Статья:

Определение, компонентная характеристика и роль культуры здорового образа жизни

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Казарян М.А. Определение, компонентная характеристика и роль культуры здорового образа жизни // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Определение, компонентная характеристика и роль культуры здорового образа жизни

Казарян Мариам Ашотовна
студент Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Махновская Надежда Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

В формировании мотивации и установок на соблюдение рационального жизненного устоя первостепенную роль отводят культуре здорового образа жизни – основе физического, психологического и социального благополучия, базису всестороннего и полноценного развития личности человека [2, с. 11].

Проблемы определения природы и компонентного комплекса культуры здорового образа жизни в некоторой степени имеют связь с неоднозначностью в интерпретации сущности понятия «здоровье», перекликающейся с трактовкой понятия «здоровый образ жизни».

Разнообразие в определении этого понятия отражает неоднозначность самого человека, его многогранной природы. Ведь человек неоднозначен не только внешне, но и внутренне: это проявляется в поведении, восприятии, мыслях, поступках, реакции на всевозможного рода воздействия.

Здоровье человека – это сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия.

Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества физических и психических, социальных и личностных аспектов. Нередко затрагивая также и сферу философии, здоровье является базой для понятия «культуры здорового образа жизни» [1, с. 119].

Ключевой миссией культуры здорового образа жизни является приобщение людей к активной жизненной позиции, согласно которой человеком сперва осознаётся ценность здоровья и только после осуществляется работа по его улучшению.

Следует обратиться и к комплексу компонентов основ культуры здорового образа жизни, выделенных доктором педагогических наук Р.Н. Терехиной. В основу содержания исследования профессора легли сведения специальной литературы и наблюдения научных работников.

Учёный рассматривает в качестве ключевых пять компонентов основ культуры здорового образа жизни, выделяет в соответствии с ними ряд исследуемых признаков и показателей признаков:

1. Физическая культура личности:

1.1. Физическое развитие (вес, рост);

1.2. Физическая подготовленность (уровень развития базовых физических качеств, необходимых для жизни).

2. Культура питания:

2.1. Организация режима питания (временный аспект);

2.2. Калорийность пищи (низкая и высокая);

2.3. Количество потребления (количество подходов).

3. Культура досуга:

3.1. Двигательно-активный, развивающий досуг (занятия в секциях, подвижные игры на улице, походы в горы/море);

4. Культура движений:

4.1. Динамическая осанка (подтянутость корпуса, плечевая ось, положение головы);

4.2. Техника выполнения танцевальных упражнений (оценка за выполнение танца);

4.3. Сочетание музыки и движений (музыкальность – согласованность движений с темпом и ритмом музыки).

5.  Культура поведения:

5.1. Организация режима дня (время сна, регулярность выполнения зарядки, время подготовки домашнего задания (уроки);

5.2. Вредные привычки (время, проводимое за компьютером (игры), время, проводимое с мобильным телефоном);

5.3. Внешний вид (состояние причёски, одежды, обуви);

5.4. Воспитанность (вежливое отношение со взрослыми и сверстниками) [5, с. 78-82].

Таким образом, культура здорового образа жизни – это совокупная система значимых для формирования у человека рациональной жизненной позиции компонентов личностно ориентированной физической культуры, питательной, досуговой, двигательной и поведенческой культур [4, с. 203].

На сегодняшний день формирование культуры здорового образа жизни является приоритетным направлением в работе образовательных учреждений основного и дополнительного типов.

Подобная заинтересованность в проблеме выработки здорового поведения у нынешней молодёжи говорит о том, что степень заботы государства, проявляющаяся в грамотной социальной политике по отношению к детям, очень высока. Саму проблему формирования культуры здорового образа жизни следует относить к фундаментальным, сопровождающим человека на протяжении его эволюции.

В наше время вопрос сохранения здоровья является не столько информационно-профилактическим, сколько педагогическим.

Обосновано это прежде всего тем, что возникает необходимость в эффективном осуществлении организации воспитательного и учебного процессов с опорой на санитарно-гигиенические, социально-медицинские, психофизиологические и другие факторы. 

Условием успешности нынешних воспитательного и образовательного процессов выступает ориентация на формирование культуры здорового образа жизни. Ценностная мотивация здоровья подрастающего поколения развивается на основе комплексного подхода, с использованием педагогических здоровьесберегающих технологий [3, с. 91].

Показательно то, что культуре здорового образа жизни отводится столь значимая роль сегодня, когда в ней возникла реальная необходимость.

Здоровье людей, особенно маленьких, подвержено множеству факторов риска, число которых к тому же увеличивается с каждым годом.

Учитывая показатели статистики, приведённой в начале подпункта, во многом оптимальное состояние человека зависит от того, насколько хорошо он осведомлён в преимуществах здорового поведения и, соответственно, насколько хорошо он осознаёт ценность собственного здоровья и необходимость соблюдения здорового образа жизни, из неё вытекающую.

Выбор человека в пользу культуры здорового образа жизни – это, определённо, тот выбор, к которому должен прийти каждый человек, желающий продлить свою жизнь и улучшить её качество.

 

Список литературы:
1. Гундаров, И.А., Полесский, В.А. Актуальные вопросы практической валеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – СПб., 1993.
2. Зайцев, Н.К., Колбанов, В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. – Владивосток: Дальнаука, 1996.
3. Казаковцева, Т.С. Программа по валеологии и физической культуре для дошкольных образовательных учреждений «Здоровье с детства». – Киров, 1997.
4. Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАМ, 1998.
5. Терёхина, Р.Н., Теодорос П. Компоненты основ культуры здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 12. – С. 78-82.