Статья:

Организация учебных занятий с творческим компонентом для студентов художественных вузов

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Александрова Е.Ю. Организация учебных занятий с творческим компонентом для студентов художественных вузов // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Организация учебных занятий с творческим компонентом для студентов художественных вузов

Александрова Елена Юрьевна
магистрант, Институт изящных искусств МПГУ, РФ, г. Москва
Ткалич Светлана Константиновна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор, Институт изящных искусств МПГУ, РФ, г. Москва

 

В статье рассматривается современный подход к организации учебного процесса со студентами–магистрантами педагогического вуза.  

Гуманитарная подготовка профессиональных кадров для креативной индустрии привлекает внимание педагогов и общественности.

Такие важные понятия, как социально-нравственные  нормативы, информационная эстетика и национально-культурная этика виртуальных медиа и образных сюжетов или интерпретаций визуальной продукции должны закладываться в учебной аудитории.

«Проблема формирования и развития творческой активности имеет свои педагогические традиции в высшей школе, так как весь процесс обучения и воспитания, по мнению учёных, должен быть подчинён задачам формирования и развития у студентов педагогического вуза в процессе обучения таких качеств и свойств, которые обеспечивали бы им плодотворную и общественно значимую творческую активность» [2, с. 49].

Перестройка системы высшего образования и повышение качества обучения студентов в вузе связаны с созданием и использованием различных методов обучения и воспитания, активизирующих и побуждающих студентов к самостоятельной и творческой активности в процессе обучения.

В связи с этим возникает проблема определения критериев творческой активности, которые должны отвечать следующим основным требованиям:

– отражать как результативные, так и процессуальные характеристики творческой активности студентов и характеризовать не только ее результат, но и то, какой ценой этот результат получен;

– указывать влияние полученного результата на последующую деятельность студента;

– быть взаимосвязанными, т.е. составлять некоторую целостную систему;

– выводиться из основных дидактических принципов обучения и воспитания;

– быть социально и психологически значимыми, иметь смысл для студента;

– быть простыми для понимания и легко измеримыми;

– позволяет вести определение творческой активности с позиций субъекта деятельности [1, с. 241].

«В одних случаях и в некоторые периоды учебы студенты стремятся изучать научные дисциплины, в других - нуждаются в методах и знаниях, которые необходимы не только для выполнения работы, но и для того, чтобы вписаться в иерархию трудового рынка.

Итак, студенты должны научиться правильно строить свое поведение в профессиональной жизни, осуществлять нововведения, знать подходы к тому кругу проблем, с которыми им придется столкнуться в будущем и т.д. Другими словами, нужно обеспечить условия не только для интеллектуальной их подготовки, но и для обретения ими компетентности» [3, с.2].

Студенты-дизайнеры в магистратуре владеют базисом знаний бакалавра и определенным практическим опытом работы. Проблема в том, что для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице и достижения научных высот требуются педагогические условия, помогающие преодолеть ступени роста. Для этого необходимо вовлекать их в процесс модернизации учебного комплекса, за счет чего они смогут разработать собственные дипломные проекты, использовать научное обоснование новизны своего исследования.

Данный способ благоприятно скажется на формировании компетентности будущих специалистов-дизайнеров.

С целью обмена опытом мы предлагаем практическое задание (весенний семестр, занятия по магистратуре, направление «Дизайн образовательной среды». 2018 г.), которое вовлекает студентов в диалог и формирует активную сопричастность к визуальной культуре учебного заведения, к возможностям модернизации учебного пространства на основе  проектно-экологической культуры дизайна.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ № 1. Ваше мнение: что нужно сделать для повышения качества компетентности выпускника магистратуры по направлению «дизайн образовательной среды»?

МОЙ ОТВЕТ. По моему мнению, как и в любой другой сфере деятельности, для полноценного развития требуется профессиональный подход к организации пространства, где будет реализован тот или иной вид деятельности.

Руководство учебного заведения имеет непосредственный интерес в продвижении и поддержании имиджа и конкурентоспособности факультетов и кафедр.

Стоит грамотно подойти к этому вопросу и учитывать различные факторы, влияющие на учебный процесс.

А также разработать план действия, в котором четко намечены цели и задачи, направленные на повышение компетентности выпускников и качества образования в целом.
Выпускник магистратуры должен овладеть соответствующими умениями и навыками, быть психологически подготовленным к любым заданиям профессиональной деятельности и уметь реализовать свои способности на практике.

А также обладать развитым творческим мышлением: он должен быть готовым найти решение к актуальным проблемам современности, обладать высоким уровнем социальной культуры, сформированными личностными качествами и ценностными ориентирами.

Для того, чтобы выпускник мог демонстрировать эти ценностные характеристики перед работодателем на месте будущей работы,  руководству учебного заведения необходимо продумать и реализовать комплекс   организационно-педагогических  условий:

–  квалифицированный персонал (необходимо осуществить набор компетентных преподавателей, способных заинтересовать и вовлечь студентов в процесс обучения);

– устойчивая площадка (важно определить подходящее пространство и создать все необходимые условия для плодотворной работы);

– привлечение аудитории посредством рекламы (распространить листовки, буклеты и плакаты с необходимой информацией о факультете, а также продвижение в социальных сетях);

– технологическая и методическая оснащённость (предоставить необходимое оборудование и пособия для обучения в рамках учебного плана и специальных дисциплин).

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ № 2. Какой проект за время обучения в магистратуре удалось выполнить?  В чем новизна вашего предложения в проекте?

МОЙ ОТВЕТ. Во время обучения в магистратуре, мне удалось провести анализ информационно-образовательной среды ХГФ Института искусств МПГУ, в рамках учебной дисциплины «Особенности предпроектного анализа».

В настоящее время, с активным развитием и внедрением современных и инновационных моделей обучения (например, смешанное обучение), становится актуальной проблема модернизации или усовершенствования технологической основы учебного заведения – информационно-образовательной среды.

В качестве объекта исследования было определено пространство высшего учебного заведения,  конкретно информационно-образовательная среда.

В нашем случае, интерес представляет специфика обучения основам компьютерной графики с использованием специализированного программного обеспечения по направлению подготовки магистрантов «дизайн образовательной среды».

Образовательное пространство необходимо проектировать как единую интегративную систему со всеми компонентами, определяющими  специфику конкретной будущей профессии.  

На данном начальном этапе необходимо провести экспресс-анализ данного объекта, направленный на выявление негативных тенденций и степени соответствия требованием программы обучения.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ № 3. Какие термины по культурно-языковой технологии дизайна вам известны? Какие темы заданий были связаны с данной технологией дизайна?

МОЙ ОТВЕТ. Айдентика и фирменный стиль, включающий в себя навык разработки логотипа, буклетов, визиток, общего цветового решения,  что является необходимым пакетом навыков  в любой компании.

Мне удалось выполнить задание по разработке и применению фирменного стиля в архитектурной среде, итогом которого стали графические визуализации. А также применить данные умения в профессиональной деятельности. 

Навык отражения знаний по культурно-языковой технологии дизайна, к сожалению, широко не изучался. Доминировали задания на освоение компьютерных программ. Но из лекций мы знали, что это связано с коммуникативным, промышленным, проектно-экологическим художественно-образным дизайном.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ № 4. Какие медиа проекты вам удалось сделать в процессе вашей профессиональной деятельности? Назовите тему и идею (персонажи, их действия сообразно цели проекта).

МОЙ ОТВЕТ. Так как я студентка вечернего отделения, за время своей профессиональной деятельности мне удалось выполнить проект по реализации фирменного стиля компании.

Мною представлены:

1)  отрисовка и разработка логотипа компании Левитера,

2) оформление фирменной упаковки и различной печатной продукции в виде буклетов и визиток,

3)  составление макета и компоновка его иллюстрированного содержания (растительного орнамента).

Компания не имеет никакого отношения к образованию, но данный опыт считаю важным для своего дальнейшего развития в сфере дизайна.

ТЕСТ-ЗАДАНИЕ № 5. Назовите свой вклад (учебный проект) в социально-экономическое развитие страны.

МОЙ ОТВЕТ. В моем дипломном проекте изучается применение новых форм обучения и принципы построения образовательной среды.

Проект предназначен для  осуществления в стенах вуза.

В педагогическом вузе на художественно-графическом факультете готовятся кадры будущих преподавателей, которые должны овладеть профессиональными компетенциями, и работать в дальнейшем на перспективу развития вуза, его конкурентоспособности, на повышение качества образовательной среды.

 

Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития // Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998.  552 с.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
3. Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. - М., 2001. - Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 6. - М., 2002. - С. 44.
4. Ткалич С.К. Курс лекций и практикум по предмету «Основы предпроектного анализа». Весенний семестр 2018. Магистратура ХГФ, Институт искусств МПГУ.