Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС

Конференция: CLXXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Обарухина А.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(182). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(182).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАС

Обарухина Анастасия Романовна
магистрант, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Шерайзина Роза Моисеевна
научный руководитель,

 

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах коммуникации; небольшим повторяющимся набором интересов и занятий. Эти качественные аномалии являются общими чертами функционирования индивида во всех ситуациях и могут значительно различаться по степени выраженности. Зачастую развитие является аномальным с раннего детства, и за редким исключением эти состояния проявляются в пределах первых пяти лет жизни [1].

По данным Минздрава России, распространенность расстройств аутистического спектра (РАС) в России и мире составляет около 1% детской популяции [2]. Каждый ребёнок с РАС имеет индивидуальный набор особенностей и разную степень их выраженности. Поэтому для каждого ученика формируется индивидуальная образовательная траектория, исходя из его дефицитов навыков. За реализацию этой траектории отвечает тьютор – педагог, индивидуальный сопровождающий ребёнка с РАС.

Из-за дефицитов навыков коммуникации у детей с РАС часто наблюдается нежелательное поведение (агрессия, самоагрессия, самостимулятивное поведение и т.д.). Для снижения вероятности появления нежелательного поведения рекомендуется использовать проактивные методы – то, что мы делаем, когда поведение ещё не началось, но мы предполагаем, что оно может сейчас возникнуть. Одним из проактивных методов является использование визуальной поддержки.

Визуальная поддержка помогает донести до ребенка информацию в случае сниженного понимания речи, задержки речевого развития.

Например, на фронтальном уроке, если мы читаем слова, показывается изображение того, что это слово обозначает, чтобы создавать ситуацию успеха: дети понимают, что они прочитали, могут соотнести с реальным предметом, который им знаком и часто встречался в жизни. Расписание уроков сделано в виде карточек с изображениями и надписями (визуальная последовательность), чтобы дети могли ориентироваться в учебном дне. Когда урок проходит, карточка с его изображением снимается. Таким образом дети видят, какой урок будет следующим и сколько уроков осталось до конца учебного дня. У каждого ученика может быть индивидуальное расписание активностей на перемену. Часто у детей с РАС есть трудности с организацией своего досуга, расписание помогает упорядочить деятельность. Например, в расписании на перемену могут присутствовать следующие карточки: пазлы, прогулка по школе, отдых в специальной зоне, раскраска и так далее в зависимости от интересов конкретного ребёнка. Для формирования навыков самообслуживания визуальное расписание незаменимо. В нем на карточках изображается цепочка действий, которые должен сделать ребёнок. Тьютор обращает внимание ребёнка на карточки, чтобы ученик выполнял последовательность действий правильно. Например, для навыка «мыть руки» может быть подготовлена последовательность карточек: подойти к раковине, закатать рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, намылить руки, смыть мыло, закрыть кран, вытереть руки полотенцем, опустить рукава.

Часто в работе мы используем визуальную поддержку «сначала/потом», которая показывает ребенку, что после трудной для него деятельности его ждет что-то приятное. Например, мы знаем, что ребёнку трудно играть в общую игру с другими ребятами, однако навыки коммуникации хорошо тренируются именно в условиях игры со сверстниками. Если мы будем настаивать на том, чтобы ребёнок пошёл играть, возможно возникновение нежелательного поведения у ученика с целью избавления от нашего требования. Также мы знаем, что ученику нравится шоколад и он у нас в данный момент есть. В этом случае можно показать ему карточки «сначала игра/ потом шоколад». Есть вероятность, что за шоколад он согласится выполнить требование «поиграть в общую игру со сверстниками» без возникновения нежелательного поведения.

Таким образом, благодаря использованию визуальной поддержки в обучении детей с РАС может снизить вероятность появления нежелательного поведения, а также помочь объяснить ребёнку какую-либо информацию при условии сниженного понимания им речи.

 

Список литературы:
1. Расстройства аутистического спектра: клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://autism-frc.ru/system/articles/files/000/000/341/original/клинические_рекомендации_2020.pdf?1616665126 (дата обращения 16.10.2022)
2. Число детей с расстройствами аутистического спектра в России занижено в десять раз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medvestnik.ru/content/news/Chislo-detei-s-rasstroistvami-autisticheskogo-spektra-v-Rossii-zanijeno-v-desyat-raz.html (дата обращения: 04.06.2022)