Статья:

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Людвенко Е.В. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 45(277). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/45(277).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Подводятся итоги голосования
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Людвенко Елизавета Валерьевна
студент, Институт педагогики, Донецкий государственный университет, РФ, г. Донецк
Ручица Татьяна Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель, Институт педагогики, Донецкий государственный университет, РФ, г. Донецк

 

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа логопедической работе по коррекции дезорфографических ошибок у учащихся начальных классов. Обоснованы основные направления и этапы логопедической коррекционной работы по преодолению дезорфографических ошибок.

 

Ключевые слова: дезорфографические ошибки, младший школьный возраст, логопедическая коррекционная работа.

 

В последнее время количество обучающихся образовательной организации, имеющих нарушение речи, в том числе с предпосылками нарушений письменной речи, резко увеличилось.

Результаты исследований Иншаковой О.Б. доказывают, что дизорфографические ошибки обучающихся начальных классов имеют различные причины. Несмотря на то, что коррекционная работа по преодолению дизорфографических ошибок разработана, на сегодняшний день, в логопедической науке существует острая необходимость введения новых технологий к решению поставленной проблемы, что и обуславливает актуальность данной проблемы [1].

Вопросами дизорфографических ошибок у учащихся младших классов занимались такие отечественные ученые как Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, А.Н. Гвоздев, С.Ф. Жуйков, С.Ф. Иванченко, И.В. Прищепова, В.В. Тарасун, Г.В. Чиркина. Значительное число работ О.И. Азовой посвящены теоретическому и практическому исследованию дизорфографии младших школьников [4].

Основой проявления дизорфографии в младшем школьном возрасте является недоразвитие психических функций, которые отвечают за формирование умений и навыков, необходимых для освоения правил письменной речи. Причинами такой симптоматики могут выступать ослабленное здоровье ребенка, следствие общего недоразвития речи, ее фонетико-фонематической стороны, нарушение таких психических функций как память, внимание и его переключаемость, таких операций мышления как синтез и анализ.

Существенное значение для устранения дизорфографических ошибок в младшем школьном возрасте имеет своевременное выявление нарушений письменной речи, для чего необходимой является эффективная совместная работа педагога начальных классов, педагога-логопеда и родителей. В условиях начатого на ранних стадиях нарушения процесса коррекции возможно преодоление дизорфографии, что позволит младшему школьнику успешно освоить школьную программу [3] .

Логопедические занятия, с целью коррекции дизорфографии у младших школьников, должны быть посвящены активизации орфографического внимания ребенка, через поиск им своих ошибок, использовать метод перекрестной проверки. Наиболее эффективными являются элементы игровой деятельности, что позволяет снизить утомляемость, стимулирует познавательный интерес и орфографическое чутье.

В процессе данной логопедической работы важным так же является развитие познавательных процессов: речевой памяти, внимания, языкового мышления, воображения. Описанные психические процессы принимают активное участие в процессе усвоения принципов письменной деятельности, так как обеспечивают успешность самоконтроля учебной деятельности.

Весь процесс логопедической коррекции осуществляется через четыре основных этапа, представленных на рисунке 1 [2].

 

Рисунок 1. Этапы коррекционной логопедической работы по преодолению дизорфорграфии

 

Первый этап логопедической коррекционной работы может быть реализован с помощью проведения фронтальных диктантов, проверки письменных работ учащихся, изучения состояния лексико-грамматической и связной речи учащихся.

Второй – подготовительный – этап реализуется с помощью развития общей и мелкой моторики рук, пространственно-временных представлений, развития свойств внимания, памяти и мышления.

Коррекционный этап в свою очередь заключается в преодолении дизорфографических нарушений младших школьников на фонетическом, синтаксическом и лексическом уровне. В данном случае работа будет направлена на нивелирование нарушений звукопроизношения, письма и чтения.

 Оценочный этап коррекционной логопедической работы может осуществляться с помощью диктанта с грамматическими заданиями, развитии лексико-грамматической стороны речи, использования метода изложения и сочинения с целью развития речевого внимания, памяти и мышления, а также устного опроса, дающего возможность оценить степень сформированности связной письменной и устной речи.

 Стоит также отметить, что эффективным способом логопедической работы является групповая форма коррекции, обеспечивающая возможность перекрестной проверки заданий, направленных на устранение дизорфографических ошибок у учащихся младших классов.

Анализ теоретико-методической литературы позволяют сформулировать ряд условий и направлений логопедической работы по преодолению дизорфографических ошибок учащихся начальной школы, среди которых можно выделить [1]:

– применение методов активного использования упражнений, которые направлены на формирование орфографических умений у учащихся начальных классов общеобразовательных школ;

– использование упражнений, направленных на развитие у учащихся начальной школы таких умений, как: постановка орфографической задачи, определение типов орфограммы и соотношение ее с определенным правилом, применение правила и осуществление орфографического самоконтроля;

– применение ступеней выполнения орфографического действия: постановки орфографической задачи (поиск орфограммы, определение типа орфограммы), решение орфографических задач (выбор правила и применение его, проведение орфографического самоконтроля);

– выполнение достаточного количества практических упражнений, которые направлены на формирование орфографических умений, а также систематическая работа над ошибками.

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что проведенный теоретический анализ позволил выделить этапы и условия работы по преодолению дизорфографических ошибок учащихся начального звена общеобразовательной организации.

 

Список литературы:
1. Иншакова, О.Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников. / О.Б. Иншакова, А.А. Назарова. – М. : В. Секачев, 2013. – 72 с.
2. Китикова, А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1-3. – М. : Редкая птица, 2017. – 318 с.
3. Прищепова, И.В. Дизорфография младших школьников. / И.В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
4. Азова, О.И. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.