека, поэтому так важно оказать ему своевременную помощь для совершения правильного профессионального выбора.

Профориентация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребности общества и своих способностей [1]. Профориентация сегодня включена в деятельность учреждений основного и дополнительного образования, что возлагает на них большую ответственность за успешность формирования профессиональных стратегий подрастающего поколения.

Для выявления эффективности современных профориентационных методов работы с учащейся молодежью среди обучающихся 10 – 11 классов «Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 10 им. Циолковского» города Кирова был проведен опрос.

Первый вопрос анкетирования предполагал определение количества посещенных респондентами профориентационных мероприятий и позволил констатировать, что большинству респондентов за период обучения в школе удалось посетить от 1 до 3 профориентационных мероприятий. Респонденты отмечают, что чаще всего подобные мероприятия проводятся в стенах учреждений среднего образования, и реже – в учреждениях дополнительного образования и клубах по месту жительства.

В ходе опроса респондентам также был задан вопрос, предполагающий выбор форм проводимых профориентационных мероприятий и допускающий выбор нескольких вариантов ответа. По результатам стало известно, что наиболее распространенной формой профориентационных мероприятий является тестирование, направленное на выявление профессиональных склонностей личности, данный вариант отметили 100% респондентов. Следующей по популярности формой стало проведение очных встреч с представителями  различных профессий. Четверть респондентов отметили, что мероприятия имели формат профориентационных игр и 15% выбрали вариант «Лекции и семинары». Полученные результаты позволяют констатировать, что не смотря на большое разнообразие инновационных форм профориентационной работы с учащимися, образовательные учреждения чаще применяют в своей практике наиболее известные, проверенные формы, которые все больше уступают в эффективности современным интерактивным инструментам.

На вопрос «На что было направлено профориентационное мероприятие?» 92,3% респондентов ответили – «На выявление своих профессиональных склонностей», 42,3% опрошенных стали участниками мероприятий, предполагающих знакомство с актуальными на рынке профессиями, 26,9% респондентов стали участниками мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций, а 15,4% – участвовали в мероприятиях, целью которых была помощь в определении с высшим учебным заведением.

Следующий блок вопросов был направлен на выявление отношения учащихся к содержанию профориентационной работы и определению ее эффективности. К сожалению, анализ результатов позволил констатировать низкую степень эффективности реализуемых профриентационных мероприятий, а вместе с тем низкую степень удовлетворенности респондентов результатами проводимых мероприятий. На вопрос об оценке эффективности были получены следующие результаты: 26,9% респондентов считают проводимые мероприятия эффективными, 30,8% респондентов находят их скорее эффективными, 34,6% посчитали мероприятия скорее неэффективными и 7,7% считают, что реализуемые мероприятия не несут никакого эффекта.

На вопрос «Помогло ли Вам мероприятие определиться с будущей профессией / профессиональной областью?», утвердительный ответ дали лишь 23,1% респондентов, также практически треть респондентов ответила, что проводимые профориентационные мероприятия дублируют результаты друг друга и не дают новых знаний о мире профессий и профессиональных предпочтениях обучающихся.

Также в анкете был представлен открытый вопрос, связанный с формами проведения профориентационных мероприятий, которые с точки зрения учащихся были бы более полезными и эффективными. Респондентами были предложены следующие формы работы: ярмарки профессий, позволяющие получить знания не только о востребованных профессиях рынка труда, но и помочь определиться с выбором подходящего учебного заведения. Еще одним вариантом стало проведение интерактивных спектаклей, позволяющих  примерить на себе роли различных профессий, а также проведение деловых игр, включающих проигрывания трудовых ролей и принятие управленческих решений в различных производственных ситуациях. Обучающимися также были предложены: мероприятие «Один день в роли представителя профессии» и развитие системы наставничества среди представителей профессий.

Так, не смотря на то, что профориентационная работа в образовательных организациях является активно развивающейся практикой, значительная доля учащихся отмечает низкий уровень ее эффективности за недостаточностью получаемых знаний для совершения профессионального выбора.

Быстро развивающиеся технологии и постоянно меняющийся рынок профессий требуют актуализации современной системы профориентации. Важно разрабатывать и внедрять новые интерактивные формы работы, способные предоставлять актуальную информацию о рынке труда и склонностях личности с целью содействия школьникам в совершении правильного профессионального выбора.

 

Список литературы:
1. Платонов К.К. Вопросы психологии в труде / Платонов К.К. - М.: Москва, 1970. – С. 104.
2. Infourook.ru сайт.— URL: https://infourok.ru/programma-po-professionalnoy-orientacii-tvoy-vibor-3253460.html
3. Miu.bu: сайт.— URL: http://www.miu.by/kaf_new/mpp/148.pdf  (дата обращения 17.12.2023).—Текст: электронный.
4. PsyTests: сайт.— URL: https://psytests.org/iq/shtur/shturA-run.html  (дата обращения 17.12.2021).—Текст: электронный.