Статья:

Исследование общения и коммуникативной культуры в психологии и педагогике

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Русина С.А. Исследование общения и коммуникативной культуры в психологии и педагогике // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование общения и коммуникативной культуры в психологии и педагогике

Русина Светлана Анатольевна
магистрант, ЧГПУ имени И. Я. Яковлева, РФ, г. Чебоксары

 

Исследования в области проблемы общения начали интенсивно разрабатываться в 20-30-х г.г. XX в. Зачинателем проблемы общения среди отечественных ученых является В.М. Бехтерев [3]. По его мнению, общение выполняет роль механизма, объединяющего людей в группы, а также необходимым условием социализации личности. Успех развития личности во многом зависит от богатства и разнообразия его общения с окружающими людьми. Проблема общения неоднократно рассматривалась в трудах В.Н. Мясищева [7]. Формирование личности и её отношений происходит под влиянием опыта общения с ближайшим окружением. В.Н. Мясищев [7] предложил целостный подход к определению общения, как процесс взаимодействия личностей, имеющих определенное отношение друг к другу и воздействующих друг на друга. Общение, как специфический вид деятельности и способ построения отношений с другими людьми, рассматривается Б.Г. Ананьевым [1]. Посредством общения происходит формирование всей психической организации человека.  Б.Г. Ананьев [1] одним из первых выделил иерархическую, многоуровневую организацию общения. Общество, в котором живут участники общения, он называет макроуровнем. Различные коллективы, в которые входят участники общения – мезоуровнем, и на микроуровне находится ближайшее окружение, с которыми люди чаще всего вступают в контакт. Нельзя не отметить, благодаря Б.Г. Ананьеву [1] впервые был сформулирован такой аспект общения как познание участниками общения друг друга. В психологии по сей день отсутствует общепринятое определение общения. Как правило, предлагается описательное определение, которое указывает на основные функции и стороны общения. Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. Леонтьев А.А. считал, что общение выступает как составная часть некоммуникативной деятельности, но в тоже время самостоятельной деятельностью не является. А.В. Мудрик также подчеркивал, что с педагогической точки зрения весьма целесообразным является понимание общения как особого вида деятельности. Современный исследователь, В.М. Целуйко, присоединяется к такому подходу и понимает общение как форму деятельности между равными партнерами, которое приводит к установлению психического контакта. Однако, существует противоположная точка зрения на сущность понятия общения. Л. М. Архангельский, В. Г. Афанасьев, Д. И. Дубровский считали общение лишь непременным атрибутом любой человеческой деятельности. Принципиально иным явлением, чем деятельность, считала общение Л.П. Буева. К такому подходу присоединяется Б.Ф. Ломов и считает неприемлемым ограничение рассмотрения человеческой жизни как потока сменяющих друг друга видов деятельности и настаивает на усиление разработки категории общения в аспекте рассмотрения стороны человеческого бытия: отношение «субъект-субъект(ы)». Некое объединение противоположных точек зрения на общение было сделано в работах Г.М. Андреевой [2]. Общение, рассматривалось ею, как одна из сторон совместной деятельности, как её производное. Аналогичную точку зрения встречаем в работах М.И. Лисиной, которая определяет общение как взаимодействие нескольких людей, которые объединяют свои усилия с целью установления отношений и достижения общего результата. Более точное, на наш взгляд, определение дает Б.Ф. Ломов, рассматривая общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми. Общение охватывает особый класс отношений «субъект-субъекты», где раскрывается взаимодействие и обнаруживаются содействие или противодействие, согласие или противоречие, сопереживание и т.п. Г. М. Андреева [2]выделяет в общении три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную и интерактивную. Обмен информацией представляет коммуникативную сторону общения, перцептивная сторона выражается в установлении взаимопонимания, обмен действиями отражает интерактивную сторону общения. Е.П. Ильин [4] добавляет ещё одну сторону общения – эмоциональную. В процессе общения участники заражаются друг от друга эмоциями и вызывают друг у друга определенные эмоции. Данной стороне общения, как считает Е.П. Ильин [4], уделяется незаслуженно мало внимания. М.С. Каган [5] подчеркивает, что общение всегда должно носить субъектно-субъектный характер. Взаимодействие участников общения, состоящее в управлении одним человеком другими не является общением, полагает М.С. Каган [5]. Все рассмотренные подходы к толкованию общения предполагают контакт только между людьми, что значительно суживает рамки реального общения. Более широкое определение предлагает М.С. Каган [5], который выделяет четыре формы общения: 1) общение с реальным партнером (межличностное общение, групповое общение); 2) общение с иллюзорным партнером (животные, вещь); 3) общение с воображаемым партнером (самообщение, общение с нереальным человеком, художественным образом); 4) общение воображаемых партнеров (художественных персонажей). Е.П. Ильин [4] подчеркивает, что эффективным общение будет лишь в том случае, если в должной степени сформирована коммуникативная культура, которая представляет собой принципы поведения, систему ценностей, идеалы, нормы. Развитая коммуникативная культура помогает установлению контактов, их развитию, согласованию, налаживанию и корректировке для выражения личности в деятельности. Другим важным атрибутом эффективного общения, как считает А.А. Бодалев, является коммуникативное ядро личности, сущностью которого является всё, что относится к личности: черты характера, эмоциональные особенности, перцептивные способности и другие коммуникативные качества. Е.П. Ильин [4] полагает, что общение является частным проявлением коммуникации, который свойственен людям. Коммуникация понимается как связь, взаимодействие двух систем, в ходе которого передается информационный сигнал от одной системы к другой. По мнению Т.А. Кривченко [6], внутренней сущностью коммуникации являются процессы формирования и развития общественного и индивидуального сознания. Коммуникация связана с культурой, ее материальной и духовной составляющей. Эти явления, образующие «коммуникативную культуру», раскрываются на основе культурологического подхода. Гуманистическая направленность и творческий потенциал – важные характеристики общественной и индивидуальной культуры. С этой точки зрения, коммуникативная культура – проявление гуманистической направленности. С позиции системного подхода, коммуникативная культура является одним из важнейших элементов культуры общества в целом. Одновременно она имеет имманентную структуру той сложности и цельности, которая необходима для осуществления самоорганизации и развития. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры имеет сложное строение: 1) личность человека – ее индивидуальные и социальные «образующие»; 2) коммуникативная деятельность – ее мотивационная и предметная структура; 3) предмет коммуникативной деятельности – осознанная цель, ее аксиологическое содержание. Культурологический и системный подходы к исследованию коммуникативной культуры взаимодействуют с современными психолого-педагогическими концепциями. Особое значение в данном контексте приобретают основные положения теории деятельности, теории социализации, представления о самовоспитании, считает. Т.А. Кривченко [6] отмечает, что практическим воплощением коммуникативной культуры является коммуникативная компетенция, которая определяет уровень готовности личности к своей реализации и самоопределению. Посредством коммуникативной компетенции личность создает и обогащает свой внутренний мир, гармонизирует отношения с самим собой и с окружающей действительностью. Зимняя И.А., Горелов И.Н., Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. выделяют компоненты коммуникативной культуры: 1) культура речевого этикета; 2) культура мышления; 3) культура языка; 4) культура речи; 5) культура соматической (телесной) коммуникации. Коммуникативная культура определяет принципы поведения, отражает систему ценностей, идеалы, нормы, помогает организации установления контактов, их развития, согласования, налаживания и корректировки для выражения личности в творческой деятельности. Следовательно, коммуникативная культура – это сложное и многоплановое образование, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура. Коммуникативная культура формируется в процессе воспитания и продолжается непрерывно в течение жизни и деятельности человека. Школа, колледжи, вузы играют огромную роль не только в образовании, но и воспитании общей культуры, коммуникативной культуры в частности. Общение как неотъемлемая часть развития любой личности  обуславливает свою эффективность уровнем развития коммуникативной культуры. Процесс обогащения и насыщения коммуникативной культуры личности долговременный и многоаспектный процесс, состоящий из духовного, эстетического, интеллектуального, физического и т.д. развития.

 

Список литературы:
1. Ананьев, Б. Г.О проблемахсовременногочеловекознания /Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с. 
2. Андреева, Г.М. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцовой.– М., 1981. – 124 с.
3. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология./ В.М. Бехтерев–Пг., 1921. – 358с. 
4. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
5. Каган, М. С. Общение как ценность и творчество / М.С. Каган, АМ. Эткинд// Вопросы психологии. 1988. № 4
6. Кривченко, Т.А. Коммуникативная культура человека как объект формирования (психолого-педагогический аспект). / Т.А. Кривченко // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и переработанное – М.: «Агентство издательский сервис», 2004.
7. Мясищев, В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии / В.Н. Мясищев // Социально-психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми: Тезисы симпозиума. – Л. – 1970.