Статья:

Анализ УМК «Spotlight» с точки зрения подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Копырулина О.И. Анализ УМК «Spotlight» с точки зрения подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Анализ УМК «Spotlight» с точки зрения подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» Единого государственного экзамена

Копырулина Оксана Игоревна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

В качестве анализируемого УМК (учебно-методического комплекса) по английскому языку нами был выбран УМК «Spotlight» для 11 классов общеобразовательных учреждений авторов О.В. Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. Издательство М.: «Express Publishing: Просвещение», 2011.

Данный УМК включен в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ и полностью отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (105 часов в год).

Необходимо отметить, что данный учебник обладает привлекательным дизайном и удачным зрительным рядом: в нем представлены красочные рисунки, различные фотографии и таблицы. Кроме того, весь материал учебника разделён на 8 крупных разделов (Modules), при этом каждый из них соответствует определённой тематике и имеет одинаковую структуру.

Согласно целям исследования для проведения анализа УМК были выбраны следующие критерии:

1)    наличие упражнений, направленных на развитие умений письменной речи, в учебнике;

2)    соответствие данных упражнений форматам ЕГЭ;

3)    наличие упражнений, направленных на развитие умений письменной речи, в других компонентах УМК.

Итак, рассмотрим данный УМК с точки зрения обозначенных критериев.

 В учебнике присутствуют различные упражнения, направленные на развитие умений письменной речи, причем репродуктивно-продуктивные и продуктивные упражнения преобладают.

Примерами репродуктивно-продуктивных упражнений могут послужить следующие задания:

·        задания, в которых необходимо ответить на письмо письмом: Read the extract from your pen friend Tanyas letter. Write a letter to Tanya. In your letter: tell her about the kinds of household chores you have to do; ask three questions about the tree-planting day (Writing, p. 61).

·        задания с опорой на определенный план: Imagine the story is taking place today. Write your story. Think about: where the characters are, what they wear, how John mistreats Jane & why, what other characters take part, what happens in the end. Read your story to the class (ex. 8 p. 35).

·        задания с опорой на данную схему: Choose one of the rubrics and write your story. Follow the steps below (ex 17b p. 76).

·        задания на изменение типа  текста: Rewrite the letter in a more appropriate style. Compare with your partner (ex. 9b p. 38).

·        задания, в которых нужно воссоздать начало и конец истории: Write an interesting beginning and ending for the story ‘Disaster at Sea!’ Exchange with a partner and evaluate each other’s work (ex. 16b p. 76). [1]

Примеры продуктивных заданий:

·        задания на написание сочинений от лица какого-либо персонажа: Imagine you are Tom or Becky. Write a short a diary entry about your time in the cave. Rea it to your partner (ex. 5 p. 71).

·        задания на написание статей, докладов: Think of the most prestigious university in your country. Write a short article about it (ex. 5 p. 131).

·        задания на написание различных видов эссе: A magazine is asking for opinions on the following: All teenagers should help with household chores. Write an essay, giving reasons/examples to support your point of view (ex. 8A p. 56). [1]

Помимо таких упражнений учебник содержит теоретический материал, в котором отражаются требования к структуре и содержанию различных письменных высказываний, примеры выполненных заданий и дополнительный материал, призванный помочь развитию письменных умений учащихся.

Рассмотрим упражнения на соответствие форматам ЕГЭ.

Первое задание раздела «Письмо» ЕГЭ – это написание личного письма в ответ на письмо друга по переписке. В анализируемом учебнике присутствуют подобные задания. Приведем пример: Read the extract from your friend Amys email. Write an email to Amy. In your email: tell her about your new home; ask three questions about gardening. Write 100-140 words. (р. 99). [1]

Второе задание письменной части ЕГЭ – написание высказывания с элементами рассуждения на определенную тему. В рассматриваемом учебнике такие задания приводятся: Comment on the following statement: Many people think that medical care should be free and available to all, whereas others believe that we should have to pay for the medical services we use. What is your opinion? Should we have to pay for medical care, or should it be free? Write 120-180 words using the plan: Para 1 Introduction (state the problem). Para 2 Express your opinion and give reasons for it. Para 3 Give arguments for the other point of view and explain why you don’t agree with it. Para 4 Draw a conclusion (p. 81). [1]

Рассмотрим другие компоненты УМК, рабочую тетрадь (Workbook) и контрольные задания (Test Booklet), на предмет упражнений, направленных на развитие умений письменной речи.

В рабочей тетради представлены репродуктивные и репродуктивно-продуктивные задания, продуктивных заданий нет, что объясняется характером данного компонента УМК.

Репродуктивные задания (задания на написание текста по образцу):Look at the following list of phrases and match them with the pictures. Then, identify each sense used. Finally, read the example and write short descriptions for the other two pictures (ex. 2 p. 65).

Репродуктивно-продуктивные задания с использованием ключевых слов, опор: Use some of the phrases below to write a conclusion for the story (ex. 5b p. 33). [2]

В книге с контрольными заданиями представлены различные репродуктивно-продуктивные задания с опорой на план, приведенные в конце каждого предложенного теста.

·        Задания на написание статей, докладов: Your local library wants to improve its services. It has asked young people in the area to send in reports mentioning any new activities, services or book sections the library could offer which would encourage more youths to make use of the library. Write your report (120-180 words). You may use the plan below to help you (Writing, p. 34).

·        Задания на написание историй: You have decided to enter a short story competition in a teenage magazine. The story must be entitled ‘An Extreme Adventure’. You may use the plan below to help you write your story (120-180 words) (Writing, p. 25). [3]

Также приведены задания, соответствующие первому заданию раздела «Письмо» ЕГЭ: You have received a letter from your English-speaking pen-friend Bill who writes: (…) Write a letter to Bill. In your letter: answer his questions; as 3 questions about his volunteer project. Write 100-140 words (Writing, p. 9). [3]

Задания, соответствующие второму заданию письменной части ЕГЭ: Comment on the following statement. Some people prefer to shop at large supermarkets. Other people like to purchase items from various shops and markets. What are the benefits and drawbacks of each? Use specific reasons and examples to support your answers. Write 200-250 words. Use the following plan (Writing, p.52). [3]

Мы считаем, что учебно-методический комплекс «Spotlight» для 11 классов полностью подходит для изучения английского языка в общеобразовательных школах, так как учебный материал представлен в полной мере, учитывает различные стороны и аспекты, отвечает существующим требованиям, а также в данном УМК чётко  видна ориентация обучения на достижение необходимого результата.

В учебнике, рабочей тетради, контрольных заданиях представлены различные виды заданий на формирование и развитие умений письменной речи, которые оказывают значительную помощь при подготовке к выполнению заданий письменной части ЕГЭ.

Однако использование в образовательном процессе только данного УМК не может обеспечить полной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ, так как задания экзаменов охватывают более обширную сферу знаний, умений, навыков. Таким образом, учителя вынуждены привлекать дополнительные материалы на уроках английского языка, такие как демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов, открытый банк заданий ЕГЭ, книги, разработанные федеральным институтом педагогических измерений, содержащие типовые экзаменационные варианты, и различные пособия с рекомендациями по выполнению заданий экзамена.

 

Список литературы:
1. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений  –  М.: Express Publishing: Просвещение, 2011 – 244 с. : ил. – (Английский в фокусе).
2. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Оби Б., Эванс В. Английский язык. Рабочая тетрадь. 11 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений  –  М.: Express Publishing: Просвещение, 2011 – 72 с.: ил. – (Английский в фокусе).
3. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Эванс В. Английский язык. Контрольные задания. 11 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений  –  М.: Express Publishing: Просвещение, 2010 – 64 с.: ил. – (Английский в фокусе).
4. Мустафина Ф.Ш. Методика обучения иностранным языкам и воспитания: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 284 с.