Определение, компонентная характеристика и роль культуры здорового образа жизни
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Определение, компонентная характеристика и роль культуры здорового образа жизни
В формировании мотивации и установок на соблюдение рационального жизненного устоя первостепенную роль отводят культуре здорового образа жизни – основе физического, психологического и социального благополучия, базису всестороннего и полноценного развития личности человека [2, с. 11].
Проблемы определения природы и компонентного комплекса культуры здорового образа жизни в некоторой степени имеют связь с неоднозначностью в интерпретации сущности понятия «здоровье», перекликающейся с трактовкой понятия «здоровый образ жизни».
Разнообразие в определении этого понятия отражает неоднозначность самого человека, его многогранной природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: это проявляется в поведении, восприятии, мыслях, поступках, реакции на всевозможного рода воздействия.
Здоровье человека – это сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия.
Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества физических и психических, социальных и личностных аспектов. Нередко затрагивая также и сферу философии, здоровье является базой для понятия «культуры здорового образа жизни» [1, с. 119].
Ключевой миссией культуры здорового образа жизни является приобщение людей к активной жизненной позиции, согласно которой человеком сперва осознаётся ценность здоровья и только после осуществляется работа по его улучшению.
Следует обратиться и к комплексу компонентов основ культуры здорового образа жизни, выделенных доктором педагогических наук Р.Н. Терехиной. В основу содержания исследования профессора легли сведения специальной литературы и наблюдения научных работников.
Учёный рассматривает в качестве ключевых пять компонентов основ культуры здорового образа жизни, выделяет в соответствии с ними ряд исследуемых признаков и показателей признаков:
1. Физическая культура личности:
1.1. Физическое развитие (вес, рост);
1.2. Физическая подготовленность (уровень развития базовых физических качеств, необходимых для жизни).
2. Культура питания:
2.1. Организация режима питания (временный аспект);
2.2. Калорийность пищи (низкая и высокая);
2.3. Количество потребления (количество подходов).
3. Культура досуга:
3.1. Двигательно-активный, развивающий досуг (занятия в секциях, подвижные игры на улице, походы в горы/море);
4. Культура движений:
4.1. Динамическая осанка (подтянутость корпуса, плечевая ось, положение головы);
4.2. Техника выполнения танцевальных упражнений (оценка за выполнение танца);
4.3. Сочетание музыки и движений (музыкальность – согласованность движений с темпом и ритмом музыки).
5. Культура поведения:
5.1. Организация режима дня (время сна, регулярность выполнения зарядки, время подготовки домашнего задания (уроки);
5.2. Вредные привычки (время, проводимое за компьютером (игры), время, проводимое с мобильным телефоном);
5.3. Внешний вид (состояние причёски, одежды, обуви);
5.4. Воспитанность (вежливое отношение со взрослыми и сверстниками) [5, с. 78-82].
Таким образом, культура здорового образа жизни – это совокупная система значимых для формирования у человека рациональной жизненной позиции компонентов личностно ориентированной физической культуры, питательной, досуговой, двигательной и поведенческой культур [4, с. 203].
На сегодняшний день формирование культуры здорового образа жизни является приоритетным направлением в работе образовательных учреждений основного и дополнительного типов.
Подобная заинтересованность в проблеме выработки здорового поведения у нынешней молодёжи говорит о том, что степень заботы государства, проявляющаяся в грамотной социальной политике по отношению к детям, очень высока. Саму проблему формирования культуры здорового образа жизни следует относить к фундаментальным, сопровождающим человека на протяжении его эволюции.
В наше время вопрос сохранения здоровья является не столько информационно-профилактическим, сколько педагогическим.
Обосновано это прежде всего тем, что возникает необходимость в эффективном осуществлении организации воспитательного и учебного процессов с опорой на санитарно-гигиенические, социально-медицинские, психофизиологические и другие факторы.
Условием успешности нынешних воспитательного и образовательного процессов выступает ориентация на формирование культуры здорового образа жизни. Ценностная мотивация здоровья подрастающего поколения развивается на основе комплексного подхода, с использованием педагогических здоровьесберегающих технологий [3, с. 91].
Показательно то, что культуре здорового образа жизни отводится столь значимая роль сегодня, когда в ней возникла реальная необходимость.
Здоровье людей, особенно маленьких, подвержено множеству факторов риска, число которых к тому же увеличивается с каждым годом.
Учитывая показатели статистики, приведённой в начале подпункта, во многом оптимальное состояние человека зависит от того, насколько хорошо он осведомлён в преимуществах здорового поведения и, соответственно, насколько хорошо он осознаёт ценность собственного здоровья и необходимость соблюдения здорового образа жизни, из неё вытекающую.
Выбор человека в пользу культуры здорового образа жизни – это, определённо, тот выбор, к которому должен прийти каждый человек, желающий продлить свою жизнь и улучшить её качество.